УДК 658.16 + 339.13.012.42

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ КРИЗИСОУСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА

Имамова Чинарахон Усмонжановна1, Панькова Ксения Сергеевна1
1Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), студентка кафедры экономика торговли

Аннотация
В статье определены основные факторы устойчивости предприятий в период кризиса на примере российского рынка. Авторами раскрыто содержание факторов, проведен анализ их влияния на деятельность предприятия.

Ключевые слова: кризисный менеджмент, поведение потребителей, потребительская ценность, устойчивость бизнеса, ценовая конкуренция


THE ANALYSIS OF FACTORS OF CRISIS STABILITY OF THE ENTERPRISES ON THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN MARKET

Imamova Chinarakhon Usmonzhanovna1, Pankova Xenia Sergeevna1
1South Ural State University (National Research University), Student of Trade Economics Department

Abstract
In article major factors of stability of the enterprises during crisis on the example of the Russian market are defined. Authors opened the contents of factors, the analysis of their influence on enterprise activity is carried out.

Keywords: behavior of consumers, consumer value, crisis management, price competition, stability of business


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Имамова Ч.У., Панькова К.С. Анализ факторов кризисоустойчивости предприятий на примере российского рынка // Студенческие научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2014/07/2266 (дата обращения: 25.07.2023).

Последствиям мирового финансового кризиса 2008 года посвящено множество научных исследований. Основными его проявлениями называют общее падение основных экономических показателей в большинстве развитых экономик мира, и последовавшую за этим глобальную экономическую рецессию. Негативные последствия кризиса затронули как представителей малого бизнеса [1, с. 117; 2], так и рыночных гигантов и проявились практически во всех отраслях экономики [3-7].

Тем не менее, в национальных экономиках обозначился ряд отраслей и рынков, которые в кризисных условиях не только не последовали общему спаду, но и продемонстрировали бурный рост [8]. Так в [9] выделено 10 отраслей российской экономики, которые ощутили на себе позитивное влияние кризиса:

-  Игры для PC;

-  Кафе быстрого питания;

-  Спам- рассылки;

-  Косметические средства;

-  Фармацевтический бизнес;

-  услуги для бизнеса;

-  розница в формате дискаунтера;

-  сетевой маркетинг;

-  лотереи;

-  электронная торговля.

Анализируя специфику данных сфер деятельности, позволившую им динамично развиваться в кризисных условиях, можно выделить ключевые факторы кризисоустойчивости, а именно:

-  низкие издержки по сравнению с конкурентами;

-  ценовое лидерство;

-  товар или услуга предназначены  для удовлетворения физиологических потребностей;

-  предоставление удобства для покупателей (больше ценности чем у конкурента за ту же стоимость или дешевле);

-  соответствие психологическим потребностям потребителя, возникшим в условиях кризиса.

Рассмотрим эти факторы и проблемы их обеспечения более подробно.

Лидерство по издержкам, как известно, является одной из пяти базовых стратегий конкуренции. Оно может быть обеспечено путем интеграции с партнерами в рамках логистических цепей, оптимизацией производственных и административных процессов, совершенствование технологий и т.п. Вне зависимости от источника возникновения, лидерство по издержкам дает предприятию возможность либо получать большую прибыль с единицы продукции, либо конкурировать по цене.

Фактор «привлекательность по цене» в свою очередь может быть обеспечен как лидерством по издержкам, так и тем, что товар или услуга является более экономичным товаром – заменителем товаров и услуг из других отраслей, что и обеспечивает переключение потребителей. Так, например, компьютерные игры выступают заменителем других предложений индустрии развлечений, но являются более доступными и не требуют дополнительных затрат.

Фактор «удовлетворение физиологических потребностей» имеет место в тех отраслях, отказ от товаров и услуг с точки зрения потребителя невозможен. Потребители могут находить более дешевые аналоги удовлетворения своих потребностей, но полностью отказаться от потребления они не могут.

Наиболее универсальным является фактор «предоставление большего удобства потребителю». В условиях кризиса поведение потребителя становиться более рациональным [10], происходит снижение числа спонтанных покупок, снижается эффективность традиционных форм рекламного воздействия [11]. Поэтому в этих условиях возрастает значения эмоционального вовлечения потребителя [12], его лояльности, а также с точки зрения рациональности выбора клиента, четкого понимания предоставляемых выгод. Тем более это актуально по отношению к тем товарам и услугам, которые не относятся к категории первой необходимости и не могут конкурировать по цене.

Фактор «соответствие психологически потребностям потребителей» является специфическим, так как проявляется только в кризисных условиях. На фоне роста степени рациональности поведения, он проявляется как раз таки в иррациональных покупках. Так в условия отказа от целого ряда покупок, потребитель начинает покупать больше косметики, чаще участвовать в лотереях и т.п. Такое поведение отражает попытки компенсации отказа от привычного уровня потребления, направленных на удовлетворение потребностей более высокого уровня.

Соответствие выделенных факторов рассматриваемым сферам деятельности представлено в табл. 1.

Таблица 1. Факторы кризисоустойчивости бизнеса

Фактор кризисоустойчивостиог

Сфера деятельности

Низкие издержки по сравнению с конкурентами

Кафе быстрого питания

услуги для бизнеса

сетевой маркетинг

электронная торговля

Привлекательность цены

компьютерные игры

Кафе быстрого питания

спам

дискаунтеры

Товар или услуга предназначены  для удовлетворения физиологических потребностей

Кафе быстрого питания

фармацевтика

дискаунтеры

Предоставление удобства для покупателей (больше ценности)

компьютерные игры

услуги для бизнеса

сетевой маркетинг

электронная торговля

Соответствие психологическим потребностям потребителя, возникшим в условиях кризиса

косметика

лотереи

Таким образом, по итогам проведенного в статье анализа, можно сделать вывод, что для повышения кризисоустойчивости бизнеса необходимо уделять внимание конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг, их наиболее полному соответствию потребностям и ожидания потребителей, а также процессам взаимодействия с потребителями, для формирования долгосрочных отношений.


Библиографический список
  1. Кузменко Ю.Г., Хатеев И.В., Левина А.Б. Роль и место малых предприятий в современных экономических условиях РФ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 1. С. 115-121.
  2. Гурьянов П.А. Малый промышленный бизнес в период экономического кризиса 2008-2009гг. в России // Современные научные исследования и инновации. – Сентябрь 2011. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2802 (дата обращения: 26.05.2014).
  3. Асташова Ю.В., Ваганов М.А. Маркетинг в сфере fashion-индустрии: опыт отраслевых лидеров // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4902 (дата обращения: 17.07.2014).
  4. Демченко А.И., Булычева Е.А. Подходы к интеграции логистических цепей в высокотехнологичных отраслях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/05/4979 (дата обращения: 17.07.2014).
  5. Южаков О.Ю. Управление банком в условиях экономического кризиса: международный опыт // Современные научные исследования и инновации. – Июнь 2013. – № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/06/25410 (дата обращения: 25.05.2014).
  6. Гридякин А.А., Федорова О.С. Развитие рынка потребительского кредитования в посткризисный период // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Ноябрь 2013. – № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/11/3374 (дата обращения: 17.07.2014).
  7. Демченко А.И., Булычева Е.А. Стратегическое исследование интеграционных процессов на примере рынка услуг сотовой связи // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Июль 2014. – № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/07/5577 (дата обращения: 17.07.2014).
  8. Асташова Ю.В., Трифонов И.С., Утемисова Ж.Ж. Кризис как катализатор рыночного роста и развития бизнеса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Июль 2014. – № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/07/5576 (дата обращения: 17.07.2014).
  9. Кому кризис нипочем. Десять отраслей, которые и во время экономического спада чувствуют себя неплохо [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://slon.ru/business/komu_krizis_nipochem-28538.xhtml, свободный. – Загл. с экрана.
  10. Асташова Ю.В., Демченко А.И. Маркетинговые стратегии в условиях старения населения // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 40. № 1. С. 8-11.
  11. Окольнишникова И.Ю. Методы оценки эффективности рекламной аргументации в системе комплексного рекламного продвижения бренда в сфере услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2012. № 30. С. 153-155.
  12. Окольнишникова И.Ю. Влияние уровня эмоций и знаний клиентов на вовлеченность в потребление на предприятиях сферы услуг: опыт исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2012. № 30. С. 147-152.


Все статьи автора «Асташова Юлия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: