УДК 336

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Однокоз Валерия Геннадьевна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Бакалавр, кафедра «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика»

Аннотация
Данная статья посвящена обзору инновационной деятельности в Российской Федерации, а именно изучению практических аспектов проведения государственного регулирования этой деятельности. Также проведен анализ способов государственной поддержки инновационной деятельности в РФ. Проведенное исследование позволяет утверждать, что только при совместном участии государственного и частного сектора возможно реализовать социально ориентированную стратегию инновационного развития, а также создать более благоприятную атмосферу для инновационной деятельности.

Ключевые слова: государство, инновационная деятельность, инновация, процесс, регулирование, Российская Федерация, система, экономика


STATE REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Odnokoz Valeriya Gennad’evna
Finance University under the Government of the Russia Federation
Bachelor, Chair «Monetary relations and monetary policy»

Abstract
This article is devoted to the review of innovative activity in the Russian Federation, namely to studying of practical aspects of carrying out state regulation of this activity. The analysis of ways of the state support of innovative activity in the Russian Federation is carried also out. The conducted research allows to claim that only with joint participation of the public and private sector it is possible to realize socially oriented strategy of innovative development, and also to create more favorable atmosphere for innovative activity.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Однокоз В.Г. Государственное регулирование инновационной деятельности в РФ // Студенческие научные исследования. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2014/11/2283 (дата обращения: 30.09.2017).

Создание инновационно-ориентированной и конкурентоспособной национальной экономики невозможно без регулирования инновационных процессов, поддержания нормального соотношения спроса и предложения на рынке исследований и разработок. Государственное регулирование инновационной деятельности должно способствовать наращиванию инновационного потенциала; структурной перестройке «экономики знаний» с выходом на высокосортную, высокотехнологичную и конкурентоспособную продукцию, а также развитию производственной и социальной инфраструктуры в инновационной сфере. Необходимость государственного вмешательства в инновационные процессы обусловливается не только длительным научно- производственным циклом, высокими затратами, но и неопределённостью конечного результата.

Такие исследователи как А.И. Неклесса и П.Г. Щедровицкий убеждают нас в необходимости создания стратегического национального проекта «Инновационная Россия», инновационный процесс которого регулировался бы институциональной системой. В подтверждение этих слов, в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года признана определяющая роль государства в обеспечении инновационного развития страны и предусмотрены мероприятия, нацеленные на формирование эффективной инновационной системы.

Для успешной реализации институциональная система регулирования инновационного процесса должна отвечать ряду требований:

  • вырабатывать общие нормы и правила (установка взаимных правил, а также механизмов защиты интеллектуальной собственности);
  • обеспечивать распространение технологических знаний и инновационного опыта для создания благоприятной предпринимательской среды;
  • давать возможность дистрибутировать инновации среди различных отраслей, способствовать интернационализации организаций.

Следует отметить, что инновационная политика является составной частью государственной политики и рассматривается как вид деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по прямому и косвенному регулированию исполнения базисных установок государства в отношении статуса, принципов, целей, задач, приоритетов, механизмов и результатов инновационной деятельности [1, с. 143].

Низкий уровень технического вооружения труда, изношенность оборудования являются одной из основных проблем современной российской экономики. Соответственно, одной из основных задач экономической политики Правительства Российской Федерации является налоговое стимулирование расширенного воспроизводства основных фондов и технологической модернизации производства, введение инноваций, повышение инвестиционной привлекательности не только обрабатывающих, но и научных отраслей.

В этой связи перед государством неизбежно возникает проблема поиска и выбора форм и методов воздействия на развитие инвестиционной активности, внедрение инноваций и формирование инвестиционных ресурсов предприятий. С помощью системы налогообложения государство влияет на объем финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций, которые могут быть распределены между акционерами (учредителями) и (или) использованы как инвестиции, направлены на разработку и введение инноваций [2].

Так, например, в российском налоговом законодательстве установлены меры по улучшению и стимулированию инновационной деятельности:

  • ускоренная амортизация основных средств с помощью «амортизационной премии» - немедленное списание на расходы до 10% (для 3-7 амортизационных групп – до 30%) первоначальной стоимости основных средств и расходов капитального характера, а также возможность нелинейного метода начисления амортизации;
  • для крупных налогоплательщиков (или при предъявлении банковской гарантии) возможность возмещения НДС до завершения камеральной проверки;
  • освобождение от уплаты НДС лиц , обладающих исключительными правами или лицензионными договорами на изобретения, а также ноу-хау и программы для ЭВМ;
  • освобождение от таможенных пошлин, а также уплаты налога на добавленную стоимость на технологическое оборудование, аналогов которому нет в РФ;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки:

- сокращение срока принятия к вычету расходов на НИОКР (до 1 года)

- отмена ограничения по списанию неэффективных НИОКР

- по 120 видам НИОКР введен коэффициент 1,5 к затратам

  • предоставление резидентам особых экономических зон льгот по некоторым видам налогов;
  • предоставление инвестиционного налогового кредита.

Также важно обратить внимание, что признание активной роли государства в определении и реализации приоритетов инновационного развития должно не только сохранять, но и усиливать рыночные принципы экономики.

В 2008 году была представлена президентская Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года, которая содержит решение о преобразовании энергосырьевого пути развития на инновационный. В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности [3].

Одним из последних направлений государственного регулирования стало развитие производственных зон, которое включает в себя систему целенаправленных действий по преобразованию этих зон в финансово-деловые центры. Данные территории инновационного бизнеса предполагают:

  • наличие развитой сети банковских, финансовых и страховых услуг;
  • зоны экологически чистого, безотходного и замкнутого производства;
  • зоны конверсионного производства;
  • зоны льготного (особого) экономического режима с ярко выраженной экспортной направленностью производства.

Процесс преобразования производственных зон в финансово-деловые центры является делом не одного дня и, как правило, рассчитан на долгосрочную перспективу [4].

Так, например, при осуществлении Программы перераспределения, реформирования, а также ликвидации фирм и организаций, находящихся на территории г. Москвы предусмотрено ряд мер по организационно-правовому регулированию:

Перебазирование используется для организаций, которые занимают экономически неэффективные территории. Так перебазирование в г. Москва с ранее выделенного участка осуществляется путем возобновления той же или аналогичной деятельности на новой территории в пределах Москвы. Таким организациям предоставляется такая же территория по площади для возобновления своей деятельности.

Вывод или ликвидация происходит, когда организация прекращает свою деятельность на территории Москвы из-за своей неэффективности (не только финансовой, но и экологической).

Перепрофилирование осуществляется для изменения вида деятельности, которое предполагает проведение реконструкции, а также технического перевооружения с частичным изъятием территории.

Реорганизацию проводят для присоединения или перебазирования организации, с изменением разрешенного режима использования занимаемой территории.

Следует отметить, что последнее время государственная политика стала базироваться не только на административных принуждениях, но и на согласовании интересов города и хозяйствующих субъектах. Так Федеральный закон от 6 октября 2006 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно увеличил права органов местного самоуправления с одновременным уменьшением административно-командных методов влияния на экономические субъекты. Сделано это лишь для того, чтобы строить экономико-правовые отношения с организациями по обоюдному согласию, но с установлением ряда ограничений, которые формируются с помощью инструментов экономического воздействия.

Профессор Родионова Н.В. систематизировала эти инструменты. Результат систематизации можно увидеть в таблице 1.

 Таблица 1 – Инструменты, воздействующие на процессы реформирования производственных зон и хозяйствующих субъектов

Инструменты

Результаты

Административные

упрощенный визовый режим для иностранных инвесторов
упрощенный порядок согласования разрешительной и проектной документации;
установление пошлин, платежей, приватизацию, регистрацию;
участие в аукционах, тендерах;
компенсация затрат по патентованию, лицензированию, сертификации высокотехнологичной продукции;
ограничение числа проверок;
предоставление производственной зоне особого экономического статуса;

Организационные

организация рекламных компаний, выставок и презентаций;
организационное содействие;
подготовка профессиональных девелоперов для реализации комплексного развития территорий с помощью привлечения инвесторов для строительства объектов инфраструктуры

Экономические

разделение ресурсных и арендных плат (регулирование ставок арендной платы за нежилые помещения, арендуемые у города);
предоставление тарифных льгот ( установление тарифов на энерго-, тепло- и водоснабжение);
размещение городского заказа на НИОКР;
компенсация на покрытие расходов организаций, располагающихся в производственной зоне, на перебазирование, реформирование или ликвидацию

Финансовые

долевое участие органов администрации в финансировании научных и технологических исследований;
прямое выделение государственных инвестиций, субсидий, льготных налоговых кредитов, а также компенсация части процентных ставок по кредитам и займам, и части процентных выплат по долговым корпоративным ценным бумагам;
страхование коммерческих рисков;
установление режима государственных гарантий и преференций для инвесторов, участвующих в реформировании производственных зон;
льготное налогообложение в части региональных налогов, предоставление рассрочек и отсрочек (налоговых каникул) при уплате налогов в региональный бюджет

Правовые

применение процедур обременения в договорах аренды земельных участков;
изъятие земельных участков у недобросовестных землепользователей

Однако использование различных инструментов регулирования не всегда является панацеей. Решение этой проблемы видится в объединении государственного и общественного регулирования (союзы, ассоциации и иные объединения). Поскольку общественное регулирование занимается защитой корпоративных интересов предпринимательства, помогает контролировать ведение корпоративной статистики, а также оказывает консультационную и юридическую помощь.

Только при взаимовыгодном партнерстве государственной и общественной поддержки можно развить социально ориентированную стратегию инновационного развития, создать в стране благоприятную атмосферу инновационной активности, что и составляет основную задачу социально-экономической политики России.


Библиографический список
  1. Влияние инновационных процессов на совершенствование структуры общественного воспроизводства: сборник научных трудов (по материалам Всероссийской научно-практической конференции) / под ред. И. А. Филипповой, А. Р. Сафиуллина. Ульяновск: УлГТУ, 2012. 143 с.
  2. Маслова Е. В. Концепция управления обновлением и развитием механизма финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №49.
  3. Бурутин А.Г., Седаш Т.Н., Сетченкова Л. А. Особенности механизма финансирования инновационных процессов модернизации экономики// журнал «Финансы и кредит». 2012. №33.
  4. Опалева О.И. Государственное управление инновационной деятельностью // Финансы и кредит. 2010. №15.


Все статьи автора «Однокоз Валерия Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: