УДК 34

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Мезенцева Анна Алексеевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Студентка кафедры социологии и организации работы с молодёжью

Аннотация
В данной статье рассмотрены особенности современной государственной гражданской службы в России и в Германии. На основе проведенного анализа автором выявлены общие и различные черты, степень разработанности и реализации государственной службы указанных стран.

Ключевые слова: Германия, государственная служба, особенности, Россия


FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE STATE SERVICE OF RUSSIA AND GERMANY

Mezentseva Anna Alekseevna
Belgorod State National Reserch Univercity
The student of department of sociology and the organization of work with youth

Abstract
This article describes the features of modern civil service in Russia and in Germany. On the basis of the conducted analysis the author reveals the common and diverse features, the degree of elaboration and implementation of the public services of these countries.

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Мезенцева А.А. Особенности организации государственной службы России и Германии // Студенческие научные исследования. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2015/06/2490 (дата обращения: 12.07.2023).

История развития человечества с древних веков свидетельствует о том, что то или иное общество людей нуждается во власти как необходимом условии адекватного функционирования системы на всяком этапе своего развития

Сегодня для многих государств одной из важнейших задач является формирование прочного слоя высококвалифицированных государственных гражданских служащих, готовых обеспечить эффективную и безупречную работу органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Организация государственной службы в различных государствах ,безусловно, отличается друг от друга. Рассмотрим схожие и различные черты государственной службы на примере России и Германии, так как среди европейских стран  с федеративным типом государственно-административного управления служба Федеративной Республики Германия является наиболее влиятельной. Изучение опыта организации и реализации государственной службы в Германии, сравнительный анализ гражданской службы Германии и России особенно важны в настоящее время, когда формирование современной и продуктивной государственной службы Российской Федерации относится к важнейшим направлениям преобразований, протекавших в административно-политической и правовой сферах деятельности государства.

Государственная служба в России – вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан государства на должностях государственной гражданской службы по обеспечению осуществления полномочий государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, занимающих государственные посты Российской Федерации, и лиц, занимающих государственные должности субъектов Российской Федерации [1].

В отличие от России, в Германии, как и в ряде других стран, нет понятия «государственная служба». После первой мировой войны появилось понятие «публичная служба», и этот термин прочно вошел в обиход немецких политологов.  Публичная служба Федеративной Республики Германия (нем. «Offentlicher Dienst») трактуется как деятельность, цель которой заключается в решении общегосударственных проблем управления. Согласно Федеральному закону о чиновниках  федеральными служащими Германии являются лица, пребывающие в публично­-правовых отношениях службы и верности как с Федерацией, так и с непосредственно подчиненной Федерации корпорацией, учреждением, организацией публичного права[2]. Поэтому понятие охватывает всех работников государственных учреждений: сотрудников органов управления,  учителей школ и преподавателей высших учебных заведений, работников дошкольных учреждений, судей и министров, членов дирекции Федерального банка, а также полицейских и военнослужащих, служащих железных дорог и почтовых учреждений.

Организация и реализация публичной службы Германии осуществляется на всех трех уровнях государственного устройства:

  • на уровне Федерации;
  • на уровне отдельных земель;
  • на уровне общин.

В Российской Федерации в соответствии с принципом федерализма, находящим свою реализацию в законодательстве и правовой практике, структура государственной службы включает два уровня:

  • уровень федеральной государственной службы, находящийся в соответствии со ст. 71 Конституции РФ в исключительном ведении РФ;
  • государственную службу на уровне субъектов Российской Федерации, находящуюся в совместном ведении РФ и субъектов РФ в соответствии со ст. 72 Конституции РФ.

В отличие от Германии, муниципальная служба в России не в ходит в структуру государственной службы.

Табель о рангах Федеративной Республики Германия предусматривает 16 групп чиновников. Установлено четыре вида чинов государственных служащих:

  • А1-А5 – низшие чины;
  • А6-А9 – средние чины;
  • А10-А13 – высшие чины 1 ступени;
  • А14-А16 – высшие чины 2 ступени[3].

В Российской Федерации должности государственной гражданской службы подразделяются на 5 групп: младшие, старшие, ведущие, главные и высшие. В каждой группе разрядов предусматривается 3 степени градации: 3, 2 и 1 классы.

Виды классных чинов Российской государственной гражданской службы:

  •  действительный государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса;
  • государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса;
  • советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса;
  • референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса;
  • секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го, 2-го или 3-го класса[4].

Всего, таким образом, существует 15 классных чинов.

Необходимо отметить, что классовая градация чинов в России и Германии существенно отличается друг от друга: если высшим классом в российской государственной службе является 1-й класс, а низший – 3-й, то в публичной службе Германии наоборот.

В России и в Германии действует правило о равных возможностях поступления на государственную службу. Равный доступ к гражданской службе и одинаковые условия ее прохождения имеют граждане России независимо от половой, расовой и национальной принадлежности, имущественного и должностного состояния, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами специалиста[5].  Конституция ФРГ провозглашает, что каждый немец имеет равный доступ ко всякой государственной должности в соответствии со своими склонностями и профессиональной квалификацией, необходимой для данного вида деятельности.

Помимо равного доступа граждан к службе, государственная служба Российской Федерации базируется на следующих принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина, единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, стабильности гражданской службы, доступности информации о гражданской службе, защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

В то же время государственная служба в Германии основывается на принципах государственно-правовой защиты статуса чиновника, долга верности чиновника государству и принципам Конституции, добросовестности в работе, права на адекватную труду оплату и социальное обеспечение[6].  

Таким образом, государственная служба в Германии весьма престижна. Занять вакансию государственного служащего крайне сложно. Лицо, получившее такую должность, безоговорочно соблюдает все предписанные ему правила, обязанности и ограничения. Но за это государство обязуется защищать и поощрять своих чиновников, создать им условия для достойного проживания.

Проанализировав организацию государственной службы в Германии и в России, можно сделать вывод, что сходства государственной службы вышеназванных стран очевидны, но,  безусловно, существуют и различия.

Изучение международной практики организации государственной службы поможет избежать ошибок и заблуждений при реформировании государственной службы Российской Федерации, но при этом необходимо учитывать собственный опыт и устои, выработать уникальные методы, способствующие формированию эффективного института государственной службы в России.


Библиографический список
  1. ФЗ РФ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ, ст.3. [Электронный ресурс] Режим доступа к изд.: http://www.rg.ru/2004/07/31/gossluzhba-dok.html (дата обращения: 16.05.2015г.)
  2. М. Ю. Зенков зарубежный опыт управления Государственная служба. [Электронный ресурс]  Режим доступа к изд :  http://pandia.ru/text/78/334/1918.php (дата обращения: 17.05.2015г.)
  3. Василенко И. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия Москва. [Электронный ресурс]  Режим доступа к изд : http://www.studfiles.ru/preview/460877/ (дата обращения: 11.05.2015г.)
  4. Классификация государственных служащих Российской федерации. [Электронный ресурс]  Режим доступа к изд :http://isfic.info/gossab/civserv26.htm дата обращения: 11.05.2015г.)
  5. ФЗ РФ «О  государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) ст.4. [Электронный ресурс]  Режим доступа к изд : http://www.rg.ru/2004/07/31/gossluzhba-dok.html (дата обращения: 16.05.2015г.)
  6. Васильев В.И. Некоторые аспекты современной дискуссии о германском федерализме // Полис. 2005 – №1


Все статьи автора «annamezentseva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: