Последствиям мирового финансового кризиса 2008 года посвящено множество научных исследований. Основными его проявлениями называют общее падение основных экономических показателей в большинстве развитых экономик мира, и последовавшую за этим глобальную экономическую рецессию. Негативные последствия кризиса затронули как представителей малого бизнеса [1, с. 117; 2], так и рыночных гигантов и проявились практически во всех отраслях экономики [3-7].
Тем не менее, в национальных экономиках обозначился ряд отраслей и рынков, которые в кризисных условиях не только не последовали общему спаду, но и продемонстрировали бурный рост [8]. Так в [9] выделено 10 отраслей российской экономики, которые ощутили на себе позитивное влияние кризиса:
- Игры для PC;
- Кафе быстрого питания;
- Спам- рассылки;
- Косметические средства;
- Фармацевтический бизнес;
- услуги для бизнеса;
- розница в формате дискаунтера;
- сетевой маркетинг;
- лотереи;
- электронная торговля.
Анализируя специфику данных сфер деятельности, позволившую им динамично развиваться в кризисных условиях, можно выделить ключевые факторы кризисоустойчивости, а именно:
- низкие издержки по сравнению с конкурентами;
- ценовое лидерство;
- товар или услуга предназначены для удовлетворения физиологических потребностей;
- предоставление удобства для покупателей (больше ценности чем у конкурента за ту же стоимость или дешевле);
- соответствие психологическим потребностям потребителя, возникшим в условиях кризиса.
Рассмотрим эти факторы и проблемы их обеспечения более подробно.
Лидерство по издержкам, как известно, является одной из пяти базовых стратегий конкуренции. Оно может быть обеспечено путем интеграции с партнерами в рамках логистических цепей, оптимизацией производственных и административных процессов, совершенствование технологий и т.п. Вне зависимости от источника возникновения, лидерство по издержкам дает предприятию возможность либо получать большую прибыль с единицы продукции, либо конкурировать по цене.
Фактор «привлекательность по цене» в свою очередь может быть обеспечен как лидерством по издержкам, так и тем, что товар или услуга является более экономичным товаром – заменителем товаров и услуг из других отраслей, что и обеспечивает переключение потребителей. Так, например, компьютерные игры выступают заменителем других предложений индустрии развлечений, но являются более доступными и не требуют дополнительных затрат.
Фактор «удовлетворение физиологических потребностей» имеет место в тех отраслях, отказ от товаров и услуг с точки зрения потребителя невозможен. Потребители могут находить более дешевые аналоги удовлетворения своих потребностей, но полностью отказаться от потребления они не могут.
Наиболее универсальным является фактор «предоставление большего удобства потребителю». В условиях кризиса поведение потребителя становиться более рациональным [10], происходит снижение числа спонтанных покупок, снижается эффективность традиционных форм рекламного воздействия [11]. Поэтому в этих условиях возрастает значения эмоционального вовлечения потребителя [12], его лояльности, а также с точки зрения рациональности выбора клиента, четкого понимания предоставляемых выгод. Тем более это актуально по отношению к тем товарам и услугам, которые не относятся к категории первой необходимости и не могут конкурировать по цене.
Фактор «соответствие психологически потребностям потребителей» является специфическим, так как проявляется только в кризисных условиях. На фоне роста степени рациональности поведения, он проявляется как раз таки в иррациональных покупках. Так в условия отказа от целого ряда покупок, потребитель начинает покупать больше косметики, чаще участвовать в лотереях и т.п. Такое поведение отражает попытки компенсации отказа от привычного уровня потребления, направленных на удовлетворение потребностей более высокого уровня.
Соответствие выделенных факторов рассматриваемым сферам деятельности представлено в табл. 1.
Таблица 1. Факторы кризисоустойчивости бизнеса
Фактор кризисоустойчивостиог |
Сфера деятельности |
Низкие издержки по сравнению с конкурентами |
Кафе быстрого питания услуги для бизнеса сетевой маркетинг электронная торговля |
Привлекательность цены |
компьютерные игры Кафе быстрого питания спам дискаунтеры |
Товар или услуга предназначены для удовлетворения физиологических потребностей |
Кафе быстрого питания фармацевтика дискаунтеры |
Предоставление удобства для покупателей (больше ценности) |
компьютерные игры услуги для бизнеса сетевой маркетинг электронная торговля |
Соответствие психологическим потребностям потребителя, возникшим в условиях кризиса |
косметика лотереи |
Таким образом, по итогам проведенного в статье анализа, можно сделать вывод, что для повышения кризисоустойчивости бизнеса необходимо уделять внимание конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг, их наиболее полному соответствию потребностям и ожидания потребителей, а также процессам взаимодействия с потребителями, для формирования долгосрочных отношений.
Библиографический список
- Кузменко Ю.Г., Хатеев И.В., Левина А.Б. Роль и место малых предприятий в современных экономических условиях РФ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 1. С. 115-121.
- Гурьянов П.А. Малый промышленный бизнес в период экономического кризиса 2008-2009гг. в России // Современные научные исследования и инновации. – Сентябрь 2011. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2802 (дата обращения: 26.05.2014).
- Асташова Ю.В., Ваганов М.А. Маркетинг в сфере fashion-индустрии: опыт отраслевых лидеров // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4902 (дата обращения: 17.07.2014).
- Демченко А.И., Булычева Е.А. Подходы к интеграции логистических цепей в высокотехнологичных отраслях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/05/4979 (дата обращения: 17.07.2014).
- Южаков О.Ю. Управление банком в условиях экономического кризиса: международный опыт // Современные научные исследования и инновации. – Июнь 2013. – № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/06/25410 (дата обращения: 25.05.2014).
- Гридякин А.А., Федорова О.С. Развитие рынка потребительского кредитования в посткризисный период // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Ноябрь 2013. – № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/11/3374 (дата обращения: 17.07.2014).
- Демченко А.И., Булычева Е.А. Стратегическое исследование интеграционных процессов на примере рынка услуг сотовой связи // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Июль 2014. – № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/07/5577 (дата обращения: 17.07.2014).
- Асташова Ю.В., Трифонов И.С., Утемисова Ж.Ж. Кризис как катализатор рыночного роста и развития бизнеса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Июль 2014. – № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/07/5576 (дата обращения: 17.07.2014).
- Кому кризис нипочем. Десять отраслей, которые и во время экономического спада чувствуют себя неплохо [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://slon.ru/business/komu_krizis_nipochem-28538.xhtml, свободный. – Загл. с экрана.
- Асташова Ю.В., Демченко А.И. Маркетинговые стратегии в условиях старения населения // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 40. № 1. С. 8-11.
- Окольнишникова И.Ю. Методы оценки эффективности рекламной аргументации в системе комплексного рекламного продвижения бренда в сфере услуг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2012. № 30. С. 153-155.
- Окольнишникова И.Ю. Влияние уровня эмоций и знаний клиентов на вовлеченность в потребление на предприятиях сферы услуг: опыт исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2012. № 30. С. 147-152.