Одной из актуальных общественных тем на сегодняшний день является организация управления муниципальной собственностью. Муниципальная собственность составляет социально-экономическую основу местного самоуправления. Максимальная отдача от имеющихся в распоряжении местных органов власти имущественных активов муниципального образования позволяет решать текущие задачи социально-экономического развития территории, планировать целевые показатели экономического развития муниципального образования в будущем. В связи с этим эффективное управление муниципальной собственностью является условием социально-экономического развития муниципального образования и представляет одну из важнейших задач органов местного самоуправления.
В настоящее время недостаток финансовых ресурсов муниципальных образований, а также отставание доходов местных бюджетов от возрастающих потребностей местного сообщества определяют необходимость в повышении эффективности использования муниципальной собственности. Поскольку эффективность использования муниципальной собственности зависит от процесса управления, особую актуальность и практическую значимость приобретают вопросы методологии управления муниципальной собственностью.
Анализу изучения данной темы посвящено множество исследований, большое количество публикаций, однако, этот вопрос не утрачивает своей актуальности и в настоящее время [1].
Под муниципальной собственностью принято понимать все имущество, находящееся в собственности муниципального образования. Так, Бюджетный кодекс Российской Федерации в статье 215, пункт 1 определяет, что «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью» [2].
Нормативным документом, регламентирующим порядок управления муниципальной собственностью, является Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3]. В нем закреплены основные виды имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов, городских округов.
Указанный закон устанавливает в общем виде перечень объектов собственности поселений, муниципальных районов, городских округов. В собственности муниципальных районов могут находиться:
1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;
2) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района;
3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;
4) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
5) имущество, предназначенное для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района;
6) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами и другое [3].
Управление муниципальной собственностью в муниципальном образовании осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции. После оформления права муниципальной собственности органы местного самоуправления осуществляют права собственника, т.е. владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом как субъекты гражданского права. Распределение полномочий между органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Уставом муниципального образования.
В рамках детального изучения практики организации управления муниципальной собственности был проведен анализ осуществления данного процесса на примере конкретного муниципального района – Алексеевский район Белгородской области [4].
Для управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Алексеевского района, в структуре администрации Алексеевского района создан отдел по управлению муниципальной собственностью, который входит в состав комитета по управлению муниципальной собственностью, ЖКХ и архитектуры администрации Алексеевского района.
К основным функциям отдела по управлению муниципальной собственностью в Алексеевском районе относят:
- подготовка документации по принятию имущества в собственность района;
- осуществление процедуры приватизации;
- подготовка документации для заключению договоров пользования имущества, находящегося в собственности Алексеевского района;
- осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных и муниципальных унитарных казенных предприятий [5].
Отделом по управлению муниципальной собственностью предоставляется в аренду муниципальное имущество, которое не закреплено на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и безвозмездного пользования по результатам проведения торгов или конкурсов, аукционов. Кроме того, отдел по управлению муниципальной собственностью в Алексеевском районе осуществляет приватизацию имущества. Данная процедура происходит в соответствии с Программой приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности Алексеевского района, а также Положениями и Порядками, утвержденными Правительством РФ.
Однако в организации деятельности отдела по управлению муниципальной собственностью Администрации Алексеевского района существует ряд проблем, к которым можно отнести:
- Длительность проведения процедуры торгов.
- Сложность процедуры принятия и передачи объектов в муниципальную собственность.
- Отсутствие профессиональной подготовки кадровых ресурсов в части рационального использования муниципального имущества.
- Отсутствие возможности своевременной подготовки документации и постановки на кадастровый учет муниципального имущества.
Наличие данных проблем предполагает работу по поиску основных путей решения, к которым можно отнести:
- упрощение процедуры предоставления нежилых помещений в аренду;
- резервирование финансовых средств в местном бюджете для постановки объектов недвижимости и земельных участков на кадастровый учет;
- проведение профессиональной переподготовки, обучающих семинаров и повышение квалификации для кадров, осуществляющих управление муниципальной собственностью;
- автоматизация управления муниципальным имуществом с помощью создания информационной базы в отделе управления муниципальной собственностью Алексеевского района Белгородской области.
Кроме того,к основным практическим рекомендациям по совершенствованию организации управления муниципальной собственностью Алексеевского района Белгородской области следует отнести:
- Осуществление отделом по управлению муниципальной собственностью администрации Алексеевского района регулярного комплексного анализа деятельности муниципальных предприятий и хозяйствующих обществ, в уставном капитале которых имеются доли участия;
- Продолжение поиска новых источников пополнения доходной части бюджета Алексеевского района за счет продажи земельных участков,а также сдачи их в аренду;
- Проведение оценки эффективности использования муниципальной собственности. К основным показателям, на основании которых осуществляется оценка эффективности деятельности муниципальных предприятий, можно отнести: выручку от реализации продукции, работ и услуг, прибыль (убытки), сумму прибыли (дивидентов), перечисленную в бюджет Алексеевского района, кредиторскую задолженность,в том числе перед бюджетами, задолженность перед государственными внебюджетными фондами, задолженность по оплате труда, дебиторскую задолженность, стоимость основных средств, общую рентабельность и другие экономические показатели.
- Создание информационной базы в отделе по управлению муниципальной собственностью, содержащую объекты недвижимости, которые предусматривают их дальнейшее включение в Реестр муниципальной собственности и объекты, предполагающиеся для дальнейшей аренды или продажи;
Таким образом, муниципальная собственность занимает важное место в составе экономической основы местного самоуправления. Она не является разновидностью публичной собственности, субъектами которой (собственниками) являются муниципальные образования, а выступает как самостоятельный вид публичной собственности, поскольку муниципальные образования не являются государственными образованиями.
Организация управления муниципальной собственностью, основанная на использовании современных управленческих подходов и информационных технологий, приведет к значительной мобилизации доходов местного бюджета и явится важнейшим шагом на пути к результативному бюджетированию на муниципальном уровне.
Библиографический список
- Московцева Е.А. Понятие и специфика управления муниципальной собственностью // Ученые заметки ТОГУ. 2014. № 1; Попов А.С. Развитие региона на основе управления муниципальной собственностью // Вестник Академии. 2014. №1; Полякова И.А. Эффективность управления муниципальной собственностью // Управление городом: теория и практика. 2013. № 1 (8).
- Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Иформ.банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
- Об утверждении Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области: решение Муниципального совета муниципального района «Алексеевский район и г. Алексеевка» Белгородской области от 23 ноября 2010 № 20. URL: http://www.adm-alekseevka.ru (дата обращения: 05.04.2014).
- Об утверждении Положения об отделе по управлению муниципальной собственностью (вместе с «Положением о комитете по управлению муниципальной собственностью и жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Белгородской области»): постановление главы администрации от 15 мая 2009 г. № 528. URL: http://www.adm-alekseevka.ru (дата обращения: 05.04.2014).