Особенности выбора средств патриотического воспитания зависят от возрастных и индивидуальных особенностей молодежи. Студенческий возраст, определяется границами от 17 до 22 лет и совпадает с периодом поздней юности – начальной взрослости.
При включении молодежи во время обучения в вузе, в деятельность общественного объединения, приобретаются новые, профессионально значимые умения и навыки, повышается уровень знаний, изучаются новые стороны действительности, так же общественно ценные свойства и качества личности, происходит становление мировоззрения, развивается самосознание, происходит оценка своих возможностей.
Следует отметить, что студенчество – это основной период становления характера , интеллектуального развития человека, и личности в целом, период раскрытия множества способностей. В это время достигаются спортивные рекорды, появляются художественные, технические и научные достижения. В этот период происходит становление деятельностного образа .
Патриотическое воспитание студентов в вузах, является основной задачей по формированию структуры личности. Общественное пространство университетской среды должно содержать массу идей патриотического воспитания, государственности, высокой духовной культуры и служения интересам Родины.
На развитие патриотического воспитания молодежи влияет грамотное использование педагогических возможностей и особенностей окружающей среды. Преобладающую роль в формировании и пробуждении патриотических чувств, патриотического сознания следует уделять социальной и культурной средам. Любовь к своему Отечеству начинается с любви к малой Родине. Огромнейшее значение в становлении патриотизма имеет изучение истории родного края, языка, культурных традиций своих предков. Преподаватели высших учебных заведений должны ознакомить студентов с культурой и историей родного края, а так же приобщить к народными традициям и обычаям региона.
Значительный воспитательный эффект, дают экскурсии, которые проводятся с целью изучения истории родного города. Знакомство с историческими аспектами и особенностями природы родного края, его прошлым, прививает и усиливает чувство любви к Родине. Изучение родного города должно занимать главенствующее место в системе воспитательной работы. Патриотическое воспитание, получаемое в общественных объединениях, формирует у студенческой молодежи знания о достижениях своей страны и родного края в таких областях как: культурная, образовательная, научная и техническая.
Молодым людям необходимо знать историю жизни своих предков и иметь представление о вкладе России в развитие науки, культуры и других отраслей производства. Без воспитания чувства гордости за достижения в области отечественной науки, культуры, техники, образования и спорта невозможно сохранить память и историческое наследие наших предков, нашего народа.
Таким образом, одним из важнейших средств воспитания патриота, следует считать спортивные традиции города, в которых сочетаются и исторические аспекты в изучении своей малой родины, и активное взаимодействие со спортивным движением своего города. Возрастание роли и поддержка развития спортивных традиций, научат студента занимать главенствующую позицию, а так же, будут способствовать развитию духа патриотизма, и уровню сознания,, и умению контролировать личное поведение и деятельность.
Библиографический список
- Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
- Исмаилов, Ш.И. Патриотические воспитание граждан Российской Федерации // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 99–103.
- Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов./В.А. Сластенин И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 1998. – 512 с.