На сегодняшний день социальные сети играют немаловажную роль в повседневной жизни людей. Ежедневно миллионы людей используют социальные сети: договариваются о встречах, ищут необходимую информацию, читают различные посты и паблики, просто общаются. Следует отметить, что самыми активными пользователями является молодежь.
По данным социологического исследования, проведенного мной в 2014 году в г. Белгород, молодежь пользуется такими социальными сетями, как «Вконтакте» (79%), «Одноклассники» (10%), «Twitter», «Facebook» и другими (11%). На основе собранных данных можно сделать вывод, что с повышением возраста респонденты меньше посещают социальные сети.
По результатам исследования можно сказать, что большинство респондентов (81%) посещают социальные сети несколько раз в день. Основными мотивами для использования социальных сетей для них являются поиск друзей, одноклассников, однокурсников, а так же общение с ними. Практически половина опрошенных признала, что использование социальной сети помогло им в личной жизни и в общении с друзьями, в организации досуга и в поиске групп по интересам (55%). 25% опрошенных утверждают, что социальные сети никак не повлияли на их образ жизни. И лишь 10% признали, что социальные сети отнимают большую часть свободного времени, а у 15% они вызвали зависимость.
Зарегистрироваться в социальной сети 30,9% опрошенных подтолкнуло любопытство, 25,8% – друзья. 39,1 % пользователей социальных сетей считают, что социальные сети являются способом связи, экономящим средства и время.
Влияние социальных сетей на духовное и нравственное развитие молодежи неоднозначно оценивается многими исследователями данной проблемы.
Некоторые говорят о положительном влиянии социальных сетей на молодежь, упоминая об экономии времени, наличии большого количества информации [1, с.287], о свободном доступе к большому количеству ресурсов и необъятном количестве полезных и познавательных пабликов [2, с.12]. Намного чаще встречаются противники социальных сетей.
К отрицательным последствиям пользования социальными сетями относят рост суицидальной активности среди детей, подростков и молодежи в целом, которая на сегодняшний день приобрела огромные масштабы [3, с. 15]. Нередко можно попасть в группу, в которой можно увидеть разнообразные способы и методы самоубийства. Однажды я случайно зашла в одну из таких групп и ужаснулась… Меня насторожили записи типа: « Ищу напарника, напарницу (для совершения самоубийства, соответственно)», «Какие таблетки лучше выпить, чтобы умереть?», «Я решила умереть в день своего рождения», и тому подобное. А самое интересное, что все, кто пишет подобное, в ответ получают подробную инструкцию о том, что и как ему нужно делать для того, чтобы покончить жизнь самоубийством. Более того, меня поверг в шок тот факт, что количество участников в этой группе превышает численность некоторых познавательных и развлекательных пабликов [4, с. 30].
Несмотря на запрет данного рода информации в Интернете, все же можно встретить группы в контакте, несущие информацию о суициде. Часто они несут совсем безобидные названия и существуют относительно недолго, поскольку как только узнается их истинное назначение, они мгновенно блокируются модераторами.
Следующим отрицательным моментом в использовании социальных сетей молодежью является подмена ценностей. Если буквально лет десять назад молодежь предпочитала общение «вживую», проводила много времени за чтением книг, имела большое количество увлечений, посещала разнообразные кружки и секции, то сейчас все изменилось. Все больше и больше молодых людей предпочитают виртуальное общение, что приводит к низкой степени коммуникабельности современной молодежи. Проводя время в Интернете, молодежь забывает о чтении книг, об учебе в целом; достаточно просто полистать ленту, посмотреть новости Вконтакте, и, как считают многие из них, получить из этого необходимый объем информации. Но на мой взгляд, совершенно не нужной информации! Данный факт свидетельствует о снижении интеллектуального уровня современной молодежи вследствие пользования социальными сетями.
Говоря о негативном влиянии социальных сетей на современную молодежь нельзя не упомянуть о зависимости от них. Больше всего данного вида зависимости подвержены люди с низкой самооценкой [5, с. 24]. Молодой человек создает образ, которому хочет соответствовать и выдает желаемую информацию за действительную. Некоторые «зависимые», осознавая расхождения с созданным ими же персонажем, избегают личных встреч с новыми виртуальными знакомыми, а постепенно и с остальными людьми.
В целом, подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что характерным результатом влияния социальных сетей на молодежь является высокий уровень социальной дезадаптации, низкий потенциал их жизненной самореализации, а так же потребительское отношение к обществу.
Библиографический список
- Якоба, И.А. Влияние виртуальных социальных сетей на молодежь // Вестник Иркутского Государственного Технического Университета. – 2011. – № 3.
- Сазонова, Е.Г. Моральные ценности и установки молодежи // Социология молодежи. 2011. № 2.
- Шичкин, И.И. Чего ожидать от будущих поколений? // Журнал исследований социальной политики. – 2012. – № 5.
- Сидоров, А.И. Социальные сети и их влияние на молодежь // Социологические исследования. 2009. № 7.
- Титов, В.В. Интернет как пространство трансформации системы коммуникативной идентичности российского общества // Интеракция, интервью, интерпретация. 2013. № 10.