Уровень социально-экономического развития государства во многом зависит от благосостояния и уровня жизни населения. Именно поэтому налоговая политика, как составная часть социально-экономической политики государства, должна быть направлена на:
- сглаживание дифференциации в доходах физических лиц;
- стимулирование инвестиционной активности населения;
- повышение уровня и качества жизни граждан.
По мнению автора, недостаток налоговой политики в России является несправедливое распределение доходов между различными категориями граждан. В России в период с 2000г. по настоящее время социально-экономическое неравенство только усиливается. Доходы 10% богатых превышают доходы 10% самых бедных граждан России в 16,2 раза. В России уровень дифференциации в доходах населения выше, чем в других странах.
Если сравнить с началом перестроечного периода (1985-1991 гг.), то разрыв между богатыми и бедными оценивался в 5-7 раз.
Принцип социальной справедливости налоговой политики может быть обеспечен за счет применения дифференцированных ставок налогов по видам и размерам доходов.
Становится актуальным вопрос о том, нужно ли модернизировать уже сложившуюся налоговую систему и есть ли необходимость вводить новые налоги с целью поддержания социального равновесия в обществе. В частности, одним из налогов, направленных на сглаживание поляризации в доходах населения, может стать налог на роскошь.
Налог на предметы роскоши обсуждается властями нашего государства в течение многих лет. Введение этого налога крайне значительно и своевременно, так как на сегодняшний день очень остро стоит проблема социального расслоения общества. В перечне предметов, относящихся к предметам роскоши, за всю историю существования человечества побывало едва ли не все, что нас сейчас окружает и то, что раньше являлось излишеством, в наше время становится необходимостью в повседневной жизни. Ярким примером этого являются компьютеры и мобильные телефоны, которые 10-15 лет назад считались показателем состоятельности, а сегодня во многих странах их привносят в число предметов первой необходимость.
В нашей стране налог на роскошь впервые был предложен в 2003 г . Этот налог успешно функционирует во многих странах мира. Например, в большинстве стран Европы под облагаемую базу налога на роскошь подпадает дорогая недвижимость, при этом ставки налога достаточно высоки.
В России, отчасти уже сейчас, действует налог на роскошь. Установлены дифференцированные ставки по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество организации, в зависимости от объекта налогообложения.
Но в России сегодня не выделено понятие «роскошь». По нашему мнению, налогом на роскошь следует облагать дорогие виллы, автомобили, яхты, самолеты, драгоценности, ценные меха по ставкам – 5% от рыночной стоимости объекта налогообложения.
Налог на роскошь имеет цель — стимулировать бизнес, инвестиционную активность, инвестиции в производство. Этот налог в большей степени является морально и этически ориентированным. Введение этого налога требует проработки каждого пункта законопроекта, чтобы не противоречить принципу социальной справедливости и равенства налогообложения.
Библиографический список
- Налоговое консультирование: теория и практика: учеб. пособие / Л.В. Севрюкова, Т.Ю. Ткачева, Л.В. Афанасьева и др.; Юго-Западный государственный ун-т. Курск, 2011. 244 с.
- Налогообложение организаций: теория, механизм и региональная практика: монография / под ред. Л.В. Севрюковой, Т.Ю. Ткачевой; Юго-Западный государственный ун-т. Курск, 2012. 223 с.
- Приходченко О.С. Актуальные направления бюджетного анализа территориальных финансов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 10-3 (17). – С. 68-70.
- Приходченко О.С. Формирование бюджетной стратегии на региональном уровне // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2014. – № 1. – С. 53-56.
- Трусова Н.С. Региональные особенности налоговой политики [Электронный ресурс] / Н.С. Трусова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – №1. URL:http://ekonomika.snauka.ru/ 2014/01/3634
- Трусова Н.С. Методы оценки эффективности налоговой политики / Н.С. Трусова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Экономика. Социология. Менеджмент». – 2011. – № 2. – С. 151-156