УДК 78(045)

РОЛЬ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Ахмедханова Эльвира Магамедхановна
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
студентка 2 курса факультета педагогического и художественного образования

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о роли музыки в воспитании детей дошкольного возраста, особенно в развитии эмоциональной сферы психики личности ребенка.

Ключевые слова: воспитание, дошкольные учреждения, музыка, наглядно-образное мышление, психика личности, эмоциональная сфера личности


THE ROLE OF MUSIC IN THE EDUCATION OF THE CHILD

Ahmadkhanova Elvira Muhamethanovna
The Mordovian state teacher training college of the name of M. E. Evseveva
2nd year student of the faculty of education and arts education

Abstract
This article is devoted to consideration of the role of music in the education of preschool children, especially in the development of the emotional sphere of the psyche of the child's personality.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ахмедханова Э.М. Роль музыки в воспитании ребенка // Студенческие научные исследования. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2015/03/2396 (дата обращения: 05.08.2023).

Музыка занимает важное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими
особенностями дошкольников.

Специфика музыки заключается в том, что ее называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов) [1]. Музыка при помощи звуковой ткани благотворно влияет на все сферы ребенка, но более всего на его эмоциональную сферу, так как в ее содержание в качестве обязательного компонента входят эмоции и настроения [2]. С положительными эмоциями дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно и т. д.

Рассматривая психологические особенности дошкольников, важно отметить, что эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л. С. Выготский) [3]. Поэтому желательно начать знакомство с эмоционально-образным содержанием музыки с более раннего возраста, так как первые шесть лет жизни ребенка – самые важные для становления и развития всех психологических качеств человека.

Эмоциональная сфера личности тесно связана с наглядно-образным мышлением, основой которого являются  представления и образы (зрительные, слуховые, чувственные), а также все виды памяти (зрительная, слуховая, моторная, образная, ассоциативная). Наглядно-образное мышление помогает ребенку дать эмоциональную оценку каким-либо событиям, отражающимся в музыке. Для того чтобы наглядно-образное мышление проявилось полноценно, оно должно быть связано с абстрактным мышлением, играющим значительную роль  в формировании музыкального опыта человека и являющимся опорой для развития наглядно-образного мышления.

Исходя из сказанного, основная задача  педагога-музыканта в дошкольном учреждении – это приобщить детей к музыке с самых ранних лет [4]. Это не значит, что из ребенка необходимо сделать музыканта, а главное – научить дошкольника воспринимать музыку, оперировать музыкальными представлениями, накапливать музыкальные ассоциации, и в конечном итоге – развить музыкальные способности личности. Реализации данной задачи могут помочь музыкальные игры, пение и движения под музыку, слушание музыкальных произведений различных
отечественных и зарубежных авторов, игра на детских музыкальных инструментах.

Необходимо учитывать, что положительные результаты в музыкальной деятельности достигаются гораздо быстрее, если у ребенка есть интерес к музыке и желание заниматься данными видами деятельности. То есть важной задачей педагога-музыканта в дошкольном учреждении является формирование мотивационной сферы ребенка, позволяющей успешно заниматься музыкой.

На развитие данной сферы влияет, в первую очередь, выбор музыкального репертуара. Музыкальный репертуар, наиболее благоприятный для детского прослушивания, включает музыкальные произведения, которые мелодичны и отличаются легкостью звучания. Стоит избегать ярко выраженных ударных партий, могущих негативно влиять на детскую психику. Не стоит включать музыку громко – это травмирует нервную систему ребенка. Он становится нервным, капризным, нарушается сон, ухудшается аппетит. Не стоит позволять ребенку слушать музыку в наушниках, а также произведения, ориентированные на взрослую аудиторию: например, рок-музыку и его разновидности, клубную музыку, которую мы
часто можем услышать по радио, в общественном транспорте, по телевизору, – все это негативно воздействует на нервную систему дошкольника, что со временем способствует нарушению детской психики.

Ребенка нужно знакомить с музыкой, предназначенной именно для детской аудитории, имеющей определенный смысл, вызывающей у дошкольника
чувства и эмоции, доступные его возрастным особенностям: жалость, сочувствие, радость, сострадание и др. Ребенку пойдут на пользу посещения концертов живой классической музыки. Под музыку таких композиторов, как В. Моцарт, Л. Бетховен, А. Вивальди, П. Чайковский и др., у детей развивается музыкальный
вкус, интеллект и эмоциональная сфера личности.

Нельзя забывать и о роли семьи в музыкальном воспитании детей. Педагог-музыкант должен проводить с родителями беседы на эту тему и постоянно напоминать о роли музыки в культурном развитии их детей, о влиянии музыкальных произведений на ребенка. Педагог должен говорить, что первыми, кто может познакомить ребенка с миром музыки, является семья, и чем выше музыкальная  культура в семье, тем более адекватно можно оценить развитие психики детей.

Музыка дает детям возможность проявить себя в творчестве, вырабатывает личные вкусы, помогающие не быть потерянными в современном мире.


Библиографический список
  1. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 379 с.
  2. Холопова В. Н. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы Первой Рос. науч.-практич. конф., 4–5 декабря 2000 г., г. Москва. М., Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. С.55–76.
  3. Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6 т. М.: Педагогика, 1982–1984.
  4. Пархоменко М. В. Особенности проведения праздников и развлечений с детьми раннего возраста [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/619271.


Все статьи автора «Ахмедханова Эльвира Магамедхановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: