УДК 32

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Яценко Дарья Петровна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация
Статья посвящена вопросам, касающимся муниципальной собственности, а также ее организации на территории конкретного муниципального образования. Кроме того, в работе выявлены основные проблемы, с которыми сталкивается муниципальное образование в процессе управления муниципальной собственностью, а также предложены основные направления, по которым предлагается совершенствовать данный процесс.

Ключевые слова: управление муниципальной собственностью


ORGANIZATION MANAGEMENT OF MUNICIPAL PROPERTY (FOR EXAMPLE ALEKSEEVSKOGO AREA BELGOROD REGION)

Yacenko Darya Petrovna
Belgorod National Research University

Abstract
The article is devoted to the issues relating to municipal property, as well as its organization in the territory of a particular municipality. In addition, in the main problems faced by the municipality in the management of municipal property, as well as the basic directions, which proposed to improve the process.

Рубрика: 23.00.00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Яценко Д.П. Организация управления муниципальной собственностью (на примере Алексеевского района Белгородской области) // Студенческие научные исследования. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/05/2471 (дата обращения: 29.04.2017).

Одной из актуальных общественных тем на сегодняшний день является организация управления муниципальной собственностью. Муниципальная собственность составляет социально-экономическую основу местного самоуправления. Максимальная отдача от имеющихся в распоряжении местных органов власти имущественных активов муниципального образования позволяет решать текущие задачи социально-экономического развития территории, планировать целевые показатели экономического развития муниципального образования в будущем. В связи с этим эффективное управление муниципальной собственностью является условием социально-экономического развития муниципального образования и представляет одну из важнейших задач органов местного самоуправления.

В настоящее время недостаток финансовых ресурсов муниципальных образований, а также отставание доходов местных бюджетов от возрастающих потребностей местного сообщества определяют необходимость в повышении эффективности использования муниципальной собственности. Поскольку эффективность использования муниципальной собственности зависит от процесса управления, особую актуальность и практическую значимость приобретают вопросы методологии управления муниципальной собственностью.

Анализу изучения данной темы посвящено множество исследований, большое количество публикаций, однако, этот вопрос не утрачивает своей актуальности и в настоящее время [1].

Под муниципальной собственностью принято понимать все имущество, находящееся в собственности муниципального образования. Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации в статье 215, пункт 1 определяет, что «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью» [2].

Нормативным документом, регламентирующим порядок управления муниципальной собственностью, является Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3]. В нем закреплены основные виды имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов, городских округов.

Указанный закон устанавливает в общем виде перечень объектов собственности поселений, муниципальных районов, городских округов. В собственности муниципальных районов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

4) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

5) имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района;

6) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами и другое [3].

Управление муниципальной собственностью в муниципальном образовании осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции. После оформления права муниципальной собственности органы местного самоуправления осуществляют права собственника, т.е. владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом как субъекты гражданского права. Распределение полномочий между органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Уставом муниципального образования.

В рамках детального изучения практики организации управления муниципальной собственности был проведен анализ осуществления данного процесса на примере конкретного муниципального района - Алексеевский район Белгородской области [4].

Для управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Алексеевского района, в структуре администрации Алексеевского района создан отдел по управлению муниципальной собственностью, который входит в состав комитета по управлению муниципальной собственностью, ЖКХ и архитектуры администрации Алексеевского района.

К основным функциям отдела по управлению муниципальной собственностью в Алексеевском районе относят:

- подготовка документации по принятию имущества в собственность района;

- осуществление процедуры приватизации;

- подготовка документации для заключению договоров пользования имущества, находящегося в собственности Алексеевского района;

- осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных и муниципальных унитарных казенных предприятий [5].

Отделом по управлению муниципальной собственностью предоставляется в аренду  муниципальное  имущество, которое не закреплено на праве хозяйственного ведения, оперативного управления  и безвозмездного пользования по результатам проведения торгов или конкурсов, аукционов. Кроме того, отдел по управлению муниципальной собственностью в Алексеевском районе осуществляет приватизацию имущества. Данная процедура происходит в соответствии с Программой приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности Алексеевского района, а также Положениями и Порядками, утвержденными Правительством РФ.

Однако в организации деятельности отдела по управлению муниципальной собственностью Администрации Алексеевского района существует ряд проблем, к которым можно отнести:

  1. Длительность проведения процедуры торгов.
  2. Сложность процедуры принятия и передачи объектов в муниципальную собственность.
  3. Отсутствие профессиональной подготовки кадровых ресурсов в части рационального использования муниципального имущества.
  4. Отсутствие возможности своевременной подготовки документации и постановки на кадастровый учет муниципального имущества.

Наличие данных проблем предполагает работу по поиску основных путей решения, к которым можно отнести:

- упрощение процедуры предоставления нежилых помещений в аренду;

- резервирование финансовых средств в местном бюджете для постановки объектов недвижимости и земельных участков на кадастровый учет;

- проведение профессиональной переподготовки, обучающих семинаров и повышение квалификации для кадров, осуществляющих управление муниципальной собственностью;

- автоматизация  управления муниципальным имуществом с помощью создания информационной базы в отделе управления муниципальной собственностью Алексеевского района Белгородской области.

Кроме того,к основным практическим рекомендациям по совершенствованию организации управления муниципальной собственностью Алексеевского района Белгородской области следует отнести:

- Осуществление отделом по управлению муниципальной собственностью администрации Алексеевского района регулярного комплексного анализа деятельности муниципальных предприятий и хозяйствующих обществ, в уставном капитале которых имеются доли участия;

- Продолжение поиска новых источников пополнения доходной части бюджета Алексеевского района за счет продажи земельных участков,а также сдачи их в аренду;

- Проведение оценки эффективности использования муниципальной собственности. К основным показателям, на основании которых осуществляется оценка эффективности деятельности муниципальных предприятий, можно отнести: выручку от реализации продукции, работ и услуг, прибыль (убытки), сумму прибыли (дивидентов), перечисленную в бюджет Алексеевского района, кредиторскую задолженность,в том числе перед бюджетами, задолженность перед государственными внебюджетными фондами, задолженность по оплате труда, дебиторскую задолженность, стоимость основных средств, общую рентабельность и другие экономические показатели.

- Создание информационной базы в отделе по управлению муниципальной собственностью, содержащую объекты недвижимости, которые предусматривают их дальнейшее включение в Реестр муниципальной собственности и объекты, предполагающиеся для дальнейшей аренды или продажи;

Таким образом, муниципальная собственность занимает важное место в составе экономической основы местного самоуправления. Она не является разновидностью публичной собственности, субъектами которой (собственниками) являются муниципальные образования, а выступает как самостоятельный вид публичной собственности, поскольку муниципальные образования не являются государственными образованиями.

Организация управления муниципальной собственностью, основанная на использовании современных управленческих подходов и информационных технологий, приведет к значительной мобилизации доходов местного бюджета и явится важнейшим шагом на пути к результативному бюджетированию на муниципальном уровне.


Библиографический список
  1. Московцева Е.А. Понятие и специфика управления муниципальной собственностью // Ученые заметки ТОГУ. 2014. № 1; Попов А.С. Развитие региона на основе управления муниципальной собственностью // Вестник Академии. 2014. №1; Полякова И.А. Эффективность управления муниципальной собственностью // Управление городом: теория и практика. 2013. № 1 (8).
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
  3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
  4. Об утверждении Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области: решение Муниципального совета муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка» Белгородской области от 23 ноября 2010 № 20. URL: http://www.adm-alekseevka.ru (дата обращения: 05.04.2014).
  5. Об утверждении Положения об отделе по управлению муниципальной собственностью (вместе с «Положением о комитете по управлению муниципальной собственностью и жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области»): постановление главы администрации от 15 мая 2009 г. № 528. URL: http://www.adm-alekseevka.ru (дата обращения: 05.04.2014).


Все статьи автора «Яценко Дарья Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: