В связи с различными социально – экономическими преобразованиями в современном обществе, формируется высокая степень неопределенности, которая наиболее ярко воздействует на молодежь, а именно на моральные, ценностные ориентации.
Старшеклассники наиболее остро ощущают жизненную неопределенность, так как они находятся на стадии перехода от подросткового возраста к взрослой жизни. Эмоциональная вспыльчивость, крайне чувствительное восприятие окружающего мира и внешнего воздействия со стороны общества, повышенное чувство тревожности и множество страхов формируют уязвимость, неуверенность у подростков старших классов. Стрессы, связанные со сдачей выпускных экзаменов, различные контрольные работы, мысли о будущей профессии и жизни в целом, отражаются на них в виде высоких психологических нагрузок.
Таким образом, проблема представления старшеклассников о собственном будущем, отношения к своему будущему, реализация его в настоящем представляется актуальной и ценной для изучения. Именно переживания, психологический внутренний мир со всеми страхами, эмоциями, влияют на формирование старшеклассников как личности, как будущего члена общества.
Целью исследования являлось выявление жизненных перспектив и страхов старшеклассников. В исследовании принимали участие школьники 9-11 классов средних общеобразовательных школ. Всего участие в пилотажном исследовании приняло 96 школьников. В качестве метода сбора информации был использован анкетный опрос.
Первой задачей исследования было выявление стадии планирования жизненной перспективы у старшеклассников, а именно определенность с планами на будущее [1]. Как показало исследование, большинство старшеклассников не определились с планами на будущее (57,9%). Это подчеркивает тот факт, что для старшеклассников является актуальной тема будущей их жизни, но, вероятнее всего, ввиду многих факторов, например, неуверенность в знаниях, неопределенность с будущей профессией оказывают сильное влияние. Следует подчеркнуть, что среди тех, кто определился с планами на будущее, больше оказалось девушек (57,7 %), чем юношей (42,3%). Вероятнее всего, это связано с тем, что на девушек определяющее влияние оказывает семья, которая формирует потребность в дальнейшем обучении, а для парней актуальной является тема армии.
После окончания школы большинство опрошенных респондентов будут продолжать свое образование (74,7%). Здесь четко выражена тенденция семьи, общества в формировании у старшеклассников необходимости и значимости дальнейшего образования.
В целях изучения жизненной перспективы была исследована определенность школьников с будущей профессией. С выбором будущей профессии в 9 классе определилось больше юношей (59,4%), чем девушек (40,6%). В 10 классе – больше девушек (80 %), чем юношей (20%) и в 11 классе – больше девушек (71,4%), чем юношей (28,6%). Вероятнее всего, такое распределение определенности по полу зависит от того, что в девятом классе, среди ребят большинство планирует окончить средне специальное образование, а в десятом и одиннадцатом классах, ребята предпочитают не планировать будущее, а жить сегодняшним днем, также и фактор армии накладывает свой отпечаток.
Выбор будущей профессии осуществлялся самостоятельно (40%), либо под влиянием семьи и родных (37,9%). Здесь следует отметить, что профориентация из различных учебных заведений была выбрано очень небольшим количеством, возможно из-за неэффективной работы этих представителей или из-за стремления старшеклассников подчеркнуть важность и авторитетность своей семьи и самостоятельности.
Также необходимо было определить наиболее значимые характеристики профессии, по мнению старшеклассников. Главным для старшеклассников в будущей профессии является: возможность получать высокие доходы (80%); интересный характер будущей работы (49,5 %) и соответствие профессии способностям (48%). В целом, для старшеклассников важным является материальная составляющая работы, но и не менее важным старшеклассники отметили интересность работы и возможность выполнения работы. Это показывает, что школьники осознают и понимают реалии жизни, в которой для хорошего заработка необходимо соответствовать требованиям профессии.
Старшеклассники заинтересованы в построении успешного будущего. Респонденты отметили, что они активно готовятся к экзаменам (36,2%), дополнительно занимаются (24,2%) и стараются хорошо учиться в школе (39,6%), что говорит об ответственности и сознательности учащихся.
Далее исследовалось проявление страхов в зависимости от состава семьи, класса[2]. Выяснилось, что у старшеклассников самыми значительными страхами оказались: страх плохо сдать экзамены (82,2%), страх того, что родные перестанут доверять (77,8%), страх предательства со стороны друзей (60%). Таким образом, здесь проявляется тенденция глубокого переживания в отношении предстоящих экзаменов, что очень сильно сказывается на слабой и неустойчивой психике подростков. Возможно, это связано с неуверенностью в собственных знаниях. Также, для школьников немаловажным является отношения с родными и друзьями, что обусловлено потребностью в поддержке и доверии близких людей, т.к. школьные годы для подростков представляют собой сложный и ответственный этап в жизни. Как показало исследование, факторы класса, пола, состава семьи не оказали никакого влияния на распределение значимых страхов.
Самыми незначительными страхами школьники выбрали следующие: страх быть не таким, как все, выделяться и страх перед вызовом ответить на уроке (75,6%) и также страх быть осмеянным классом (70,5%). Это подчеркивает тот факт, что старшеклассники уже представляют собой сформированную личность, для которой присущи уверенность в себе и отсутствие страха публичного осуждения и оценки.
Важной задачей являлось изучение наиболее значимых жизненных ценностей старшеклассников. Для юношей главные приоритеты в жизни распределены следующим образом: семья (92,5%); друзья (35%); материальное благополучие (22,5%); учеба и проф. образование (15%); карьера (12,5%); здоровье и внешний вид (10 %). Для юношей, как уже отмечалось выше, важным является близкое окружение и материальное благополучие. Учеба и карьера интересует их в меньшей степени.
Для девушек главные приоритеты в жизни распределены следующим образом: семья (88,7 %); учеба и проф. образование (26,4%); друзья (24,5%); здоровье и внешний вид (20,8%); карьера (17%); материальное благополучие (11, 3 %). Девушки оказали предпочтение близкому окружению и обучению, здоровье и внешний вид их интересует меньше.
Далее, было проанализировано эмоциональное состояние старшеклассников через призму взаимоотношений с одноклассниками. Большинство (92,5%) указали, что у них хорошие взаимоотношения с одноклассниками, это говорит о том, что у них в классе положительный эмоциональный климат.
Если старшеклассник столкнется с какой-либо неприятностью, то он обсудит ее с родителями (родными), либо с друзьями (76,8%). Вариант ответа «поговорю о проблеме с учителем, которому я доверяю» не выбрал ни один из респондентов, что говорит о полном недоверии ученика к учителю.
Как дополнительный метод, было использован метод неоконченных предложений. Старшеклассникам было представлено 6 предложений, которые они должны были продолжить в соответствии со своим мнением.
Первым предложением было: «Когда я окончу школу, то буду чувствовать…». Для большинства учащихся школа представляет собой трудность и сложность, и поэтому, оканчивая школу, большинство будет чувствовать облегчение (30,5%). Но также стоит отметить, что для некоторых школьников окончание среднего образования ассоциируется с вступлением во взрослую жизнь, ответственность (6,3%).
Следующим предложением было «Если я получу плохую оценку, то…». Как показало исследование, для большинства старшеклассников при получении плохой оценки самым главным является стремление ее исправить. (41,05%). Но при этом, также большое количество отметили, что плохая оценка является для них стрессом и депрессией. (33,6%), что скорее всего, связано с обстановкой в семье, где происходит наказание за неуспеваемость и излишним давлением на подготовку к экзаменам.
Следующее предложение имело формулировку: «Больше всего в школе я люблю…». Для многих учеников самым любимым является общение с друзьями (41%) и школьные предметы(27%), что в целом подчеркивает положительное эмоциональное состояние.
Далее, было предложение: «Из-за большой нагрузки в школе я…». К сожалению, большинство учащихся из-за большой нагрузки в школе чувствуют усталость (72,6%), стресс и депрессию (11,5%) и невозможность реализации интересов вне школы (9,5%). Таким образом, оказалось, что старшеклассники испытывают сильное негативное влияние чрезмерных учебных нагрузок. Но при этом, стоит отметить, что были респонденты, которые подчеркивали важность и значимость большой нагрузки для успешного обучения (6,3%).
В предложении «Мне очень страшно, если…», большинство учеников отметили, что самое страшное является для них сдача экзаменов и страх не поступление в ВУЗ (47,4%). Здесь вновь отражается психологическая нагрузка и давление на школьников, которое находит отражение в страхах и неуверенности. Также, при помощи этого метода были выявлены и другие страхи старшеклассников (насекомых, вызов родителей, плохой оценки, страх за семью, и т.д.)
Последним предложением было следующее: «Школа для меня – это…». Большинство респондентов считают, что школа это второй дом (34,7%), а также это дом науки и храм знаний (24,2%). Для некоторых школа является просто местом для учебы (14,7%), т.е. здесь выявляется безразличие к учебному заведению. Но также были старшеклассники, которые отметили неприязнь к школе – «ад, мучение, тюрьма» (11,6%). Но в целом, показатели имеют позитивный характер.
Таким образом, были проанализированы жизненные перспективы и страхи старшеклассников.
Говоря о жизненных планах, следует отметить, что чуть больше половины не определились с жизненными планами. Но большинство ответили, что будут продолжать обучения после окончания школы. Для этого, старшеклассники активно готовятся к экзаменам, учатся в школе и занимаются дополнительно. С будущей профессией, большая часть подростков определилась, т.к. понимают важность и необходимость выбора для дальнейшей жизни.
При изучении страхов, было выявлено, что для учащихся самыми значительными страхами являются экзамены, предательство со стороны друзей и потеря доверия со стороны родителей. Состав семьи, класс, пол не выявили каких-либо других значимых страхов. При вопросе о том, что является страшным для старшеклассников, большое количество ответов были связаны с учебным процессом – экзамены, контрольные, плохие оценки, вызов родителей за неуспеваемость. Таким образом, существует высокая степень проявления страхов, связанных с учебой.
В целом, вопросы, касающиеся одноклассников, школы имели положительный аспект. Многие ребята писали о том, что у них хорошие взаимоотношения с одноклассниками, школа для них является «вторым домом», а классный руководитель – «вторая мама». В школе респондентам нравится учиться, общаться. В случае плохой оценки, большинство испытает стресс, но потом постарается исправить ее. Из-за больших учебных нагрузок, старшеклассники испытывают усталость и нереализованность своих интересов и поэтому, оканчивая школу, большинство будет чувствовать облегчение. Таким образом, эмоциональное состояние старшеклассников можно охарактеризовать как удовлетворительное.
При выборе профессии старшеклассники ориентировались на свои предпочтения, и поэтому указали, что самостоятельно осуществляли поиск интересной профессии. Возможно, это связано с тем, что подростки хотели показать свою самостоятельность и взрослость. Главным критерием в будущей профессии старшеклассники выделили материальную составляющую.
В ходе исследования были выявлены жизненные ценности школьников. Самыми значимыми, как показало исследование, для парней и девушек оказались семья и учеба, профессиональное образование. Материальное благополучие занимает предпоследнее место в жизненных ценностях.
Таким образом, были проанализированы жизненные перспективы и страхи старшеклассников. В целом, следует отметить, что подростки стремятся воспринимать современную жизнь исходя из рациональных соображений, они объективно оценивают свои приоритеты и слабости. Несомненно, для старшеклассников, это очень сложный период жизни, в котором они становятся взрослее, ответственнее. Но важно подчеркнуть, что формирование страхов и фобий в отношении сдачи экзаменов, обучения в школе и дальнейшего обучения в значительной части зарождается в семье и школе. И именно эта излишняя обеспокоенность и нагнетание ненужных переживаний очень сильно и негативно отражается на современных школьниках и их внутреннем мире.
Библиографический список
- Собкин В. С., Ваганова М. В. «Российский подросток: жизненные перспективы и страхи»// Институт социологии образования. 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.socioedu.ru/userfiles/file/p281.pdf
- Шкуратова И.П. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивностью / И.П. Шкуратова, И.П.Ермак // Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону: Фолиант,2004. –С.283-299.
- Щелыкалина А.Н. Страхи и стрессы большого города: влияние на подростков// ПГГПУ/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социализация и ресоциализация подростков и молодёжи: междисциплинарный аспект (к юбилею проф. А.С.Новосёловой). [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-2/130-strakhi-i-stressy-bolshogo-goroda-vliyanie-na-podrostkov
- Просекова Е.Н. «Страхи детей в подростковом возрасте»//Шадринский государственный педагогический университет. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-4-19.pdf