Проблема занятости молодёжи является острой проблемой не только России, но также является характерной для многих зарубежных стран.
Важность исследования положения молодёжи на рынке труда и рабочей силы определяется двумя важнейшими критериями. Во-первых, молодые люди составляют 1/3 всего трудоспособного населения нашей страны. А, во-вторых, что является самым важным, от стартовых условий деятельности молодого поколения зависит всё последующее развитие российской экономики, политики и т.д.
В не зависимости от актуальности проблемы, степень её научной разработанности совсем невелика. В нашей стране, к сожалению, этой проблеме уделяется недостаточно внимания в средствах массовой информации, научных исследованиях и государственных документах. Однако данной проблемой занимались такие научные деятели, как: А.Долгова, Г.Лещинская и другие.
Невозможность трудоустройства молодёжи может обуславливаться рядом причин. Часто эти причины могут проявляться из-за свойственных определенному региону особенностей или непредвиденных ситуаций в экономике страны, но в большинстве случаев эти причины стандартны и определены для всего государства в целом.
Для начала – это уже сложившиеся стереотипы работодателей о молодых специалистах. В современных условиях уровень квалификации выпускников высших учебных заведений совершенно не соответствует требованиям работодателей. Несмотря на то, что по данным центра занятости каждый третий безработный имеет диплом о высшем образовании, у всех этих людей отсутствует опыт работы, им не хватает практических знаний и навыков по полученной профессии, необходимых для работы в той или иной сфере деятельности.
Следующая причина характеризуется проблемой выбора профессии при поступлении в ВУЗы. Большинство абитуриентов при выборе будущей профессии ссылаются на то, что в перспективе будет более престижно или же будет приносить больший доход, полностью игнорируя настоящую ситуацию на рынке труда. Таким образом, мы получаем большое количество специалистов в определенных отраслях и совершенное отсутствие необходимых специалистов в других, менее популярных специальностях.
Третьей причиной можно выделить падение престижа производительного труда среди современной молодежи. Известно, что в наше время большим спросом пользуются профессии гуманитарной направленности. Вследствие чего происходит падение значимости профессий технической направленности.
Ещё одной причиной сложности трудоустройства среди молодежи, как правило, может являться недостаточная подготовка учащихся к труду за время их обучения в школе и высшем учебном заведении, а также получение выпускниками квалификации, очень часто не соответствующей перспективным направлениям развития рынка труда и требованиям к современной рабочей силе.
Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодое поколение имеет как преимущества в виде высокого уровня мобильности и психологической гибкости, так и недостатки в виде отсутствия практического опыта. Ему характерны отсутствие опыта работы, производственного стажа, и, как следствие, относительно низкий профессиональный статус.
В последнее время все большее число молодых людей считает получение высшего образования неотъемлемым условием достижения определённого социального положения в обществе и получения высокого дохода, а также определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает сбалансированный спрос и предложение труда, и во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости.
До сих пор трудоустройство молодёжи, подготовка и приспособление их к профессиональной трудовой деятельности считаются одними из важнейших задач, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодого поколения на труд, использовать их возможности и потенциал в развитии экономики России.
Для уменьшения безработицы среди молодого населения нашей страны большую роль играет развивающаяся в службе занятости система профессионального обучения незанятого населения. Она способствует профессиональной адаптации незанятого населения и повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам: первоначальное обучение, переподготовка кадров и повышение квалификации.
Основываясь на уже вышесказанных фактах, можно обозначить некоторые возможные пути решения данной проблемы. Первое – это работа молодежных бирж труда; сбор статистических данных о количестве выпускников по различным специальностям, который поможет пробудить спрос на необходимые для развития экономики специальности и уделить особое внимание неперспективным в плане трудоустройства профессиям. Так же это организация дней открытых дверей на различных предприятиях, дабы молодые специалисты могли заинтересоваться в определённых специальностях и, конечно же, проведения всевозможного консультирования для молодёжи в виде каких-либо семинаров или конференций.
Подводя итог, можно сказать о том, что, необходимо разработать программы по выходу из сложившейся ситуации на рынке труда, которые будут предусматривать наиболее тесную связь главных элементов государственной молодёжной политики с основными механизмами, преобразующими российскую экономику и всю социальную сферу. Также необходимо вновь пересмотреть практику бюджетных выплат на цели государственной молодёжной политики. Основные силы правительственной деятельности должны быть направлены на конкретное воплощение инвестиций в молодое поколение.
Таким образом, проблема занятости молодежи на сегодняшний день остается очень актуальной и нерешённой. Следовательно она требует применения современных механизмов не только со стороны государственных органов, но и помощи отдельных специалистов в процессе становления личности (школа- университет- центры профессиональной ориентации).
Библиографический список
- Долгова А.Полная и эффективная занятость молодёжи – условие повышения конкурентоспособности страны/ Долгова А., Жукова И.// Человек и труд.2007.№8. [с.38]Документ Microsoft Word (11)
- Захаров М.И. Управление трудовыми ресурсами: / Под ред. М.И. Захаров. – М.: ПРИОР, 2009.[ с.467]
- Лещинская Г. Молодежный рынок труда // Экономист. 2002.– №8.[ с.68]
- Ростовская Т.К., Ростовская И.В. О развитии системы защиты прав несовершеннолетних и молодежи // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 3.
- Pravmisl.ru URL:http://pravmisl.ru/index.php?id=1326&option=com_content&task=view (Дата обращения 31.05.2015г)