Каждый из нас в определенные моменты времени является покупателем, чьим-то клиентом. Всем известно, что производитель ставит своей целью получение максимальной прибыли и для этого он применяет различные уловки. Чаще всего он воздействует на потребителя через манипуляцию бессознательным, т.е. так, что клиент не осознает и не чувствует этого. В данной статье хотелось бы осветить основные способы, которые используют маркетологи для наилучшей продажи своего продукта.
Приходя в магазин мы видим товары и ,как правило, первым образом мы смотрим на упаковку. Она является лицом продаваемого продукта. И от нее зачастую и зависит первое впечатление о товаре, она должна привлекать клиента, вызывать желание купить эту продукцию. Цвет – важный фактор. Например, красный – вызывает аппетит. Также существует еще один отличный маркетинговый ход – яркие слоганы. Например, девушка, желающая похудеть, видит мюсли с надписью «для похудения», естественно её это заинтересует и шанс на то, что она купит этот продукт увеличивается. Слоганы бывают различны: «Для успешной жизни», «Невозможное возможно», «Вкус стал на 100% лучше!» и т.д.
Следует обратить внимание как расположены товары на полках. Дорогие, плохо продаваемых товары или товары, от которых хотят скорее избавиться из-за истекающего срока годности, как правило, стараются расположить на уровне глаз потребителя, примерно на 160-180 см. А вот товары для детей размещают на нижних полках. Все это для того, чтобы дети видели и хватали все, что им понравится, а взрослые не могли им отказать и делали выручку магазину.
Можно посмотреть и на стены. Они чаще всего окрашены в светлые тона, которые по исследованиям ученых более приятны для человека и способны задержать его в помещении на дополнительное количество времени, следовательно человек просмотрит большее количество ассортимента. Этому же способствует и приятная музыка в зале, она помогает расслабиться. Что уж говорить о вкусных запахах выпечки, которые разносятся по магазину так и приглашая её купить.
Люди очень любят акции и распродажи. Всем хочется купить что-то дешево, поэтому часто человек поддается стадному чувству и покупает товар, который ему просто не нужен, но зато по акции. Нужно помнить, что товар по распродаже довольно часто не дешевле, чем тот же товар в других магазинах. Магически действует на потребителей и цифра 9. Это очень старый, но всё еще рабочий метод. Человек видит цену в 299 рублей и его мозг воспринимает это как скидку, как будто товар стоит не без рубля 300, а всего 200 с чем-то.
Наверняка, вам приходилось замечать акции, где два товара продают по цене одного. Но так ли это? Обычно, такие наборы находятся на самом видном месте, а по отдельности товары не продают. Выходит, что настоящую стоимость одного товара узнать не получится. Если вы очень хотите узнать настоящую стоимость, просто разделите стоимость набора пополам. Скорее всего, товар был непопулярен, и его срочно нужно было сбыть в больших количествах, потому, маркетологи и придумали такую акцию, от которой, на самом деле, нет никакой выгоды.
Как правило, самые ходовые и недорогие продукты(хлеб, крупы и т.д.) располагаются в дальних углах супермаркета. Чтобы по дороге к цели потребитель успел пройти как можно больше отделов и по дороге купить что-нибудь ненужное. А вот на кассе располагают всякую мелочовку (сладости, журналы, батарейки), которая рассчитана на спонтанную покупку.
Красные ценники – это привлечение взоров покупателей. Но, стоит ли обращать на них внимание? Обычно, красные ценники относятся к товару, который просто непопулярен. И, заметьте, он не стал дешевле, просто белый ценник сменился красным.
Дисконтные карты – способ привязать человека к определенному магазину. При выборе магазина люди постараются выбрать тот, где они имею какие-то льготы. Дисконтные пластиковые карты выгодны как продавцу, так и покупателю. С помощью них можно увеличить объем продаж, привлечь новую аудиторию и поднять имидж фирмы.
Дегустация – очередная уловка маркетологов. Почему она популярна? Дело тут даже не во вкусе продукта, а в игре с человеческим аппетитом. К примеру, кусочек колбасы, съеденный на дегустации, не уменьшает чувство голода, а наоборот, возбуждает аппетит, и человек после дегустации набирает полную корзину. Ещё одна манипуляция с чувством голода – красивые картинки с аппетитными вкусностями. Так что, если вы голодны, смотрите не на жареную золотистую картошку с картинки, а на сырую и малопривлекательную на витрине.
Маркетологи упорно приучают общество к конкретным брендам, формируют определенное представление о товаре, и люди непроизвольно покупают товар известной марки, хотя есть более дешевый вариант от менее популярной марки. Так, проводились эксперименты, людям давали пробовать вино. В первый раз его представили как продукцию от известного дорогого бренда, во второй раз как новый продукт завода «без имени». После дегустации человек отдал предпочтение напитку известного бренда, хотя в оба бокала было налито вино из одной и той же бутылки.
Под действием всех перечисленных в статье уловок люди часто совершают ненужные покупки. Вот пару советов для избежания этого:
1)Отправляться в магазин в хорошем расположении духа, желательно в выходной день, сытым, выспавшимся и отдохнувшим. Обычно все ненужные покупки совершаются уставшими и голодными людьми.
2)Спрашивать себя действительно ли нужна эта покупка или сможете обойтись без неё.
3) Не ходить по магазинам во время спешки.
4)Если есть возможность между выбором корзины или тележки- то нужно выбирать корзину, её вместимость меньше.
5) Составлять список покупок.
6)Не брать с собой слишком много денег. Рассчитывать примерную цену по заранее составленному списку и брать сумму чуть превышающую необходимую.
Также был проведен опрос, в котором поучаствовало 20 человек разного пола и возраста. Опрашиваемым был предложен ряд вопросов:
1)Часто ли Вы совершаете «лишние» покупки?(т.е те, которые не предусматривали купить, когда пришли в магазин).
2)Составляете ли Вы список покупок?
3)Всегда ли Вы ходите в магазин в хорошем расположении духа?
По итогам опроса можно сделать вывод, что большинство людей склонны к совершению ненужных покупок (более 70% ответило положительно на первый вопрос). А это значит, что уловки маркетологов действенны. Опрос показал, что люди посещают магазин в разном расположении духа; около 80% ответили, что они совершают свой поход не всегда в хорошем настроении, что сказывается на их спонтанных действиях. Список покупок составляют только 40% человек, а ведь это очень полезная вещь. Список дисциплинирует и помогает не покупать лишнего.
Таким образом, маркетинговые уловки существенным образом влияют на необдуманные поступки людей. Маркетинг – толкает общество на незапланированные покупки. Методы, побуждающие нас на это – известны, и ими пользуются, давя на «слабые места» потребителя.
Библиографический список
- Котлер, Ф. Основы маркетинга: Пер с англ. /Общ. ред. Е.М. Пеньковой. M.: Прогресс, 1990. – 511 с.
- Блэкуэлл Р.Д. Поведение потребителей / Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард, Дж.Ф.Энджел. – СПб.: Питер, 2007. – 944 с.
- Уловки маркетологов, которые заставляют нас покупать: [Электронный ресурс],2008-2015. URL: http://melochi-jizni.ru/publ/80-1-0-2411. (Дата обращения: 14.06.2015).
- Роль упаковки в маркетинге: [Электронный ресурс], 2013. URL: http://basinform.ru/biznec/samoe-glavnoe-o-marketinge/283-rol_upakovki_tovara_v_rebrendinge.html . (Дата обращения: 14.06.2015).