Современные образовательные системы развивают ментальность человека ХХI века, основанную на его неосферном мышлении, включающем основополагающие ценности: добро, красоту, гармонию с миром и самим собой, нравственность, ответственность.
Образование сегодня должно быть нацелено на приоритет развития и воспроизводства культуры во всем ее многообразии, сохранения ее исторического, общечеловеческого и национального богатства, приобщения учащихся к ценностям мировой культуры, создания единого культурного пространства.
Как подчеркивает Н. С. Ломакина, «огромные возможности искусства, в том числе музыкального, в воспитании и обучении школьников известны. Но меняющиеся условия функционирования музыки, интенсивное развитие технических средств музыкального воздействия, происходящие изменения в сознании современного слушателя требуют дальнейшего изучения воспитательных, формирующих аспектов музыкального искусства» [1, с. 3].
Нельзя назвать однозначной сегодняшнюю роль музыкального искусства. Путем средств массовой информации оно превратилось в привычный звуковой фон жизни. Очень часто музыка сомнительного художественного качества оказывается навязанной слушателю независимо от его выбора. И в наибольшей степени стихийность музыкального влияния проявляет себя именно в отношении детей подросткового возраста. Музыка прочно удерживает главенствующее положение в сфере досуга и художественных предпочтений подростков и оказывает значительное влияние на формирование их личностных качеств, эстетических и ценностных ориентаций. Причем наибольшей привлекательностью пользуется музыка малохудожественная, упрощенная, иногда и откровенно низкопробная.
Причины этого заложены, во-первых, в культурном нигилизме значительной части молодежи, когда положительные ценности современного искусства и их эталонная роль в музыкальной культуре подвергается сомнению или даже отрицанию. Во-вторых, в противоречивом, нередко деструктивном воздействии современной музыкальной ситуации на духовное развитие подростков.
Сформировать правильные ценности в сознании учащихся именно подросткового возраста, когда происходит активное формирование личностной позиции, приобщить к совокупному музыкально-деятельностному опыту поколений возможно в процессе музыкально-просветительской деятельности каждого участника этого процесса: не только учителя, но и учащихся-подростков.
Для учащихся подросткового возраста с их стремлением к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей это особенно важно. Исследователи Л. И. Божович, И. В. Гребенников, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, Е. А. Леванова и др. подчеркивают, что это дает основание использовать стремление к самоутверждению через реализацию способностей в том числе и к музыкально-просветительской деятельности.
Еще в 1911 году С. Т. и В. Н. Шацкими в деятельности созданной ими колонии «Бодрая жизнь» практиковалось проведение музыкального просветительства среди крестьянского населения не только педагогами, но и самими детьми.
Эту мысль продолжают и современные педагоги-практики. Так, Л. Л. Мельникова утверждает, что «выступление в качестве солиста или участника ансамбля, хора, оркестра, ведущего концерт даёт возможность каждому подростку внести свой вклад в дело музыкального просветительства и проявить свои способности» [2].
По выражению С. Л. Глебовой, «музыкальное просвещение играет особую роль в личностном становлении подростков, ибо в подростковый период интенсивно развиваются способности чувствовать и понимать искусство» [3].
Ю. В. Шмалько полагает, что «нельзя обучать подростков музыкальному просветительству «без осознания педагогом целей и задач такого обучения, знания путей их реализации и решения на уроке и во внеурочной деятельности» [4]. Действительно, мы считаем, что такое формирование музыкально-просветительских навыков детей подросткового возраста носит случайный, интуитивный, научно необоснованный характер из-за незнания преподавателями природы музыкально-просветительских навыков, критериев их диагностики, невладения современными методами обучения, в их слабой ориентировке в развитии элементов музыкального творчества.
Таким образом, можно констатировать, с одной стороны, достаточно низкий уровень эстетических притязаний молодежи, и, с другой – слабую разработанность механизмов приобщения подростков к музыкальной культуре. Все вышесказанное и определяет сущность проблемы исследования, которая заключается в выявлении эффективных способов формирования музыкально-просветительских навыков подростков за счет активного взаимодействия с музыкальным искусством во внеклассных занятиях.
В результате практического исследования мы выяснили, что музыкально-просветительские навыки – это действия, сформированные путем многократного повторения, необходимые при осуществлении музыкального просвещения и характеризующиеся высокой степенью освоения.
На основании анализа музыкально-педагогической и музыкально-психологической литературы, нами выделен комплекс основных музыкально-просветительских навыков:
– навык подбора и дидактической переработки теоретического материала;
– навык составления сценария и программы концерта;
– навыки ораторского искусства;
– навык контакта с аудиторией;
– навык решения организационных вопросов, связанных с проведением концерта.
Потенциальные психофизические возможности, которые присущи каждому ребенку, при соответствующих педагогических условиях влияют на развитие музыкально-просветительских навыков. К таким условиям относятся:
1) использование активных методов обучения: метода создания художественного контекста, метода «эмоциональной драматургии, метода творческого проектирования;
2) применение системы разнообразных, дополняющих друг друга форм музыкального просветительства;
3) целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее творческие проявления обучаемых и предполагающее сотворчество педагога с ними.
Таким образом, благодаря систематическому, целенаправленному использованию активных методов обучения развиваются не только специальные музыкально-просветительские навыки, но и успешно формируются такие качества личности, как заинтересованность, самостоятельность, изобретательность, что повышает способность подростков к продуцированию нестандартных идей и нахождению оригинальных решений и способствует повышению самооценки.
Библиографический список
- Ломакина, Н. С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Ломакина Наталья Сергеевна. – Москва, 2006.- 218 с.
- Мельникова, Л. Л. Методика формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе : дис. … канд. пед. наук / Л. Л. Мельникова. – М., 2005. – 163 с
- Глебова С. Л. Музыкальное просвещение подростков в условиях деятельности музыкального общества : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Глебова Софья Львовна. – Тамбов, 2002.- 181 c.
- Шмалько Ю. В. Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации: на материале учебной работы в классе фортепиано : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Шмалько Юрий Васильевич. М., 1998. – 134 с.