УДК 336.1

АНАЛИЗ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Пенчук Анна Витальевна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация
На сегодняшний день неэффективность государственных расходов является одним из факторов роста инфляции, запущенного состояния многих отраслей производства и серьезно снижает инвестиционной потенциал страны. Целевые программы выступают в качестве инструмента программно-целевого бюджетирования, которое предполагает такую организацию государственного управления, при которой расходование средств бюджета осуществляется в непосредственной взаимосвязи с достигаемыми результатами. Применение целевых программ – это возможность в значительной степени повысить эффективность и результативность бюджетных расходов. В данной статье представлен анализ целевых программ, реализуемых на федеральном уровне.

Ключевые слова: ведомственные целевые программы, государственные программы Российской Федерации, программно-целевое управление, федеральная адресная инвестиционная программа., федеральные целевые программы, целевая программа


ANALYSIS OF TARGETED PROGRAMS IMPLEMENTED AT THE FEDERAL LEVEL

Penchuk Anna Vutalevna
Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract
Today, the inefficiency of public spending is one of the factors of inflation running condition of many industries and seriously reduces the investment potential of the country. Application of targeted programs - an opportunity to improve efficiency and effectiveness of budget expenditures. This article presents an analysis of target programs implemented at the federal level.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Пенчук А.В. Анализ целевых программ, реализуемых на федеральном уровне // Студенческие научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2014/06/2243 (дата обращения: 29.04.2017).

Программно-целевое управление расходами бюджета – финансовое обеспечение реализации целевых программ с учетом заданных программой параметров результатов. Определяющим признаком программно-целевого управления является формирование различных целей использования бюджетных средств с разбивкой на подцели, определение механизма для их достижения, временных рамок и индикаторов промежуточного состояния выполнения задач. 

Целевая программа –  увязанный по целям, срокам и ресурсам комплекс мероприятий, направленных на решение задач социально-экономического, экологического, культурного развития. В настоящее время на федеральном уровне действуют следующие виды целевых программ:

  •   государственные программы Российской Федерации,
  • федеральные целевые программы
  •  ведомственные целевые программы
  • федеральная адресная инвестиционная программа.

На сегодняшний день центральное положение на федеральном уровне отводится государственным программам Российской Федерации. Государственная программа - система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности [1].

После утверждения в 2014 году государственной программы «Развитие пенсионной системы» и в 2016 году государственной программы «Обеспечение обороноспособности страны», доля бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственных программ Российской Федерации, в расходах федерального бюджета превысит 90%. Наблюдается увеличение такой доли к 2016 году на 2,5% по сравнению с 2014 годом.

Таблица 1 – Бюджетные ассигнования на реализацию государственных программ РФ (млн. руб.)

Показатели
2013 
2014 
2015 
2016 
Расходы федерального бюджета
13 387 340, 2
13 960 133, 3
14 977 502,4
15 572 602,3
Расходы на реализацию государственных программ РФ (открытая часть)
7 733 191,1
8 161 096,3
8 422 550,8
8 547 859,3
Финансовое обеспечение развития пенсионной системы
2 850 315,1
2 307 415,0
2 775 996,7
3 058 272,9
Закрытые расходы, включая обеспечение обороноспособности страны
2 242 439,9
2 556 802,7
3 028 701,0
3 310 874,3
Итого расходы на реализацию государственных программ РФ
12 825 946,1
13 025 314,0
14 227 248,5
14 917 006,5
Доля ассигнований на реализацию государственных программ РФ в расходах ФБ (%) 
95,8
93,3
95,0

95,8

В период 2013-2016 гг. одновременно с ростом расходов федерального бюджета наблюдается тенденция увеличения объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственных программ Российской Федерации. Объем бюджетных ассигнований на 2016 год планируется на 14 % больше, чем в 2013 году.

Анализ структуры бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации позволяет выделить следующие приоритетные направления: новое качество жизни (55,1%), инновационное развитие и модернизация экономики (16,4%), эффективное государство (13,6%).

В 2014 году наибольший объем финансирования определен по следующим утвержденным государственным программам Российской Федерации:

  •  «Социальная поддержка граждан»,
  • Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»,
  • Развитие транспортной системы».

Наблюдается тенденция увеличения объема бюджетных ассигнований, на реализацию всех вышеуказанных государственных программ Российской Федерации за период 2013-2016 гг.

Таблица 2 – Расходы бюджета в разрезе государственных программ РФ с наибольшим объемом финансирования (млрд.руб.)

Государственная программа Российской Федерации
Расходы на реализацию государственных программ Российской Федерации по годам
2013
2014
в % к предыдущему году
2015
в % к предыдущему году
2016
в % к предыдущему году
«Социальная поддержка граждан»
958,7
1 088,40
113,53
1 161,20
106,69
1 178,00
101,45
«Обеспечение общественного правопорядка и противодействие преступности»
912,7
906,1
99,28
906,5
100,04
912,1
100,62
«Развитие транспортной системы»
656,8
706,4
107,55
755,4
106,94
777,3
102,90

Федеральные целевые программы – увязанный по целям, срокам и ресурсам комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области социально-экономического, экологического и культурного развития Российской Федерации [2]. ФЦП является структурным элементом государственных программ Российской Федерации.

Доля бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ в расходах федерального бюджета незначительна и не превышает 10%.  Наблюдается тенденция сокращения этой доли: к 2015 году прогнозируется снижение на 1,4% по сравнению с уровнем 2013 года.

Таблица 3 – Доля бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП в расходной части бюджета

Показатели
2013
2014
2015
Всего расходы федерального бюджета (млрд. руб.)
13 387, 3
13 960, 1
14 977, 5
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП (млрд. руб.)
1 021,8
926,2
935,2
Доля ассигнований на реализацию целевых программ в расходной части бюджета (%)
7,6
6,6
6,2

Одновременно с этим наблюдается сокращение количества федеральных целевых программ. Если в 2013 году осуществлялась реализация 49 программ, то к 2016 году запланирована к реализации только 31 федеральная целевая программа. 

В 2014 году в структуре бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию федеральных целевых программ, в качестве приоритетных являются следующие направления:  развитие транспортной системы (38,6%), развитие высоких технологий (32,0%), развитие социальной инфраструктуры (9,2%),  безопасность (8,3%)

Ведомственные целевые программы  -  распределение бюджетных ассигнований на осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления государственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития. Особенности ведомственных целевых программ Российской Федерации:

  •  направленность на решение конкретной задачи подпрограммы государственной программы Российской Федерации;
  • отсутствие деления на подпрограммы;
  • мероприятия ведомственных целевых программ не могут дублировать мероприятия других целевых программ.

Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) – распределение бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и на приобретение объектов недвижимого имущества и осуществление на территории Российской Федерации иных капитальных вложений [3]. Особенности ФАИП:

  •  цель создания – эффективное управление инвестиционными расходами федерального бюджета;
  • структура: программная и непрограммная части. Программная часть реализуется через федеральные целевые программы (по направлению инвестиции). Все объекты непрограммной части относятся к одному из комплексов: социальный, производственный, специальный. 

Использование целевых программ в качестве инструмента программно-целевого управления расходами бюджетов позволяет решать проблемы социально-экономического развития комплексно, способствует развитию государственно-частного партнерства в ходе реализации программы, дает возможность оценить результаты, что в конечном итоге отражается в повышении эффективности расходования средств бюджета.


Библиографический список
  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 594 «"О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (вместе с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация")
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 № 239 (ред. от 22.11.2013) «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы»
  5. Федеральный закон от 02.12.2013 № 349–ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
  6. Федеральный закон от 03.12. 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»


Все статьи автора «PenchukAnna»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: