В настоящее время стало актуальным обращение к традиционной музыке как средству приобщения к музыкальной народной культуре. Между тем, на изучение традиционной музыки в общеобразовательных
учреждениях отводится недостаточно внимания как на уроке музыки, так и во внеклассной работе. Между тем, факультативные занятия могут не только дать начальные, необходимые представления о традиционной мордовской музыке, но и углубить знания о ее содержании, дать практический опыт ее осуществления.
Целью факультатива является приобщение младших школьников к народной культуре в ходе освоения традиционной мордовской музыки.
Задачи:
– пробудить любовь и интерес к музыке народов, проживающих на территории Республики Мордовия (русского, мордовского, татарского, украинского и др.);
– определить сходство и различие в музыке этих народов;
– при помощи творческих заданий приобщить к традиционной мордовской музыкальной культуре младших школьников;
– познакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями.
Методы, применяемые педагогом в ходе работы на факультативных занятиях:
– слушание народной музыки;
– беседы о музыке;
– игры;
– движения под музыку, танцы;
– исполнение песен.
Пример факультативного занятия
Тема: «Этот чарующий мир мордовской песни»
(приуроченные
песни)
Цель: Познакомить детей с мордовскими народными песнями.
Задачи:
образовательная: при первом обзорном знакомстве дать некоторые представления о системе музыкальных жанров мордовской музыки; повторить изучаемый материал;
развивающая:
разучивание песни, развитие музыкальных способностей;
воспитательная:
пробуждение интереса и любви к мордовской народной культуре.
План занятия:
1. Разучивание песни «Коляда» и рассказ о таких песнях.
2. Изучение рождественского стиха.
3. Рассказ о песнях весеннего календаря, слушание струнного наигрыша «Ай, сязьгата, ай, шакшата».
4. Слушание песни «Тиринь веле».
5. Творческое задание.
6. Итог работы.
Музыкальный материал:
1. Песня «Коляда» из сборника мордовских песен Г. И. Сураева-Королева.
2. Инструментальный наигрыш «Ай, сязьгата, ай, шакшата» в обработке В. С. Родионова.
3. Г. Г. Вдовин «Тирень веле».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель:
– Сейчас вы услышите мордовскую песню. Я думаю, что вы уже знакомы с подобного рода песнями, так как
исполняются они на нашей мордовской земле. Знаете ли вы, что это песни нашего родного народа, знать и изучать которые необходимо. Поэтому на наших уроках я познакомлю вас с некоторыми мордовскими песнями, которые исполнялись еще нашими предками. По ходу своего рассказа я буду исполнять ту или иную песню несколько раз. Сейчас вы услышите песню мокшанскую – «Колядку». У мордовского крестьянина-землевладельца каждому времени года соответствуют те или иные песни. Они так и называются календарными, так как были приурочены к какому-нибудь времени года. Песни зимнего календаря открываются циклом
величально-поздравительных песен «Коляда». Песня «Коляда» поется при обрядовом обходе домов, в последний вечер зимнего солнцестояния, в конце поворота зимы к лету на протяжении двух недель,
чередуясь с ритуальными песнями и плясками в «Роштувань куду» (в Рождественском
доме).
В праздник «зимних святок» обычно колядовали группой, не только взрослые, но и дети. Руководитель при входе в сени раскрывал все двери, бросая горсть зерен с закликательными словами: «Тини-пити, курочки, сколько зерен я бросил, пусть столько одоньев будет у вас на гумне». Колядующие пели, к примеру, так:
Каляда! Каляда! Чади сюро чачозо!
Каляда! Каляда! Масторонзо пазозо!
Каляда! Каляда! Ажимешка олгазо!
Каляда! Каляда! Локшо недьшка колозо!
И т. д.
Учитель:
– А теперь давайте вместе разучим колядку.
(Разучивание колядки)
Учитель:
– А теперь я вам прочитаю перевод этих слов:
«Посеянный хлеб да вырос бы, расщепляя землю!
Да будет у него стебель с оглоблю, колос с кнутовище,
Зерно с яичный желток, мякина с ореховую шелуху!»
Учитель:
– В рождественский праздник обязательно проходили пляски с подтянутыми вверх руками, согнутыми в локтях, то есть, символ обращения к солнцу. В рождественских молитвах просили божество защищать то, что они должны защищать, кормить того, кого они должны кормить. Поэтому люди обращались с молитвами к
Богу. Например, Молитва:
«Сколько крупинок в этом горшочке,
Дайте нам столько добра и богатства. Защищать нас на земле от всего злого! Пусть на одной стороне будет бог солнца, а с другой бог луны, а в середине над нами, сам бог Вярепаз, Покшпаз! Защищайте нас, когда мы спим, бодрствуем, когда встаем, и ложимся спать!»
Учитель:
– А теперь давайте познакомимся с песнями весеннего календаря. Они приурочены к празднику масленицы «Маслань морот». Они исполнялись во время обхода дворов детьми, за что хозяева их угощали блинами. Также дети громко звали весну.
Учитель: А теперь я проиграю вам инструментальный наигрыш, который должен исполняться на скрипке. Этот наигрыш исполнялся на «масленицу». Вы послушайте и скажите, к какому жанру в музыке можно отнести этот наигрыш?
Дети:
– Этот наигрыш можно отнести к танцу.
Учитель:
– Правильно. Это танец, и сейчас мы немного потанцуем под него, а как? Я вас научу. В нашем танце обязательно будут хороводы только подвижные, танцевальное хождение стена на стену и легкие дроби,
без которых мордовский танец не может быть мордовским.
(Дети с удовольствием учатся танцевать вместе с учителем).
Учитель:
– Вижу, что вам понравились мордовские танцы, но вы устали. Для того чтобы вы отдохнули, послушайте песню
«Тирень веле» Г. Г. Вдовина. Я думаю, что этот шедевр мордовской музыки не оставит вас равнодушным к мордовской музыкальной культуре и вы снова захотите ее слушать.
(Слушание песни «Тирень веле» Г. Г. Вдовина в исполнении фольклорного ансамбля «Келу»).
Итог работы:
Учитель: «Ребята, сегодня мы познакомились с двумя мордовскими циклами зимнего и весеннего календаря, а еще мы познакомились с праздниками – Рождеством и Масленицей. Пели, танцевали. А сейчас давайте порисуем. Творческим заданием для вас будет нарисовать праздник «Масленицу». Лучшие работы будут высоко оценены».
Внеклассные занятия, пример одного из которых мы привели в своем исследовании, по нашему мнению являются наиболее эффективной формой приобщения детей младшего школьного возраста к
народной музыкальной культуре.