УДК 164.01

ЛОГИСТИКА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Борнин Артем Игоревич1, Шевень Людмила Николаевна2
1Смоленский государственный университет, студент 3 курса направления подготовки «Менеджмент» профиль «Логистика и управление цепями поставок»
2Смоленский государственный университет, старший преподаватель кафедры менеджмента

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу повышения конкурентоспособности отечественных предприятий посредствам внедрения в их хозяйственной деятельности логистического подхода. В статье изложены основные преимущества реализации логистических принципов на предприятии с опорой на следование основным положениям всеобщего управления качеством и предложены пути совершенствования товаропроводящей цепи субъектов экономики.

Ключевые слова: всеобщее управление качеством, конкурентоспособность, логистика, логистические принципы, логистический подход, отечественные предприятия


LOGISTICS AS THE WAY TO ENHANCE THE COMPETITIVENESS OF DOMESTIC ENTERPRISES

Bornin Artem Igorevich1, Sheven Lyudmila Nikolaevna2
1Smolensk State University, 3rd year student department of «Management» profile «Logistics and Supply Chain Management»
2Smolensk State University, Senior Lecturer Department of Management

Abstract
This article focuses on the issue of adoption and implementation of effective administrative decisions in the field of crisis marketing. The article describes and explains the main steps in the field of marketing, which, according to the author, should be taken in conditions of economic crisis, to ensure stable functioning of the company and suggest ways to improve supply chain businesses.

Keywords: competitiveness, domestic enterprises, logistics, logistics approach, logistics principles, total quality management


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Борнин А.И., Шевень Л.Н. Логистика как способ повышения конкурентоспособности отечественных предприятий // Студенческие научные исследования. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/04/2445 (дата обращения: 28.09.2017).

Российские отечественные предприятия при осуществлении своей коммерческой и производственной деятельности сталкиваются с рядом экономических и организационных проблем, от решения которых напрямую зависит существование хозяйствующего субъекта. Среди проблем, возникающих при функционировании отечественного предприятия, особенно остановлюсь на наличие конкуренции, неразрывно связанной с понятием рыночной экономики и оказывающей сильное влияние на развитие общества и рынка. Современные реалии толкают отечественные фирмы к поиску различных способов адаптации к быстро меняющимся условиям, борьбе с существующими негативными факторами как внешней, так и внутренней среды. Сложная экономическая ситуация, сложившиеся в результате санкционного давления на Россию и ответных мер правительства, заставляет отечественные фирмы надеяться, главным образом, на внутренние силы, что связано с рациональным расходованием и использованием собственных материальных и нематериальных ресурсов  с опорой на высококвалифицированный персонал. Для выполнения подобной задачи, и как следствие достижение весомого конкурентного преимущества, все чаще на национальных предприятиях используется логистика, хорошо зарекомендовавшая себя в международной практике. Сущность логистического подхода заключается в оптимизации и улучшении деятельности всех подразделений в неразрывной их связи, путем минимизации совокупных затрат и максимизации чистой прибыли предприятия. Необходимо подробно рассмотреть влияние внедрения логистики в деятельности хозяйствующего субъекта и повышения его конкурентоспособности.

В качестве своеобразного методологического инструментария, позволяющего   детально изучить эту взаимосвязь, на мой взгляд, можно использовать фундаментальные принципы всеобщего управления качеством(TQM), изложенные в семействе международных стандартов ИСО 9000. Данный выбор обусловлен глубинной взаимосвязью общего менеджмента, менеджмента качества и логистической деятельности. Так, начиная с 80-х годов XX века, началось историческое сближение первых двух направлений управленческой деятельности. Появилась концепция менеджмента на основе качества(MBQ), что с одной стороны было связано с решением задач качества и возникшей вследствие этого потребностью создания  адекватной организационной структуры, а с другой, необходимостью обеспечения требуемого уровня качества самой управленческой деятельности. Одновременно с этим логистика, представляющая собой часть общего менеджмента, также столкнулась с необходимостью стандартизации в области качества как протекаемых процессов, так и их результатов. Все это обусловило активное внедрение в логистическую деятельность указанных выше стандартов, которые с точки зрения изучаемой мною проблемы можно рассматривать как методологическую базу конкурентоспособности предприятия. Таким образом, логистическая система современного предприятия должна функционировать с учетом международных стандартов качества в данной области.  Итак, ниже представлены все восемь принципов менеджмента качества:

  1. ориентация на потребителя;
  2. лидерство руководителя;
  3. вовлечение работников;
  4. процессный подход;
  5. системный подход к менеджменту;
  6. постоянное улучшение;
  7. принятие решений, основанное на фактах;
  8. взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Автор исследования предполагает рассмотреть процесс повышения конкурентоспособности предприятия при использовании логистического подхода на примере реализации выше приведенных положений.

Первый и ключевой принцип менеджмента качества определяет зависимость любой организации от своих потребителей. Отсюда вытекает главная цель предприятия, заключающая в обеспечении наиболее полного выполнения всех требований клиентов и как следствие достижения их удовлетворения. Именно логистика выступает тем оптимальным инструментом, с помощью которого может быть достигнута эта цель. Как известно, цена продукции представляет собой один из самых важных элементов привлекательности ее для потенциального потребителя. Применение логистического подхода способствует заметному уменьшению стоимости готового продукта.  И тут стоит обратить внимание на такой существенный компонент ценообразования любого товара как себестоимость. Решение задачи по ее минимизации позволит отечественному предприятию с одной стороны отчасти снизить стоимость продукции, а с другой повысить чистую прибыль, при всем этом обеспечивая высокий уровень конкурентоспособности бизнеса. Использование логистики позволяет сократить в первую очередь материальные запасы на 30-70%, по данным промышленной ассоциации США на 30-50% [1, с. 45]. Далее оптимизация запасов приводит к серьезному сокращению расходов, связанных с ними, куда включаются издержки на содержание запасов, управленческий и складской персонал, потери от порчи или кражи товаров. При этом ускоряется оборачиваемость капитала предприятия, снижаются совокупные издержки и себестоимость продукции. Однако, такой результат возможен лишь при условии обеспечения высокой степени согласованности всех участников логистических процессов. В этой связи стоит обратиться к следующим четырем принципам менеджмента качества, приведенным выше.

Еще одним из экономических эффектов применения логистического подхода служит значительное сокращение времени прохождения товаров по звеньям логистической цепи. При этом согласно некоторым исследованием свыше 95% времени оборота продукции приходится на логистические операции, а затраты собственно на производство 2-5% данного ресурса. Практика внедрения логистики показывает ее эффективность. В некоторых научных работах [2, с. 40] опубликованы конкретные данные о результативности нового подхода к товародвижению. По мнению специалистов, с использованием логистики достигается сокращение времени движения товара на 25-45%. Достигается возможность наиболее быстрого и своевременного удовлетворения потребителя. Повышается уровень сервиса, обретаются устойчивые экономические партнеры, что обеспечивает стабильное положение организации на рынке.

Однако система менеджмента качества не будет функционировать успешно, если она не будет внедрена на всех уровнях управления организацией. Именно руководитель обеспечивает единство цели и выбор направления деятельности организации, осуществляя интеграцию всех служб и подразделений. Этому лицу принадлежат также полномочия в области межфирменного сотрудничества и создания макрологистических систем. Но, безусловно, управленческое воздействие должно опираться и на ответные действия и со стороны персонала предприятия. Для осуществления на практике логистического подхода необходимо полное вовлечение всех сотрудников службы логистики в решение сложившихся проблем, реализация их потенциала. При этом для успешного внедрения логистического подхода необходимы достаточно квалифицированные и подготовленные кадры. В качестве объекта  воздействия всей совокупности персонала организации можно рассматривать взаимосвязанные процессы, протекающие на всех этапах производственной и управленческой деятельности. Данное суждение основывается на процессном подходе, который заключается в управлении соответствующими ресурсами как процессами. Ну и наконец, эффективная организация многочисленных процессов на предприятии требует их взаимоувязки и интеграции путем управления ими как единой системой (системный подход). Так системная организация транспортной деятельности в условиях применения логистических методов приводит к снижению транспортных расходов, оптимизации маршрутов движения транспорта, согласованию графиков движения, минимизации холостых пробегов. Рационализация путей и графиков движения транспортных средств также представляется как еще одно конкурентное преимущество, обеспечивающее успешное выполнение задач организации. Осуществляется «позитивное воздействие на сокращение общих затрат или повышение суммарной прибыли, даже если это может негативно отразиться на деятельности отдельных подразделений. В межфирменных связях аналогичный результат получают путем гармонизации интересов всех участников логистического процесса, добиваясь компенсации дополнительных затрат за счет получения внеотраслевого эффекта» [3, с. 301].

Современное общество, по мнению ряда известных ученых и исследователей, таких как Д. Белл, У. Мартин, еще в конце прошлого века вступило в новую фазу развития — информационную. Роль информации и знаний в наши дни сложно переоценить. Интерес к информационным потокам и в логистической деятельности значительно увеличился. Ведь только обладая необходимыми знаниями и данными, можно принять оптимальное решение. При этом информация должна быть актуальной, доступной для понимания и истинной, что допускает лишь принятие решений, основанных на реальных фактах. Для обеспечения эффективного обмена данными между подразделениями предприятия и внутри логистической активно внедряются в деловую практику новейшие информационные системы передачи и обработки информации. Несмотря на затраты при внедрении, экономическая выгода от подобных систем очевидна и выражается в следующем:

- в увеличении производительности в операционном менеджменте;

- в повышении способности к глубокой интеграции действий элементов логистической системы;

- в сокращении операционных и административных затрат.

Также стоит упомянуть о необходимости непрерывного совершенствования как протекающих логистических процессов, так и управленческой деятельности в целом, в чем и заключается принцип постоянного улучшения. В концепции бережливой логистики предусматривается множественность субъектов совершенствования деятельности предприятия. Улучшение процесса может инициироваться кем угодно, включая их операторов. Само совершенствование протекает на постоянной основе, что обеспечивает рационализацию логистической деятельности. Все это выступает важнейшим конкурентным преимуществом хозяйствующего субъекта, выгодно позиционируя его среди конкурентов, в связи с достаточной уверенностью в будущей эффективности функционирования.

Как уже отмечалось выше, логистический подход на практике предусматривает активную интеграцию всех участников макрологистической системы. Важным аспектом в данном процессе выступает взаимодействие с поставщиками материальных ресурсов. Выстраивание отношений между организацией и поставщиками должно быть сформировано как взаимовыгодное сотрудничество. При этом в теории логистики подобное сотрудничество рассматривается на долгосрочную перспективу, что позволяет создать стабильную систему обеспечения предприятия всеми необходимыми ресурсами, а потребителя, соответственно, готовой продукцией. Долгосрочное партнерство способствует обретению хорошей репутации его участников, повышению их конкурентоспособности.

Таким образом, внедрение и использование логистики является весомым фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности отечественного предприятия. Успешность логистических решений заключается в гармоничном взаимодействии всех участников логистической системы и рациональном использовании всей совокупности ресурсов организации. Происходит заметное снижение различных затрат и потерь в процессе товародвижения. Так на 30-70% уменьшаются запасы, достигается сокращение времени движения товара на 25-45% [4, с. 50], оптимизируется транспортная деятельность, создаются предпосылки для дальнейшего интенсивного развития. Стоит отметить, что общий экономический результат от применения логистики на много превышает сумму эффектов от улучшения отдельных из перечисленных показателей. Данный результат становиться возможным благодаря синергетическому эффекту, возникающему вследствие интеграции отдельных звеньев логистической цепи в единую товаропроводящую систему. Неоспоримые преимущества использования на практике логистического подхода, которые полностью перекрывают издержки по внедрению данного способа организации материального потока, толкают отечественные предприятия на активное внедрение его в своей деятельности.


Библиографический список
  1. Абдуллаева Т. К. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Сельскохозяйственные машины и технологии. – 2011, №  1. C. - 45.
  2. Клименко Т. Модели управленческих компетенций в реализации стратегии повышения конкурентоспособности промышленности на принципах бережливой логистики // Логистика. – 2010, №  2. C. - 40.
  3. Бажин И.И. Логистический менеджмент: Компакт-учебник. - X.: Консум, 2005. - 440 с.
  4. Уваров С. А. Логистика: общая концепция теория и практика. — СПб.: «ИВЕСТ НП», 1996— С. 50.


Все статьи автора «Artem Bornin»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: