УДК 33.2964

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Кулакова Анна Андреевна
Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права
студент

Аннотация
В данной статье дается подробное определение понятию «малое предпринимательство», рассматриваются его основные особенности, преимущества и недостатки, а также предлагается характеристика значения малого бизнеса для экономики Российской Федерации.

Ключевые слова: малое предпринимательство


THE NATURE AND SIGNIGICANCE OF SMALL BUSINESS IN RUSSIAN ECONOMY

Kulakova Anna Andreevna
Tyumen State Academy of World Economy, Management and Law
student

Abstract
This article provides a detailed definition of "small business", the main features, advantages and disadvantages are being considered and it proposes the characteristic of the meaning of small business in Russian economy.

Keywords: small business


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кулакова А.А. Сущность и значение малого предпринимательства в экономике россии // Студенческие научные исследования. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2015/01/2365 (дата обращения: 12.07.2023).

Малое предпринимательство (или иначе его называют малым бизнесом) является важным субъектом экономической системы Российской Федерации. Он имеет большое значение как для формирования самой структуры экономики страны, так и для ее развития. Кроме того надо сказать о том, что малое предпринимательство выполняет ряд важным социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции в стране, участие в формировании бюджетов всех уровней и так далее.

Для того, чтобы наиболее полно рассмотреть сущность и значение малого предпринимательства для экономики России, необходимо для начала определить, что скрывается за самим понятием «малый бизнес».

Достаточно сложно на самом деле дать определение малому бизнесу. Зачастую таким термином называют небольшие по размеру розничные магазины, часто это относят к ресторанам и к подобным организациям, в то время как крупным бизнесом часто называют такие крупнейшие компании (часто ТНК), как, например, «Газпром», «МегаФон», «ЛУКОЙЛ». При этом достаточно большое количество предприятий и организаций не поддаются отнесению к подобным крайностям. Для того, чтобы отнести предприятие к малому бизнесу, или же к крупным предприятиям, используются различные критерии предельной величины предприятия. Надо заметить также, что выделяют также промежуточное положение предприятий  – «средние предприятия». Существует ряд распространенных общепринятых критериев.

В Соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» отнесение субъектов к предприятиям малого бизнеса производится в соответствии с рядом критериев:

1.      для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2.      средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и предпринимательства:

а)      до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек включительно.

Средняя численность работников микропредприятия или малого предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в  том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам  или  по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных предприятий.

3.      предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства не превышают пороговые значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. № 101:

-                   микропредприятия – 60 млн. руб.;

-                   малые предприятия – 400 млн. руб.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием по средней численности работников и выручке от реализации товаров (работ, услуг).

Итак, автором был рассмотрен количественный подход к определению малого бизнеса. Существует так же ряд качественных подходов.

Cуществует тaк назывaемая «кoмиссия Бoултона», в которой выделено три главных признака предприятий малого бизнеса, по которым абсолютно точно предприятие можно описать как «малое»[4, с. 5]:

-        небoльшой рынoк сбытa, который не позволяет организации оказать существенное влияние на цену или же объем реализуемого им товара;

-        правoвая незaвисимость – управление малым предприятием осуществляется не через систему формализованной управленческой структуры,  непосредственно собственником или же сoбственниками-пaртнерами, котoрые сaмостоятельно контрoлируют свoе дело;

-        упрaвление прeдприятием, которое предполагает, что владелец или владельцы-партнеры сами принимают участие во всех аспектах управления предприятием малого бизнеса, и что он (они) свободны от внешнего давления.

Итак, выше были описаны основные признаки, по которым можно определить предприятие как малое. Однако наиболее целесообразным будет рассмотреть также, какие основные преимущества характеризуют малый бизнес.

К основным преимуществам малого бизнеса можно отнести следующие [6]:

  1. близость к клиенту. В отличие от предприятий крупного бизнеса малые предприятия практически всегда находятся в тесном контакте с клиентом, почти в повседневном. Это отлично позволяет данным предприятиям наиболее быстро адаптироваться и проялвять гибкость в зависимости от желаний клиентов, и, как результат, они могут добиться того, что именно их продукции потребитель в итоге отдаст свое предпочтение:
  2. cпособность поcтоянно изменяться и адаптироваться. Предприятиям малого бизнеса в процессе осуществления своей деятельности приходится постоянно «бороться за выживание», так как велика вероятность вытеснения со стороны крупных и средних предприятия. Помимо этого они сильно зависят от своей клиентуры и поставщиков, так что они вынуждены постоянно искать различные новые способы снижения издержек;
  3. низкие накладные расходы. Является фактом то, что в традиционной организации в процессе ее расширения круг управленческих задач, которые необходимо решать в кратчайшие сроки, постоянно увеличивается. Вместе с этим наблюдается и рост удельных накладных расходов на все время увеличивающийся аппарат администрации. Небольшие компании, которые лишены внутренней бюрократии, могут держать эти расходы на относительно низком уровне;
  4. испoльзование «мaлых ниш». В процечее насыщения рынков сбыта все более растет необходимость поиска новых товарных ниш. В сравнении с крупными предприятиями, которые в основном гонятся за увеличением масштаба деятельности, мелкие предприятия наоборот видят необходимость в поиске микрониш. Рабoтая на первoм этaпе с минимaльной пpибылью, они нередко в качестве результата деятельности получают расширение ниши, котoрая с течением врeмени мoжет стать нoвым, крyпным истoчником дохода;
  5. иннoвационный пoтенциал. Как было отмечено выше, предприятия малого бизнеса имеют необходимость постояннно адаптироваться к изменениям в бизнес-среде, в технологиях производства, а также в потребностях покупателей. Более того, мелкими организациями зачастую руководят предприниматели, которые являются новаторами в своей сфере, которые вполне готовы к риске, если это обеспечит им рост прибыли и эффективности работы организации;
  6. вoзможность oбъединять уcилия. Для того, чтобы предприятия малого бизнеса были способны оказать сопротивление своих крупных и средним конкурентам, целесообразно для них образовывать различного рода объединения как краткосрочного, так и долгосрочного характера.

Рaссмотрим пoдробнее, какoе значение малый бизнес имеет для развития экономики государства, в частности России [7]:

  1. Мaлый бизнeс – вaжный сeктор экoномики.

Малые предприятия гораздо более легко переностя изменения внешней среды. Когда в России в начале 90-х годов начался экономический спад, именно предприятия малого бизнеса смогли обеспечить России возможность подстроиться под новую рыночную конъюнктуру. Это демонстрирует гибкость и большую мобильность малого бизнеса, а также то, что они могут значительно помочь в укреплении рыночной экономики.

  1. Малый бизнес – один из основных источников налоговых поступлений.

Малый бизнес принимает большое участие в  формировании бюджетов на всех уровнях. Они совершают отчисления в бюджет, которые берутся из прибыли различных организаций, также малый бизес играет большую роль в формировании рабочих мест, то есть являются источников доходов для населения. Также малые предприятия оказывают помощь в сборе налогов с физических лиц.

  1. Социально-экономическая роль малого бизнеса.

Малый бизнес оказывает огромное влияние в сфере создания рабочих мест для населения, то есть данные предприятия повышают уровень занятости населения, уменьшая при этом, соответственно, уровень безработицы. На предприятиях малого бизнеса работает сравнительно небольшое количество человек, что способствует образованию достаточно тесных связей в трудовом коллективе, чего нельзя сказать о крупных и средних предприятиях. Это оказывает положительное влияние на мотивацию персонала, ввиду чего улучшаются показатели эффективности деятельности организации. Кроме того стоит заметить, что часто малые предприятия обеспечивают работой социально-нестабильные слои населения, куда включены молодежь, женщины, иммигранты и т.д.

Однако для характеристики малых предприятий недостаточно рассмотреть лишь их преимущества, так как наряду с ними существует также ряд принципиальных проблем.

Главная проблема, которая характеризует малый бизнес, преддставляется очевидной – необходим постоянный поиск инвестиций для того, чтобы организовать собственное дело. Необходимо в этом случае указать, каковы же причины постоянной нехватки денежных средств[5]:

-                   Инвестирование в малый бизнес всегда затруднено.

Государство, конечно оказывает поддержку малым предприятиям с помощью различных программ помощи, однако государственные структуры, у которых имеются на это необходимые средства, скорее вложат их в предприятия, которые являются лидерами на рынках. Как можно догадаться, чаще всего ими оказываются отнюдб не малые предприятия, а крупные организации. Кроме того, криминализация предприятий малого бизнеса частично связана непосредственно с отсутствием интереса к нему со стороны крупных инвесторов.

-                   Кредиты также малодоступны .

Ввиду того, что у начинающих предпринимателей в большинстве случаем не имеется имущества, которым можно было бы обеспечить кредиты, банки не имеют достаточного стимула кредитовать такие предприятия, даже при условии проводимых государством соответствующих программ.

-                   Лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит тоже затруднены. К тому же и первые взносы являются слишком высокими для большинства начинающих бизнесменов.

Таким образом, рассмотрев основные преимущества и проблемы малого бизнеса, оценим эффективность деятельности малых предприятий в экономике России.

Начало реформ 90-х годов в России ознаменовалось большим притоком людей в малый бизнес. Достаточно сказать, что к 1995 году почти 60% всех российских частных предприятий были малыми. Последовавший после этого кризис 1998 года, однако, пришелся тяжелым ударом по малому бизнесу. Лишь к началу 2000 года число малых предприятий вновь составило 891 000, приблизившись к отметке 1994 года (общее число постоянно работающих на малых предприятиях на тот момент равнялось 10% от общего числа Работающих в российских организациях). [8]

Также значение малого бизнеса для экономики России можно охарактеризовать с помощью основных экономических показателей деятельности малых предприятий (см. Таблицу 2)

Таблица 2 – Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в России за 2010-2012 г.г.

Малые предприятия

всего

В том числе микропредприятия

2010

2011

2012

2010

2011

2012

Численность предприятий (на конец года),тыс.

1644,3

1836,4

2003,0

1415,2

1593,8

1760,0

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек

9790,2

10421,9

10755,7

3320,0

3864,4

4248,9

Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек

745,5

639,6

400,0

363,8

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, тыс. человек

313,0

288,6

90,1

86,9

Среднемесячная заработная плата работников, руб.

12367

15743

16711

10612

12855

13898

Оборот предприятия, млрд. руб

18933,8

22610,2

23463,7

5609,2

7028,3

8347,4

Инвестиции в основной капитал, млрд руб.

431,6

521,5

149,6

157,1

Источник: [9]

Чтобы определить эффективность деятельности малых предприятий в экономике России необходимо также рассмотреть, какое количество из существующих предприятий является прибыльным. (см. Таблицу 3)

Таблица 3 – Удельный вес прибыльных и убыточных предприятий в общем числе малых предприятий в России за 2010-2012 г.г.

Год Малые предприятия Микропредприятия
 Прибыльные Убыточные Прибыльные Убыточные
2010 79,3 20,7 79,8 20,2
2011 81,3 18,7 81,5 18,5
2012 82,3 17,7 82,4 17,6

Источник: [9]

Итак, основываясь на данных таблиц можно сделать вывод, что практически по всем указанным показателям наблюдается тенденция к увеличению. Исключение составляет средняя численность внешних совместителей и средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Так, Средняя численность внешних совместителей по малым предприятиям в 2012 в сравнении с 2011 годов уменьшилась на 14,2%. Тот же показатель по микропредприятиям составляет -9,05%. Также средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера в малых предприятиях и микропредприятиях в 2012 году по отношению в 2011 году уменьшилась на 7,8 и 3,6% соответственно. Численность малых предприятий в 2012 году по отношению к 2010 возросла на 358,7 тыс. предприятий или на 21,8%. Численность микропредприятий в 2012 году по сравнению с 2012 годом возросла на 344,8 тыс. предприятий или на 24,4%. Среднесписочная численность работников как малых, так и микропредприятий также значительно выросла. В малых предприятиях в 2012 году по сравнению с 2010 данных показатель вырос на 6,45%, а в микропредприятих – на 28%. Очень высокие темпы прироста также показывают, насколько малые предприятия выполняют одну из своих важнейших функций – содействие в обеспечении максимальной занятости населения и создания рабочих мест. Среднемесячная заработная плата работников также показывает высокие темпы прироста. По малым предприятиям этот показатель в 2012 году по сравнению с 2010 вырос на 35%, а в случае микропредприятиям за тот же рассматриваемый период  – на 31%. На этот показатель сильное воздействие оказывает инфляция, однако тем не менее такой сильный прирост невозможно полностью объяснить действием данного фактора. Что касается оборота предприятий, в 2012 году по сравнению с 2010 по малым предприятиям этот показатель вырос на 24,5%, а в микропредприятиях – на 48,8%. Опять же необходимо указать, что на этот показатель во многом оказывает влияние инфляция, однако такой прирост безусловно говорит о расширении деятельности предприятий малого бизнеса. Вся указанная выше динамика основных показателей деятельности малый предприятий безусловно отражает возрастающую роль малого бизнеса в экономике России, что безусловно положительно сказывается на качестве выпускаемой продукции, обеспечении максимальной занятости населения. Также необходимо указать, что, поскольку малые предприятия легче переориентируются под запросы потребителей, можно сказать, что степень удовлетворенности покупателей безусловно возрастет.

Также основываясь на данных об удельном весе прибыльных и убыточных предприятий малого бизнеса можно сказать, что количество прибыльных предприятий растет и в 2012 году по сравнению с 2010 годом количество прибыльных малых и микропредприятий возросло на 3 и на 2,6% соответственно. Это говорит о возрастании эффективности деятельности малого бизнеса в экономике России. Однако это происходит недостаточно быстрыми темпами и можно сказать, что доля убыточных предприятий все еще остается относительно большой. Государству необходимо обратить внимание на данную ситуации, чтобы с помощью различных программ поддержки предприятий малого бизнеса попытаться ликвидировать существующую проблемы. Тем не менее, положительная динамика в отношении убыточности предприятий безусловно создает некую уверенность в будущей деятельности предприятий малого бизнеса.

В целом можно сказать, что наблюдается тенденция к увеличению роли малого предпринимательства в России. Это обусловлено тем фактом, что предприятия малого бизнеса изначально не были распространены в Российской Федерации, а во времени СССР была ориентация на предприятия-гиганты, которые были абсолютно неподвижны и были неспособны переориентироваться с промышленности на выпуск продукции другого формата и качества. Только недавно малому предпринимательству в России было уделено внимание и активно стали разрабатываться программы помощи со стороны государства. Поэтому на данный момент мы может наблюдать активные перемены в этой области, что безусловно положительно сказывается на эффективности экономики Российской Федерации.

Итак, на основе всего вышесказанного автор может заявить, что малое предпринимательство является важнейшим субъектом экономической системы государства и выполняет важнейшие функции для развития экономики в целом. Однако в России доля малых предприятий в общем числе всех предприятий достаточно невелика. Это говорит о том, что российский бизнес все еще остается достаточно негибким и немобильным, однако в современных условиях это необходимо. В данном контексте автор считает необходимым усилить государственную поддержку малого бизнеса в России.


Библиографический список
  1. Управление малым бизнесом  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL:http://finlib.biz/biznes-malyiy/upravlenie-malyim-biznesom-rukovodstvo-dlya.html Дата обращения (30.10.2014)
  2. Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”
  3. Л.А. Колесникова Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием / Колесникова Л.а. –  Москва: «Новый Логос». – 2000 г. – С. 190
  4. Кошелева Т. Н. Стратегии развития малого инновационного предпринимательства. – СПб: ГУАП, 2009.
  5. Проблемы и преимущества малого бизнеса в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL:http://www.kreditbusiness.ru/russianbusiness.htmlДата обращения (30.10.2014)
  6. Большие возможности малого бизнеса. (http://www.elitarium.ru/2008/03/19/vozmozhnosti_malogo_biznesa.html)
  7. Малый бизнес: значение для государства [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL: http://www.kreditbusiness.ru/role.html Дата обращение (30.10.2014)
  8. Малый бизнес в России сегодня [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL: http://www.kreditbusiness.ru/russianbusiness3.html Дата обращения (30.10.2014)
  9. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России – 2013г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_47/Main.htm Дата обращения (18.11.2014)


Все статьи автора «Анна Кулакова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: