УДК 331.5

ПРОБЛЕМА ЗАНЯТОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Шустова Ольга Александровна1, Шевень Людмила Николаевна2
1Смоленский государственный университет, студентка 1 курса направления подготовки «Менеджмент» профиль «Логистика и управление цепями поставок»
2Смоленский государственный университет, старший преподаватель кафедры менеджмента

Аннотация
Данная статья посвящена анализу проблемы безработицы среди молодёжи России. Особое внимание акцентируется на путях решения данной проблемы, ссылаясь на собственные исследования.

Ключевые слова: безработица, выбор специальности, занятость молодежи, обучение, профессия, рынок труда, труд, трудоустройство


THE PROBLEM OF EMPLOYMENT OF THE RUSSIAN YOUTH

Shustova Olga Aleksandrovna1, Sheven Lyudmila Nicolaevna2
1Smolensk State University, 1st year student department of “Management” profile “Logistics and Supply Chain Management”
2Smolensk State University, Senior Lecturer Department of Management

Abstract
This article analyzes the problem of unemployment among the Russian young. Particular attention is paid to the ways of solving this problem, citing its own research.

Keywords: choice of profession, education, employment, labor, labor market, occupation, unemployment., youth employment


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шустова О.А., Шевень Л.Н. Проблема занятости российской молодежи // Студенческие научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2015/07/2548 (дата обращения: 14.07.2023).

Проблема занятости молодёжи является острой проблемой не только России, но также является характерной для многих зарубежных стран.

Важность исследования положения молодёжи на рынке труда и рабочей силы определяется двумя важнейшими критериями. Во-первых, молодые люди составляют 1/3 всего трудоспособного населения нашей страны. А, во-вторых, что является самым важным, от стартовых условий деятельности молодого поколения зависит всё последующее развитие российской экономики, политики и т.д.

В не зависимости от актуальности проблемы, степень её научной разработанности совсем невелика. В нашей стране, к сожалению, этой проблеме уделяется недостаточно внимания в средствах массовой информации, научных исследованиях и государственных документах. Однако данной проблемой занимались такие научные деятели, как: А.Долгова, Г.Лещинская и другие.

Невозможность трудоустройства молодёжи может обуславливаться рядом причин. Часто эти причины могут проявляться из-за свойственных определенному региону особенностей или непредвиденных ситуаций в экономике страны, но в большинстве случаев эти причины  стандартны и определены для всего государства в целом.

Для начала – это уже сложившиеся стереотипы работодателей о молодых специалистах. В современных условиях уровень квалификации выпускников высших учебных заведений совершенно не соответствует требованиям работодателей. Несмотря на то, что по данным центра занятости каждый третий безработный имеет диплом о высшем образовании, у всех этих людей отсутствует опыт работы, им не хватает практических знаний и навыков по полученной профессии, необходимых для работы в той или иной сфере деятельности.

Следующая причина характеризуется проблемой выбора профессии при поступлении в ВУЗы. Большинство абитуриентов при выборе будущей профессии ссылаются на то, что в перспективе будет более престижно или же будет приносить больший доход, полностью игнорируя настоящую ситуацию на рынке труда. Таким образом, мы получаем большое количество специалистов в определенных отраслях и совершенное отсутствие необходимых специалистов в других, менее популярных специальностях.

Третьей причиной можно выделить падение престижа производительного труда среди современной молодежи. Известно, что в наше время большим спросом пользуются профессии гуманитарной направленности. Вследствие чего происходит падение значимости профессий технической направленности.

Ещё одной причиной сложности трудоустройства среди молодежи, как правило, может являться недостаточная подготовка учащихся к труду за время их обучения в школе и высшем учебном заведении, а также получение выпускниками квалификации, очень часто не соответствующей перспективным направлениям развития рынка труда и требованиям к современной рабочей силе.

Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодое поколение имеет как преимущества в виде высокого уровня мобильности и психологической гибкости, так и недостатки в виде отсутствия практического опыта. Ему характерны отсутствие опыта работы, производственного стажа, и, как следствие, относительно низкий профессиональный статус.

В последнее время все большее число молодых людей считает получение высшего образования неотъемлемым условием достижения определённого социального положения в обществе и получения высокого дохода, а также определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает сбалансированный спрос и предложение труда, и во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости.

До сих пор трудоустройство молодёжи, подготовка и приспособление их к профессиональной трудовой деятельности считаются одними из важнейших задач, решение которых позволит обеспечить реализацию прав молодого поколения на труд, использовать их возможности и потенциал в развитии экономики России.
Для уменьшения безработицы среди молодого населения нашей страны большую роль играет развивающаяся в службе занятости система профессионального обучения незанятого населения. Она способствует профессиональной адаптации незанятого населения и повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам: первоначальное обучение, переподготовка кадров и повышение квалификации.

Основываясь на уже вышесказанных фактах, можно обозначить некоторые возможные пути решения данной проблемы. Первое – это работа молодежных бирж труда; сбор статистических данных о количестве выпускников по различным специальностям, который поможет пробудить спрос на необходимые для развития экономики специальности и уделить особое внимание неперспективным в плане трудоустройства профессиям. Так же это организация дней открытых дверей на различных предприятиях, дабы молодые специалисты могли заинтересоваться в определённых специальностях и, конечно же, проведения всевозможного консультирования для молодёжи в виде каких-либо семинаров или конференций.

Подводя итог, можно сказать о том, что, необходимо разработать программы по выходу из сложившейся ситуации на рынке труда, которые будут предусматривать наиболее тесную связь главных элементов государственной молодёжной политики с основными механизмами, преобразующими российскую экономику и всю социальную сферу. Также необходимо вновь пересмотреть практику бюджетных выплат на цели государственной молодёжной политики. Основные силы правительственной деятельности должны быть направлены на конкретное воплощение инвестиций в молодое поколение.

Таким образом, проблема занятости молодежи на сегодняшний день остается очень актуальной и нерешённой. Следовательно она требует применения современных механизмов не только со стороны государственных органов, но и помощи отдельных специалистов в процессе становления личности (школа- университет- центры профессиональной ориентации).


Библиографический список
  1. Долгова А.Полная и эффективная занятость молодёжи – условие повышения конкурентоспособности страны/ Долгова А., Жукова И.// Человек и труд.2007.№8. [с.38]Документ Microsoft Word (11)
  2. Захаров М.И. Управление трудовыми ресурсами: / Под ред. М.И. Захаров. – М.: ПРИОР, 2009.[ с.467]
  3. Лещинская Г. Молодежный рынок труда // Экономист. 2002.– №8.[ с.68]
  4. Ростовская Т.К., Ростовская И.В. О развитии системы защиты прав несовершеннолетних и молодежи // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 3.
  5. Pravmisl.ru URL:http://pravmisl.ru/index.php?id=1326&option=com_content&task=view (Дата обращения 31.05.2015г)


Все статьи автора «olia99»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: