УДК 316.346.32-053.6

ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И СТРАХИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Касторская Мария Николаевна
Кубанский государственный университет

Аннотация
Статья посвящена исследованию жизненных перспектив и страхов старшеклассников. В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема неопределенности жизненных планов у подростков, которая формирует различные страхи. Целью статьи было исследование значимых страхов старшеклассников, представлений о будущей жизни и профессии, изучение жизненных ценностей и эмоционального состояния подростков.

Ключевые слова: жизненная перспектива, подросток, профессия, старшеклассник, страх, ценности, школа, школьник


LIFE PERSPECTIVES AND FEARS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Kastorskaya Maria Nikolaevna
Kuban State University

Abstract
The article tells about a study of life perspectives and fears of high school students. The problem of vagueness of teenagers' life plans, which creates different types of fear, is an actual problem nowadays.The purpose of the actual article is to study high school students' valuable fears, notions about their future and vocation, life values and emotional state.

Keywords: fear, high school student, life perspective, profession, pupil, school, teenager, values


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Касторская М.Н. Жизненные перспективы и страхи старшеклассников // Студенческие научные исследования. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2015/05/2481 (дата обращения: 13.07.2023).

В связи с различными социально – экономическими преобразованиями в современном обществе, формируется высокая степень неопределенности, которая наиболее ярко воздействует на молодежь, а именно на моральные, ценностные ориентации.

Старшеклассники наиболее остро ощущают жизненную неопределенность, так как они находятся на стадии перехода от подросткового возраста к взрослой жизни. Эмоциональная вспыльчивость, крайне чувствительное восприятие окружающего мира и внешнего воздействия со стороны общества, повышенное чувство тревожности и множество страхов формируют уязвимость, неуверенность у подростков старших классов.  Стрессы, связанные со сдачей выпускных экзаменов, различные контрольные работы, мысли о будущей профессии и жизни в целом, отражаются на них в виде высоких психологических нагрузок.

Таким образом,  проблема представления старшеклассников о собственном будущем, отношения к своему будущему, реализация его в настоящем представляется актуальной и ценной для изучения. Именно переживания, психологический внутренний мир со всеми страхами, эмоциями, влияют на формирование старшеклассников как личности, как будущего члена общества.

Целью исследования являлось выявление жизненных перспектив и страхов старшеклассников. В исследовании принимали участие школьники 9-11 классов средних общеобразовательных школ. Всего участие в пилотажном исследовании приняло 96 школьников. В качестве метода сбора информации был использован анкетный опрос.

Первой задачей исследования было выявление стадии планирования жизненной перспективы у старшеклассников, а именно определенность с планами на будущее [1]. Как показало исследование, большинство старшеклассников не определились с планами на будущее (57,9%).  Это подчеркивает тот факт, что для старшеклассников является актуальной тема будущей их жизни, но, вероятнее всего, ввиду многих факторов, например, неуверенность в знаниях, неопределенность с будущей профессией оказывают сильное влияние. Следует подчеркнуть, что среди тех, кто определился с планами на будущее, больше оказалось девушек (57,7 %), чем юношей (42,3%). Вероятнее всего, это связано с тем, что на девушек определяющее влияние оказывает семья, которая формирует потребность в дальнейшем обучении, а для парней актуальной является тема армии.

После окончания школы большинство опрошенных респондентов будут продолжать свое образование (74,7%). Здесь четко выражена тенденция семьи, общества в формировании у старшеклассников необходимости и значимости дальнейшего образования.

  В целях изучения жизненной перспективы была исследована определенность  школьников с будущей профессией. С выбором будущей профессии в 9 классе определилось больше юношей (59,4%), чем девушек (40,6%). В 10 классе – больше девушек (80 %), чем юношей (20%) и в 11 классе – больше девушек (71,4%), чем юношей  (28,6%). Вероятнее всего, такое распределение определенности по полу зависит от того, что в девятом классе, среди ребят большинство планирует окончить средне специальное образование, а в десятом и одиннадцатом классах, ребята предпочитают не планировать будущее, а жить сегодняшним днем, также и фактор армии накладывает свой отпечаток.

Выбор будущей профессии осуществлялся самостоятельно (40%), либо под влиянием семьи и родных (37,9%). Здесь следует отметить, что профориентация из различных учебных заведений была выбрано очень небольшим количеством, возможно из-за неэффективной работы этих представителей или из-за стремления старшеклассников подчеркнуть важность и авторитетность своей семьи и самостоятельности.

Также необходимо было определить наиболее значимые характеристики профессии, по мнению старшеклассников. Главным для старшеклассников в будущей профессии является: возможность получать высокие доходы (80%); интересный характер будущей работы (49,5 %) и соответствие профессии способностям (48%). В целом, для старшеклассников важным является материальная составляющая работы, но и не менее важным старшеклассники отметили интересность работы и возможность выполнения работы. Это показывает, что школьники осознают и понимают реалии жизни, в которой для хорошего заработка необходимо соответствовать требованиям профессии.

Старшеклассники заинтересованы в построении успешного будущего. Респонденты отметили, что они активно готовятся к экзаменам (36,2%), дополнительно занимаются (24,2%) и стараются хорошо учиться в школе (39,6%), что говорит об ответственности и сознательности учащихся.

Далее исследовалось проявление страхов в зависимости от состава семьи, класса[2]. Выяснилось, что у старшеклассников самыми значительными страхами оказались: страх плохо сдать экзамены (82,2%), страх того, что родные перестанут доверять (77,8%), страх предательства со стороны друзей (60%). Таким образом, здесь проявляется тенденция глубокого переживания в отношении предстоящих экзаменов, что очень сильно сказывается на слабой и неустойчивой психике подростков. Возможно, это  связано с неуверенностью в собственных знаниях. Также, для школьников немаловажным является отношения с родными и друзьями, что обусловлено потребностью в поддержке и доверии близких людей, т.к. школьные годы для подростков представляют собой сложный и ответственный этап в жизни. Как показало исследование, факторы класса, пола, состава семьи не оказали никакого влияния на распределение значимых страхов.

Самыми незначительными страхами школьники выбрали следующие: страх быть не таким, как все, выделяться и  страх перед вызовом ответить на уроке (75,6%) и также страх быть осмеянным классом (70,5%). Это подчеркивает тот факт, что старшеклассники уже представляют собой сформированную личность, для которой присущи уверенность в себе и отсутствие страха публичного осуждения и оценки.

Важной задачей являлось изучение наиболее значимых жизненных ценностей старшеклассников. Для юношей главные приоритеты в жизни распределены следующим образом: семья (92,5%); друзья (35%); материальное благополучие (22,5%); учеба и проф. образование (15%); карьера (12,5%); здоровье и внешний вид (10 %). Для юношей, как уже отмечалось выше, важным является близкое окружение и материальное благополучие. Учеба и карьера интересует их в меньшей степени.

Для девушек главные приоритеты в жизни распределены следующим образом: семья (88,7 %); учеба и проф. образование (26,4%); друзья (24,5%); здоровье и внешний вид (20,8%); карьера (17%); материальное благополучие (11, 3 %). Девушки оказали предпочтение близкому окружению и обучению, здоровье и внешний вид их интересует меньше.

Далее, было проанализировано эмоциональное состояние старшеклассников через призму взаимоотношений с одноклассниками. Большинство (92,5%) указали, что у них хорошие взаимоотношения с одноклассниками, это говорит о том, что у них в классе положительный эмоциональный климат.

Если старшеклассник столкнется с какой-либо неприятностью, то он обсудит ее с родителями (родными), либо с друзьями (76,8%). Вариант ответа «поговорю о проблеме с учителем, которому я доверяю» не выбрал ни один из респондентов, что говорит о полном недоверии ученика к учителю.

Как дополнительный метод, было использован метод неоконченных предложений. Старшеклассникам было представлено 6 предложений, которые они должны были продолжить в соответствии со своим мнением.

Первым предложением было: «Когда я окончу школу, то буду чувствовать…». Для большинства учащихся школа представляет собой трудность и сложность, и поэтому, оканчивая школу, большинство будет чувствовать облегчение (30,5%). Но также стоит отметить, что для некоторых школьников окончание среднего образования ассоциируется с вступлением во взрослую жизнь, ответственность (6,3%).

Следующим предложением было «Если я получу плохую оценку, то…». Как показало исследование, для большинства старшеклассников при получении плохой оценки самым главным является стремление ее исправить. (41,05%). Но при этом, также большое количество отметили, что плохая оценка является для них стрессом и депрессией. (33,6%), что скорее всего, связано с обстановкой в семье, где происходит наказание за неуспеваемость и излишним давлением на подготовку к экзаменам.

Следующее предложение имело формулировку: «Больше всего в школе я люблю…». Для многих учеников самым любимым является общение с друзьями (41%) и школьные предметы(27%), что в целом подчеркивает положительное эмоциональное состояние.

Далее, было предложение: «Из-за большой нагрузки в школе я…». К сожалению, большинство учащихся из-за большой нагрузки в школе чувствуют усталость (72,6%), стресс и депрессию (11,5%) и невозможность реализации интересов вне школы (9,5%). Таким образом, оказалось, что старшеклассники испытывают сильное негативное влияние чрезмерных учебных нагрузок. Но при этом, стоит отметить, что были респонденты, которые подчеркивали важность и значимость большой нагрузки для успешного обучения (6,3%).

В предложении «Мне очень страшно, если…», большинство учеников отметили, что самое страшное является для них сдача экзаменов и страх не поступление в ВУЗ (47,4%). Здесь вновь отражается психологическая нагрузка и давление на школьников, которое находит отражение в страхах и неуверенности. Также, при помощи этого метода были выявлены и другие страхи старшеклассников (насекомых, вызов родителей, плохой оценки, страх за семью, и т.д.)

Последним предложением было следующее: «Школа для меня – это…». Большинство респондентов считают, что школа это второй дом (34,7%), а также это дом науки и храм знаний (24,2%). Для некоторых школа является просто местом для учебы (14,7%), т.е. здесь выявляется безразличие к учебному заведению. Но также были старшеклассники, которые отметили неприязнь к школе – «ад, мучение, тюрьма» (11,6%). Но в целом, показатели имеют позитивный характер.

Таким образом, были проанализированы жизненные перспективы и страхи старшеклассников.

Говоря о жизненных планах, следует отметить, что чуть больше половины не определились с жизненными планами. Но большинство ответили, что будут продолжать обучения после окончания школы. Для этого, старшеклассники активно готовятся к экзаменам, учатся в школе и занимаются дополнительно. С будущей профессией, большая часть подростков определилась, т.к. понимают важность и необходимость выбора для дальнейшей жизни.

 При изучении страхов, было выявлено, что для учащихся самыми значительными страхами являются экзамены, предательство со стороны друзей и потеря доверия со стороны родителей. Состав семьи, класс, пол не выявили каких-либо других значимых страхов. При вопросе о том, что является страшным для старшеклассников, большое количество ответов были связаны с учебным процессом – экзамены, контрольные, плохие оценки, вызов родителей за неуспеваемость. Таким образом, существует высокая степень проявления страхов, связанных с учебой.

В целом, вопросы, касающиеся одноклассников, школы имели положительный аспект. Многие ребята писали о том, что у них хорошие взаимоотношения с одноклассниками, школа для них является «вторым домом», а классный руководитель – «вторая мама». В школе респондентам нравится учиться, общаться. В случае плохой оценки, большинство испытает стресс, но потом постарается исправить ее. Из-за больших учебных нагрузок, старшеклассники испытывают усталость и нереализованность своих интересов и поэтому, оканчивая школу, большинство будет чувствовать облегчение. Таким образом, эмоциональное состояние старшеклассников можно охарактеризовать как удовлетворительное.

При выборе профессии старшеклассники ориентировались на свои предпочтения, и поэтому указали, что самостоятельно осуществляли поиск интересной профессии. Возможно, это связано с тем, что подростки хотели показать свою самостоятельность и взрослость. Главным критерием в будущей профессии старшеклассники выделили материальную составляющую.

В ходе исследования были выявлены жизненные ценности школьников. Самыми значимыми, как показало исследование, для парней и девушек оказались семья и учеба, профессиональное образование. Материальное благополучие занимает предпоследнее место в жизненных ценностях.

Таким образом, были проанализированы жизненные перспективы и страхи старшеклассников. В целом, следует отметить, что подростки стремятся воспринимать современную жизнь исходя из рациональных соображений, они объективно оценивают свои приоритеты и слабости. Несомненно, для старшеклассников, это очень сложный период жизни, в котором они становятся взрослее, ответственнее. Но важно подчеркнуть, что формирование страхов и фобий в отношении сдачи экзаменов, обучения в школе и дальнейшего обучения в значительной части зарождается в семье и школе. И именно эта излишняя обеспокоенность и нагнетание ненужных переживаний очень сильно  и негативно отражается на современных школьниках и их внутреннем мире.


Библиографический список
  1. Собкин В. С., Ваганова М. В. «Российский подросток: жизненные перспективы и страхи»// Институт социологии образования. 2005. [Электронный ресурс]. URL:  http://www.socioedu.ru/userfiles/file/p281.pdf
  2. Шкуратова И.П. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью / И.П. Шкуратова, И.П.Ермак // Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону: Фолиант,2004. –С.283-299.
  3. Щелыкалина А.Н. Страхи и стрессы большого города: влияние на подростков// ПГГПУ/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социализация и ресоциализация подростков и молодёжи: междисциплинарный аспект (к юбилею проф. А.С.Новосёловой). [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-2/130-strakhi-i-stressy-bolshogo-goroda-vliyanie-na-podrostkov
  4. Просекова Е.Н. «Страхи детей в подростковом возрасте»//Шадринский государственный педагогический университет. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-4-19.pdf


Все статьи автора «Marishka1»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: