УДК 37.068

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Матросова Виктория Владимировна
Смоленский государственный университет
студентка 1 курса направление подготовки «Менеджмент» профиль «Логистика и управление цепями поставок»

Аннотация
В данной статье исследуется проблема патриотического воспитания молодёжи. Исследование проводилось на основе анкетирования среди школьников 14-18 лет. Благодаря вопросам анкеты, раскрыта роль патриотического воспитания в современном обществе. А так же стало известно, насколько развито понимание патриотизма среди молодёжи.

Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание молодёжи


THE PROBLEM OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Matrosova Victoria Vladimirovna
Smolensk State University
1st year student department of «Management» profile «Logistics and Supply Chain Management»

Abstract
In this article the problem of patriotic education of youth. The study was conducted through a questionnaire survey among schoolchildren aged 14-18. Due to issues questionnaires revealed the role of patriotic education in modern society. And so it became known as developing an understanding of patriotism among the youth.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Матросова В.В. Проблема патриотического воспитания молодёжи: социологический анализ // Студенческие научные исследования. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2015/08/2573 (дата обращения: 12.07.2023).

Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание. Его задачей является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, а это такие качества, как любовь к большой и малой Родине, преданность Отечеству, правильная гражданская позиция, сохранение традиций, культуры.

Актуальность проблемы заключается в том, что современная молодёжь мало знает о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье и в детских образовательных учреждениях.

Изучением патриотического воспитания занимались такие авторы как:

И.Л. Нестерович, он под патриотизмом понимал общественное явление, формирующееся на протяжении многих сотен лет. С момента возникновения само понятие имело различное наполнение и прошло путь от любви и уважения к семье, к месту рождения и жительства, общине, соотечественникам до государственного патриотизма – любви к государству. [1, с.65]

Само понятие «воспитание» ассоциируется с трудностями, преодолениями, проблемами, так как всегда нужен свой подход. Преподаватель – организатор ОБЖ МОБУ «Гимназия № 5», В.В. Старков, назвал это так: патриотическое воспитание – это творческий процесс, в котором используется множество форм и методов. [2, с.8]

Мы согласны с мнением протоиерея Димитрия Смирнова, что «патриотизм — это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой». Мы должны понимать, что наш долг – уважать, ценить и гордиться своей страной, родиной.[3]

Наиболее интересны выводы доктора исторических наук, профессора Ставропольского государственного аграрного университета С. Калинченко, он писал: «многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю своего Отечества с её героическим прошлым, тем сильнее будет к нему чувство любви, тем точнее осмыслишь его настоящее и будущее». [4, с.3]

Автором данного исследования проведено анкетирование, с целью понять, насколько развито понимание патриотизма среди молодёжи. В опросе принимали участие школьники от 14 до 18 лет. В период с 18 мая по 23 мая 2015 года.

В анкете было 6 вопросов:

  1. Патриотизм это…
  2. Кто такой патриот?
  3. Считаешь ли ты себя патриотом?
  4. Какие поступки свойственны патриоту?
  5. Патриотом рождаются или становятся?
  6. Что влияет на развитие патриотических качеств человека?

Рисунок 1 – ответы на вопрос №1 «Патриотизм это…»

Исходя из полученных ответов, мы видим, что большинство опрошенных считают, что патриотизм – это любовь к родине. На самом деле этот ответ был очевиден, так как нам с детства прививают это чувство, чувство любви к родине. Если сравнивать остальные ответы, то преимущество у ответов «защита родины» и «преданность родине». Возможно данные ответы, даны в связи с сегодняшней ситуацией в стране. Хотелось бы ещё отметить, что 7% опрошенных патриотизмом назвали поступки. А ведь они правы, какая же любовь к Родине без поступков, нужно же не только говорить о том, что любишь Родину, но и подтверждать свои слова, а именно подтверждать достойными поступками.

Рисунок 2 – ответы на вопрос №2 «Кто такой патриот?»

Обращая внимание на ответы вопроса №2, можно заметить, что они похожи на ответы вопроса №1. Это, конечно же, не случайно, ведь патриотизм и патриот, несомненно, взаимосвязаны. И вот мы видим, что первое место занимает определение «патриот – это человек, который любит свою родину». На втором месте «готов защитить Родину». Мы считаем, что та категория молодых людей, которая так ответила, относит к патриотам солдат, которые всегда начеку и готовы защитить Родину. «Уважает ценности своей страны» заняло третье место. И как нам представляется не зря, так как в воспитании патриота, одним из важных, является развитие личных ценностей.

Рисунок 3 – ответы на вопрос №3 «Считаешь ли ты себя патриотом?»

Из рисунка мы видим, что 59% опрошенных считают себя патриотами, что доказывает существование внутреннего патриотизма. 35% не считают себя патриотами и 6% не могут дать точного ответа на этот вопрос, возможно потому что не до конца понимают или вообще не понимают значения слова «патриот». Хочется сказать, что это собственное мнение каждого человека и понятие патриот, каждый трактует и понимает по-разному, от сюда и соответствующие ответы.

Рисунок 4 – ответы на вопрос №4 «Какие поступки свойственны патриоту?»

При опросе, у многих ребят этот вопрос вызвал затруднение. Но некоторые всё-таки смогли дать хороший ответ. 26% опрошенных написали «Защита родины». По 16% получили ответы – «Поступки на благо окружающих» и «Участие в делах города». Цифры, которые меня очень огорчили – это 42%, они не смогли дать ответ на данный вопрос.

Рисунок 5 – ответы на вопрос №5 «Патриотом рождаются или становятся?»

По сравнению с предыдущим, этот вопрос, как сказало 82% был очень простым и ответ очевиден – патриотом становятся. Но всё же 18% думают, что патриотом рождаются. Мы считаем, что патриотами не рождаются, а становятся, т. е. все люди изначально рождаются с врождёнными свойствами, которые человеку предстоит развивать и реализовывать в течение жизни. Вместе с правильным развитием происходит воспитание патриотизма. При этом существенное значение для реализации имеют условия воспитания, окружающая среда.

Рисунок 6 – ответы на вопрос №6 – «Что влияет на развитие патриотических качеств?

В данном случае ответы молодёжи совпали с мнением автора статьи. Мы, как и 36% считаем, что воспитание один из важных влияющих факторов на развитие патриотических качеств. Так же такой фактор, как общество не мог уйти далеко, так как на протяжении всей жизни нас окружают разные люди, с разными мыслями и ценностями. Нельзя забывать об истории своей страны и молодёжь не забыла, 15% молодых людей дали ответ «знание истории».  Патриотические мероприятия, школа, обстановка в стране не менее значительны в формировании личности патриота.

Таким образом, проанализировав все ответы, мы видим, что существует не просто проблема патриотического воспитания, существует проблема патриотического понимания. Да с самого детство нам родители, воспитатели, учителя говорили про любовь к родине, но мы растем и теперь в наших силах не только любить, но и действовать. А что мы видим, что целых 42% даже не знает, как действовать, какие поступки совершить.
Решить проблему патриотического воспитания сложно, но не бывает ничего не возможного. Следовательно, данными аспектами должны заниматься в полном объёме родители, школа, дополнительные учреждения. И если это будет выполняться, то всё получится, вырастут настоящие патриоты своей Родины.


Библиографический список
  1. Нестерович И.Л. – О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников: 2013. – №6. – с.65-69
  2. Стариков В.В. – Патриотов воспитывают со школы // Основы безопасности жизни: 2012. – №4. – с.8-12
  3. Протоиерей Димитрий Смирнов: «Патриотизм – это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой» // http://izvestia.ru/news/340647 (дата обращения 24.06.2015)
  4. Калинченко С. Особенности духовно – нравственного воспитания на современном этапе / С. Калинченко. – Москва: Просвещение, 1999. – 207 с.


Все статьи автора «Viki_Matrosova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: