Программно-целевое управление расходами бюджета – финансовое обеспечение реализации целевых программ с учетом заданных программой параметров результатов. Определяющим признаком программно-целевого управления является формирование различных целей использования бюджетных средств с разбивкой на подцели, определение механизма для их достижения, временных рамок и индикаторов промежуточного состояния выполнения задач.
Целевая программа – увязанный по целям, срокам и ресурсам комплекс мероприятий, направленных на решение задач социально-экономического, экологического, культурного развития. В настоящее время на федеральном уровне действуют следующие виды целевых программ:
- государственные программы Российской Федерации,
- федеральные целевые программы
- ведомственные целевые программы
- федеральная адресная инвестиционная программа.
На сегодняшний день центральное положение на федеральном уровне отводится государственным программам Российской Федерации. Государственная программа – система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности [1].
После утверждения в 2014 году государственной программы «Развитие пенсионной системы» и в 2016 году государственной программы «Обеспечение обороноспособности страны», доля бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственных программ Российской Федерации, в расходах федерального бюджета превысит 90%. Наблюдается увеличение такой доли к 2016 году на 2,5% по сравнению с 2014 годом.
Таблица 1 – Бюджетные ассигнования на реализацию государственных программ РФ (млн. руб.)
Показатели
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
Расходы федерального бюджета
|
13 387 340, 2
|
13 960 133, 3
|
14 977 502,4
|
15 572 602,3
|
Расходы на реализацию государственных программ РФ (открытая часть)
|
7 733 191,1
|
8 161 096,3
|
8 422 550,8
|
8 547 859,3
|
Финансовое обеспечение развития пенсионной системы
|
2 850 315,1
|
2 307 415,0
|
2 775 996,7
|
3 058 272,9
|
Закрытые расходы, включая обеспечение обороноспособности страны
|
2 242 439,9
|
2 556 802,7
|
3 028 701,0
|
3 310 874,3
|
Итого расходы на реализацию государственных программ РФ
|
12 825 946,1
|
13 025 314,0
|
14 227 248,5
|
14 917 006,5
|
Доля ассигнований на реализацию государственных программ РФ в расходах ФБ (%)
|
95,8
|
93,3
|
95,0
|
95,8 |
В период 2013-2016 гг. одновременно с ростом расходов федерального бюджета наблюдается тенденция увеличения объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственных программ Российской Федерации. Объем бюджетных ассигнований на 2016 год планируется на 14 % больше, чем в 2013 году.
![]()
Анализ структуры бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственных программ Российской Федерации позволяет выделить следующие приоритетные направления: новое качество жизни (55,1%), инновационное развитие и модернизация экономики (16,4%), эффективное государство (13,6%).
В 2014 году наибольший объем финансирования определен по следующим утвержденным государственным программам Российской Федерации:
- «Социальная поддержка граждан»,
- Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»,
- Развитие транспортной системы».
Наблюдается тенденция увеличения объема бюджетных ассигнований, на реализацию всех вышеуказанных государственных программ Российской Федерации за период 2013-2016 гг.
Таблица 2 – Расходы бюджета в разрезе государственных программ РФ с наибольшим объемом финансирования (млрд.руб.)
Государственная программа Российской Федерации
|
Расходы на реализацию государственных программ Российской Федерации по годам
|
||||||
2013
|
2014
|
в % к предыдущему году
|
2015
|
в % к предыдущему году
|
2016
|
в % к предыдущему году
|
|
«Социальная поддержка граждан»
|
958,7
|
1 088,40
|
113,53
|
1 161,20
|
106,69
|
1 178,00
|
101,45
|
«Обеспечение общественного правопорядка и противодействие преступности»
|
912,7
|
906,1
|
99,28
|
906,5
|
100,04
|
912,1
|
100,62
|
«Развитие транспортной системы» |
656,8
|
706,4
|
107,55
|
755,4
|
106,94
|
777,3
|
102,90
|
Федеральные целевые программы – увязанный по целям, срокам и ресурсам комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области социально-экономического, экологического и культурного развития Российской Федерации [2]. ФЦП является структурным элементом государственных программ Российской Федерации.
Доля бюджетных ассигнований на реализацию федеральных целевых программ в расходах федерального бюджета незначительна и не превышает 10%. Наблюдается тенденция сокращения этой доли: к 2015 году прогнозируется снижение на 1,4% по сравнению с уровнем 2013 года.
Таблица 3 – Доля бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП в расходной части бюджета
Показатели
|
2013
|
2014
|
2015
|
Всего расходы федерального бюджета (млрд. руб.)
|
13 387, 3
|
13 960, 1
|
14 977, 5
|
Распределение бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП (млрд. руб.)
|
1 021,8
|
926,2
|
935,2
|
Доля ассигнований на реализацию целевых программ в расходной части бюджета (%)
|
7,6
|
6,6
|
6,2
|
Одновременно с этим наблюдается сокращение количества федеральных целевых программ. Если в 2013 году осуществлялась реализация 49 программ, то к 2016 году запланирована к реализации только 31 федеральная целевая программа.
В 2014 году в структуре бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию федеральных целевых программ, в качестве приоритетных являются следующие направления: развитие транспортной системы (38,6%), развитие высоких технологий (32,0%), развитие социальной инфраструктуры (9,2%), безопасность (8,3%)
Ведомственные целевые программы - распределение бюджетных ассигнований на осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления государственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития. Особенности ведомственных целевых программ Российской Федерации:
- направленность на решение конкретной задачи подпрограммы государственной программы Российской Федерации;
- отсутствие деления на подпрограммы;
- мероприятия ведомственных целевых программ не могут дублировать мероприятия других целевых программ.
Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) – распределение бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и на приобретение объектов недвижимого имущества и осуществление на территории Российской Федерации иных капитальных вложений [3]. Особенности ФАИП:
- цель создания – эффективное управление инвестиционными расходами федерального бюджета;
- структура: программная и непрограммная части. Программная часть реализуется через федеральные целевые программы (по направлению инвестиции). Все объекты непрограммной части относятся к одному из комплексов: социальный, производственный, специальный.
Использование целевых программ в качестве инструмента программно-целевого управления расходами бюджетов позволяет решать проблемы социально-экономического развития комплексно, способствует развитию государственно-частного партнерства в ходе реализации программы, дает возможность оценить результаты, что в конечном итоге отражается в повышении эффективности расходования средств бюджета.
Библиографический список
- Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 594 «”О реализации Федерального закона “О поставках продукции для федеральных государственных нужд” (вместе с “Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация”)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 № 239 (ред. от 22.11.2013) «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы»
- Федеральный закон от 02.12.2013 № 349–ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
- Федеральный закон от 03.12. 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»