Музыка занимает важное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими
особенностями дошкольников.
Специфика музыки заключается в том, что ее называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов) [1]. Музыка при помощи звуковой ткани благотворно влияет на все сферы ребенка, но более всего на его эмоциональную сферу, так как в ее содержание в качестве обязательного компонента входят эмоции и настроения [2]. С положительными эмоциями дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно и т. д.
Рассматривая психологические особенности дошкольников, важно отметить, что эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л. С. Выготский) [3]. Поэтому желательно начать знакомство с эмоционально-образным содержанием музыки с более раннего возраста, так как первые шесть лет жизни ребенка – самые важные для становления и развития всех психологических качеств человека.
Эмоциональная сфера личности тесно связана с наглядно-образным мышлением, основой которого являются представления и образы (зрительные, слуховые, чувственные), а также все виды памяти (зрительная, слуховая, моторная, образная, ассоциативная). Наглядно-образное мышление помогает ребенку дать эмоциональную оценку каким-либо событиям, отражающимся в музыке. Для того чтобы наглядно-образное мышление проявилось полноценно, оно должно быть связано с абстрактным мышлением, играющим значительную роль в формировании музыкального опыта человека и являющимся опорой для развития наглядно-образного мышления.
Исходя из сказанного, основная задача педагога-музыканта в дошкольном учреждении – это приобщить детей к музыке с самых ранних лет [4]. Это не значит, что из ребенка необходимо сделать музыканта, а главное – научить дошкольника воспринимать музыку, оперировать музыкальными представлениями, накапливать музыкальные ассоциации, и в конечном итоге – развить музыкальные способности личности. Реализации данной задачи могут помочь музыкальные игры, пение и движения под музыку, слушание музыкальных произведений различных
отечественных и зарубежных авторов, игра на детских музыкальных инструментах.
Необходимо учитывать, что положительные результаты в музыкальной деятельности достигаются гораздо быстрее, если у ребенка есть интерес к музыке и желание заниматься данными видами деятельности. То есть важной задачей педагога-музыканта в дошкольном учреждении является формирование мотивационной сферы ребенка, позволяющей успешно заниматься музыкой.
На развитие данной сферы влияет, в первую очередь, выбор музыкального репертуара. Музыкальный репертуар, наиболее благоприятный для детского прослушивания, включает музыкальные произведения, которые мелодичны и отличаются легкостью звучания. Стоит избегать ярко выраженных ударных партий, могущих негативно влиять на детскую психику. Не стоит включать музыку громко – это травмирует нервную систему ребенка. Он становится нервным, капризным, нарушается сон, ухудшается аппетит. Не стоит позволять ребенку слушать музыку в наушниках, а также произведения, ориентированные на взрослую аудиторию: например, рок-музыку и его разновидности, клубную музыку, которую мы
часто можем услышать по радио, в общественном транспорте, по телевизору, – все это негативно воздействует на нервную систему дошкольника, что со временем способствует нарушению детской психики.
Ребенка нужно знакомить с музыкой, предназначенной именно для детской аудитории, имеющей определенный смысл, вызывающей у дошкольника
чувства и эмоции, доступные его возрастным особенностям: жалость, сочувствие, радость, сострадание и др. Ребенку пойдут на пользу посещения концертов живой классической музыки. Под музыку таких композиторов, как В. Моцарт, Л. Бетховен, А. Вивальди, П. Чайковский и др., у детей развивается музыкальный
вкус, интеллект и эмоциональная сфера личности.
Нельзя забывать и о роли семьи в музыкальном воспитании детей. Педагог-музыкант должен проводить с родителями беседы на эту тему и постоянно напоминать о роли музыки в культурном развитии их детей, о влиянии музыкальных произведений на ребенка. Педагог должен говорить, что первыми, кто может познакомить ребенка с миром музыки, является семья, и чем выше музыкальная культура в семье, тем более адекватно можно оценить развитие психики детей.
Музыка дает детям возможность проявить себя в творчестве, вырабатывает личные вкусы, помогающие не быть потерянными в современном мире.
Библиографический список
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 379 с.
- Холопова В. Н. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика: материалы Первой Рос. науч.-практич. конф., 4–5 декабря 2000 г., г. Москва. М., Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. С.55–76.
- Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6 т. М.: Педагогика, 1982–1984.
- Пархоменко М. В. Особенности проведения праздников и развлечений с детьми раннего возраста [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/619271.