Проблема телесности является одной из наиболее актуальных проблем культуры сегодня. Интересно отметить, что часто она становится предметом междисциплинарных исследований вместе с проблемой идентичности. Взаимосвязь этих проблем и хотелось бы рассмотреть на примере фильма «Я киборг, но это нормально».
Действие картины южнокорейского режиссёра Пак Чхан Ука «Я киборг, но это нормально», поставленной в 2006 г., разворачивается в психиатрической клинике. Героиня – Чха Ён Гун – однажды поняла. Что она – киборг и должна питаться электрической энергией. Так девушка и попадает в лечебницу. Т. е., она меняет идентичность. Это является показательным для переживаемого обществом кризиса индустриальной цивилизации. Человек стремится покончить с прежним образом жизни и стать принципиально иным, т. е. обрести идентичность, соответствующую постиндустриальной цивилизации. Героиня, утратив идентичность себя как человека, нуждается в неком фантоме, двойнике, который примирил бы её с жизнью. Воображение создаёт идеальный образ могущественного существа, лишённого слабостей. Через отождествление себя с этим идеальным образом – киборгом – Чха Ён Гун надеется преодолеть свои страхи.
Необходимо напомнить, что в качестве одного из важнейших компонентов самосознания выступает образ тела. Оно выполняет одновременно две функции. Выступая как некое «вместилище» «Я», тело выполняет свою природную функцию. Вместе с тем, являясь внешним проявлением «Я», тело выполняет социальную функцию. Т. о., тело отражает природно-социальную сущность человека.
В любом обществе существует нормативный образ физического облика человека. Он, как и канон культивирования его телесности, в большей степени зависит и во многом производен от присущей тому, или иному обществу концепции человека. По мнению Ж. Бодрийяра, для политической системы идеальным типом тела является робот: «Робот – это совершенная модель функционального «освобождения» тела как рабочей силы, экстраполяция абсолютной и бесполой рациональной производительности»[2, с. 280]. Размышления над разными аспектами этой идеи нашли отражения в целом ряде картин: «Терминатор»(1984 г. Д. Кэмерон), «Матрица»(1999 г. Л. и Э. Вачовски), «Я, робот»(2004 г. А. Пройас) и др.
Первые кадры ленты Пак Чхан Ука показывают зрителю бесконечно длинную цепочку сборщиков на конвейерной линии. Одна из них – героиня картины Чха Ён Гун. Она, как и остальные, повторяет одну и ту же операцию, не задумываясь, представляя собой «бесполую производительность». Однако В.А. Пономарчук отмечает, что телесность не определяется лишь телом и, в частности, органами чувств. Она определяется ещё и возможностью сознательной деятельности[4, с. 128]. Совершив осознанный поступок – попытку подключиться к электрическим проводам – героиня обретает телесность в том понимании, о котором говорит В. Пономарчук. Но телесность, обретённая Чха Ён Гун, является как бы отражённой в кривом зеркале нормой. Девушка, действительно, становится роботом (киборгом), но это уже не «тело как рабочая сила», а сила, стремящаяся уничтожить общество. В этом выражается протест героини против общества, которое унифицирует и контролирует людей, превращая их в роботов, манекены, зверей или трупы, согласуясь с собственными целями.
На основе проведённого краткого анализа можно сделать ряд выводов:
- Проблема утраты идентичности сегодня является актуальной, в связи с разрушением социальных структур прошлой эпохи и попыткой человека вновь обрести свою личность;
- Проблема идентичности тесно связана с проблемой телесности, т. к. тело является, с одной стороны, «вместилищем» «Я», а, с другой, – его внешним проявлением;
- Нарушение телесности может являться ответом человека на всё возрастающее давление со стороны общества, попыткой выйти из-под контроля;
Следует добавить, что для Пак Чхан Ука поведение героини вполне оправдано, что и подчёркивается в названии ленты.
Библиографический список
- Алиева Н. З., Некрасова Е. Г. «Телесность человека в среде конвергентных технологий»[Электронный ресурс] //Современные проблемы науки и образования. – 2013. – №5; URL: http://www.science-education.ru /111-10370 (дата обращения: 17.04.2014).
- Жан Бодрийяр. Символический обмен и смерть – 5-е изд. – М.: «Добросвет», «Издательство ,,КДУ’’», 2013. – 392 с.
- Копытин А. И. Репортаж о международной конференции «Образ тела и идентичность в современном мире» [Электронный ресурс] //Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. №1 URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 20.04.2014).
- Искусство и цивилизационная идентичность: сб. науч. тр. под ред. Н. А. Хренова. М.: Наука, 2007. – 603 с.