Сокрытие налоговой базы является одной из основных проблем исследования, так как на протяжении нескольких десятков лет многие зарубежные и отечественные компании оптимизируют налоговые затраты благодаря оффшорным экономическим зонам, что подтверждает актуальность данного исследования.
Проблемы и пути решения вывода капитала в оффшорные страны рассматриваются на примере Великобритании.
В ноябре 2013 года правительство Великобритании заключило соглашение с Каймановыми островами. Это привело к тому, что информация о Британских резидентах, которые имеют счета на Кайманских островах будет обрабатываться иностранными финансовыми посредниками и затем передаваться в налоговые органы Великобритании.
Последние письма, адресованные налогоплательщикам, держателям счетов на Каймановых островах, активно призывают последних к раскрытию своей налоговой базы. [1]
Выпадающие налоговые доходы от оффшорной деятельности на Каймановых островах составили всего 8 млн евро по данным Управление Великобритании по налогам и таможенным сборам (HMRC). Эта организация стремится использовать все допустимые средства, чтобы преодолеть разрыв между фактическими доходами Швейцарии и Лихтенштейна и запланированными масштабными целями Британского государства.
Например, в новом году налогоплательщики получили партию писем от HMRC и это создаёт впечатление, что налоговые органы наконец-то начали использовать информацию, которая, как известно, имелась, но не могла быть использована из-за проблем с информационными ресурсами. Информация о доходах резидентов поступает из следующих источников: корпорация HSBC, банк Credit Suisse, банк Julius Baer и налоговые органы Британских Виргинских островов.
HMRC также осуществляет сбор информации, которая поступает из обширной сети соглашений о двойном налогообложении. Следует также заметить, что использовать налоговую информацию необходимо в скором времени после её поступления, чтобы предотвратить потерю информации, связанную с её устареванием.
Налоговое соглашение между Великобританией и Лихтенштейном (LDF). Соглашение было подписано 11 июня 2012 года, вступило в силу в январе 2013 года, и касается в первую очередь информации 2014 и 2015 календарных лет. Соглашение содержит положения об обмене информацией по налоговым вопросам, соответствующие последним стандартам Организации экономического сотрудничества и развития. Налоговый орган государства, подписавшего соглашение, имеет право запросить информацию, хранящуюся в банке, ином финансовом учреждении, у номинала, агента или доверенного лица. Дополнительная информация в отношении оффшорных компаний и оффшорных трастов будет предоставлена после 2016 года. Лихтенштейнское налоговое соглашение все еще содержит наиболее привлекательные преимущества для тех, кто хочет раскрыть налоговую базу, в том числе гарантированный иммунитет от судебного преследования за налоговые правонарушения. Все эти привилегии доступны до 5 апреля 2016 года и являются лучший путём для людей, которые собираются раскрыть информацию о своих доходах.
Если предположить, что подавляющее большинство раскрытий налоговой информации из Лихтенштейна и Швейцарии уже было сделано, за этим естественно следует, что сейчас HMRC ищет новые средства для получения доходов. Этот вопрос представляет интерес для специалистов по раскрытию налогов, которые пытаются предугадать, где HMRC может атаковать в следующий раз.
Выбор HMRC будет зависеть от географии, уровня исторического сотрудничества между налоговыми юрисдикциями, исторического контекста зарубежной юрисдикции и рычагов, которые правительство Великобритании может пустить в ход для присвоения статуса юрисдикции. Налоговые органы Великобритании будут помнить о информации, которая будет предоставлена Швейцарией относительно территорий, на которых владельцы счетов решили стереть свои данные из любого приложения Британско-Швейцарского налогового соглашения.
Управление Великобритании по налогам и таможенным сборам уведомляет налогоплательщиков, которые имеют счета на Каймановых островах, с предложением в полной мере отражать налоговую базу по своим доходам.
Непредставление данные о доходах налогоплательщиков, которые могут иметь оффшорные счета (и обязаны сделать раскрытие налоговой информации), грозит значительными налоговыми санкциями.
Значительная часть раскрытых налогов направляется через программу налоговой амнистии LDF, что гораздо предпочтительнее раскрытия непосредственно, так как оно не имеет каких-либо смягчающих обстоятельств и влечёт за собой гражданскую и уголовную ответственность.
Таким образом, HMRC стремится проводить эффективную налоговую политику, направленную на максимальное пополнение доходов бюджетов и борьбу с теневыми доходами.
В результате исследования можно сделать следующий вывод. Соглашение между Великобританией и Лихтенштейном несомненно является оптимальным методом улучшения государственного контроля за операциями с оффшорными юрисдикциями, однако управлению Великобритании по налогам и таможенным сборам не следует прибегать к ущемлению прав налогоплательщиков в стремлении повысить уровень своих доходов.
Библиографический список
- Налоговое консультирование: теория и практика: учеб. пособие / Л.В. Севрюкова, Т.Ю. Ткачева, Л.В. Афанасьева и др.; Юго-Западный государственный ун-т. Курск, 2011. 244 с.
- Налогообложение организаций: теория, механизм и региональная практика: монография / под ред. Л.В. Севрюковой, Т.Ю. Ткачевой; Юго-Западный государственный ун-т. Курск, 2012. 223 с.
- Трусова Н.С. Региональные особенности налоговой политики [Электронный ресурс] / Н.С. Трусова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – №1. URL: http://ekonomika.snauka.ru/ 2014/01/3634
- Трусова Н.С. Методы оценки эффективности налоговой политики / Н.С. Трусова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия «Экономика. Социология. Менеджмент». – 2011. – № 2. – С. 151-156
- Wakeman S. // Accountancy Live. – 2014. – P. 51-67