УДК 78: 004(073.8)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Лисова Татьяна Николаевна
ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева"
Студентка 2 курса факультета педагогического и художественного образования по направлению подготовки 050100.62 Музыка.Дошкольное образование

Аннотация
В статье рассматривается проблема использования цифровых образовательных ресурсов в предметной области "Музыка". Дана характеристика понятия "Цифровые образовательные ресурсы" с психолого-педагогических позиций, раскрыты некоторые методические аспекты данной проблемы в музыкальном образовании школьников.

Ключевые слова: музыкальное образование, цифровые образовательные стандарты


THE USE OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES IN MUSIC EDUCATION PUPILS

Lisova Tatiana Nikolaevna
The Mordovian state teacher training college of the name of M. E. Evseveva
2nd year student of the faculty of education and arts education

Abstract
The problem of the use of digital educational resources in the domain " Music ." The characteristic of the concept of " digital educational resources " with the psycho-pedagogical positions disclosed some methodological aspects of the problem in music education students.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лисова Т.Н. Использование цифровых образовательных ресурсов в музыкальном образовании школьников // Студенческие научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2015/07/2456 (дата обращения: 15.07.2023).

Информационное обеспечение и функционирование любой формы учебно-познавательной деятельности школьников в процессе общего и дополнительного музыкального образования на современном этапе является неотъемлемой технологической составляющей учебно-методической работы с обучающимися.

Одним из видов информационного обеспечения в практике реализации музыкально-педагогического
процесса являются цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы). Их использование на уроке, в  частности уроке музыки, с принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС),  содержащим требования к результатам освоения основной образовательной программы; условиям реализации основной образовательной программы; структуре основной образовательной программы обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ, в частности (электронные (цифровые образовательных ресурсов), и научить их разумному и эффективному использованию учащихся. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), введенному в действие 1
сентября 2011 года, ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования информационных технологий.

Важным документом, регулирующим требования к работе учителей в области использования цифровых образовательных ресурсов и ИКТ в целом является нормативный документ – «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

В соответствии с данным документом должностные обязанности учителя включают требования по использованию информационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов, включая следующие позиции.

Учитель:

• Осуществляет обучение, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

• Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

• Учитель должен знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием [2].

Таким образом, современные информационные ресурсы (в частности, цифровые образовательные ресурсы) в настоящее время являются важнейшим учебно-методическим средством, обязательным для использования в современной педагогической практике.

Новый подход к обучению, предполагающий знакомство обучающихся с информационно-компьютерными технологиями, актуализируется и в современном музыкальном образовании, которое ориентировано на ребенка, воспитанного в значительной степени под влиянием компьютера и телевидения.

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические и информационные технологии, используются электронные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, в основе которой лежит акцент на развитие эмоциональной
сферы учащихся и их субъективного переживания. Подобное содержание современного урока искусства обуславливает выбор разнообразных методик, технологий, видов работы и информационных средств.

Практика показывает, что при реализации нового подхода к музыкальному обучению подрастающего поколения большую помощь на уроках музыки могут оказать современные цифровые образовательные ресурсы.

В рамках статьи осветим некоторые аспекты использования цифровых образовательных ресурсов на уроке музыки в начальной школе. Для этого обратимся к характеристике понятия «цифровые образовательные ресурсы» или «ЦОР», их структурным и функциональным характеристикам.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) рассматриваются в научно-методической литературе как предметные и тематические коллекции, объединенные единой системой описания ресурсов и единой поисковой системой [6].

ЦОР также понимаются как «отдельные цифровые содержательные модули, поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей  методической поддержкой» [5].

В структурные содержательные характеристики цифровых образовательных ресурсов входят следующие составляющие:

1) информационные источники:

- оригинальные тексты (хрестоматии; тексты из специальных словарей и энциклопедий; тексты из научной, научно-популярной, учебной, художественной литературы и публицистики) не повторяющие стабильные учебники;

- статические изображения (галереи портретов ученых соответствующей предметной области; «плакаты» – изображения изучаемых объектов и процессов и пр.); – динамические изображения (изучаемые процессы и явления в пространственно-временном континиуме – кино- и видеофрагменты, анимационные модели на CD, DVD);

- мультимедиа среды (информационно-справочные источники, практикумы (виртуальные конструкторы), тренажеры и тестовые системы, программированные учебные пособия («электронные учебники», виртуальные экскурсии и пр.);

2) информационные инструменты – информационные средства, обеспечивающие работу с
информационными источниками [5].

Цифровые образовательные ресурсы выполняют ряд функций:

- организация разнообразных форм деятельности школьников по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

- применение всего спектра возможностей современных средств ИКТ в процессе выполнения различных видов учебной деятельности, в том числе таких, как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог;

- привнесение вучебный процесс и во внеклассную работу наряду с ассоциативной и прямую информацию за счет использования возможностей технологий мультимедиа, гипертектовых и гипермедиасистем [3, с. 52].

Цифровые образовательные ресурсы классифицируются на: ресурсы размещенные в сети Интернет и ресурсы, размещенные на оптических носителях, в частности электронные учебные издания, комбинированные продукты (сеть, диск).

Обратимся к общедоступным цифровым образовательным ресурсам, располагающимся в сети Интернет в свободном доступе для использования в образовательных целях. Они представлены на сайте http://school-collection.edu.ru/collection/

На главной ленте сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» расположены: каталог, коллекции, инструменты, электронные издания (энциклопедия «Кругосвет», журнал «Наука и жизнь»), региональные коллекции, новости из сферы искусства и образования. С правой стороны главной ленты (синие прямоугольники с символами) помещены рубрики: написать в редакцию, вопрос-ответ, глоссарий, статистика посещений, карта сайта [6].

Для использования цифровых образовательных ресурсов в предметной области «Музыка» на сайте «Единая коллекция ЦОР» располагаются несколько разделов: «Инновационные учебные материалы»; «Коллекции» и «Электронные издания», которые могут быть использованы как учителем музыки, так и учениками. В разделе «Инновационные учебные материалы» представлены электронные методические материалы: «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы»,
«Музыка и информатика», Музыка «Ключи».

«Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы», «Музыка и информатика» являются специальными авторскими программами призванными реализовывать интеграцию предметов в сфере искусства с точными дисциплинами, математикой, информатикой и с помощью данного взаимодействия решать задачи обучения детей элементарной компьютерной грамотности.

Так «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы» разработан в рамках конкурса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования». Предлагаемый курс представляет собой вспомогательные учебные материалы, обеспечивающие формирование навыков работы за компьютером. Цифровые образовательные ресурсы, входящие в состав данного курса, охватывают такие темы, как: компьютер, основные устройства,  программы, безопасность работы, технологии работы с компьютером.

Курс «Музыка и информатика» предназначен для освоения учащимися начальной школы основ музыкальной грамоты, а также приобретение первичных навыков игры на миди-клавиатуре.

В традиционном общем музыкальном образовании, как показывает практика, большую помощь может оказать цифровой методический ресурс – Музыка «Ключи». Данные учебные материалы разработаны в рамках конкурса «Разработка Информационных источников сложной структуры  (ИИСС) для системы общего образования». Учебный комплекс предназначен в качестве иллюстративного материала и средств организации учебного процесса школьного курса «Музыка» на базовом и профильном уровне основного, среднего, общего образования (1-4 классы) и для построения авторских углубленных и дистанционных курсов. В учебный комплекс «Ключи» входят: беседы основоположника Музыкального искусства в средней школе Д. Б. Кабалевского (в текстовой и аудиовизуальной форме); творческие портреты композиторов.

Информационные источники Музыка «Ключи» могут быть использованы при реализации всех программ по музыкальному образованию в начальной школе. В настоящее время наибольшей популярностью пользуется программа по музыке Е. Д. Критской, которая оснащена всеми  методическими ресурсами, в том числе учебными пособиями. Однако цифровой ресурс Музыка «Ключи» не содержит материалы данных учебников и может быть использован при организации интерактивных форм и методов работы на уроке музыки и во внеклассной музыкальной деятельности учащихся начальной школы. Так при освоении школьниками младших классов разделов: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира» являющимися ключевыми темами для познания смысла музыкального искусства
на эмоционально-ценностном уровне может использоваться методический материал «Ключей»: беседы Д. Б. Кабалевского «Методические рекомендации», «О трех китах в музыке», «Музыка и человеческая речь», «Может ли музыка, что-нибудь изображать?». В данный ресурс включены аудиоматериалы, которые могут быть использованы в процессе рассмотрения основных тем уроков музыки.

При изучении творчества композиторов могут быть использованы на уроках музыки цифровые материалы из раздела «Коллекции», в котором расположены подразделы «Культурно-историческое наследие» (музыка); «Тематические коллекции» (литературно-музыкальные композиции радиостанции
«Орфей»). Также электронные учебно-методические материалы по музыкальному искусству можно рассмотреть в разделе «Электронные издания» – «Энциклопедия «Кругосвет» (музыка). В данном ресурсе собраны статьи, подборки, электронные данные.

Приведем пример алгоритма действий использования цифровых образовательных ресурсов на уроке музыки, факультативных занятиях по музыке, внеклассной музыкальной работе: в разделе «Коллекции», располагающегося на основной ленте сайта активизируйте «музыка», далее «русская классическая музыка», далее «Бородин А.П.», далее «биография автора».

Цифровые образовательные ресурсы, размещенные на оптических носителях, в частности электронных учебных изданиях и комбинированных продуктах (сеть, диск) также являются хорошим средством вовлечения учащихся в творческий процесс накопления ими музыкально-эстетического опыта.

Так в музыкальном образовании (уроки музыки и уроки музыкальной литературы в гуманитарных гимназиях и детских музыкальных школах) используются следующие цифровые образовательные ресурсы:

1. «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия». В данном цифровом ресурсе собраны сведения обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.

2. «Шедевры музыки». В программе представлены обзорные материалы, сведения о различных музыкальных направлениях, охватывающие период от эпохи барокко до современной музыки. Программа оснащена словарем различных терминов и музыкальных инструментов.

3. «Музыкальный класс» Эта программа носит обучающий характер для учеников младших классов, касается изучения нотной грамоты. В ней существует раздел программы «История музыкальных инструментов», где содержится информация о музыкальных инструментах, их видах и истории создания. Дополняет режим работы этого раздела «Электронное пианино». Он дает возможность исполнить произведение на любом из предложенных 10 инструментов.

4. «Теория музыки». В методическом плане программа позволяет выбирать урок определенной темы, прослушивать и выполнять упражнения по проверке знаний, их усвоения. В цифровом ресурсе предусмотрены режимы музыкальных игр, которые направлены на определение инструментов, ансамблей, длительностей нот [4, с.378].

5. Мультимедиа энциклопедия «Соната. Мировая культура в зеркале музыкального искусства». Это комплекс иллюстрированного путеводителя по коллекции записей музыки 18-20 вв. Данная справочная программа содержит сведения по истории художественной культуры, музыкального искусства и исполнительства информацию из области современных технологий гуманитарно-эстетического
образования и культуры [1, с. 76].

Таким образом, внедрение цифровых образовательных ресурсов в музыкальное обучение приводит к появлению новых методов и технологий, форм организации музыкально-педагогического процесса, которые отвечают требованиям личностно-ориентированного и практико-ориентированного обучения. В плане личностного развития подрастающего поколения цифровые ресурсы инициируют процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияют на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.


Библиографический список
  1. Величко, Ю.В. Использование аудиовизуальных технологий в музыкально-исторической подготовке студента современного вуза / Глава V // Развитие инновационного потенциала высшего музыкального образования  в системе непрерывного музыкального образования : монография / под научной ред. д-ра пед. наук, проф. И.С. Кобозевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2013. – С.62-78
  2. Квалификационные характеристики должностей работников образования в области ИКТ и ЭОР [Электронный ресурс] Интернет-сайт: Электронные образовательные ресурсы. – Режим доступа: http://eor-np.ru/node/91
  3. Осипова, О. П. Цифровые образовательные ресурсы в обучении младших школьников / О. П. Осипова, З. С. // Начальная школа. – 2009. №1. – С. 51-56
  4. Сабиров, М.К. Информационные технологии в музыкальном образовании / М.К. Сабиров // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия : Материалы Международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в аспекте межкультурного взаимодействия» (Казань, 6-7 декабря 2012 г.) / Отв. ред. З.М. Явгильдина, Д.Ф. Хайрутдинова. – Казань : Отечество, 2013. – С.374-381.
  5. Усенков Дмитрий Юрьевич [Электронный ресурс] // Интернет-сайт Электронный альманах Вопросы информатизации образования. – Режим доступа :  http://www.npstoik.ru
  6. Цифровые образовательные ресурсы [Электронный ресурс] // Интернет-сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/

 



Все статьи автора «Tanya Lisova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: