УДК 339.138

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ Г. ЧЕЛЯБИНСКА

Заскалько Дарья Юрьевна
Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет)

Аннотация
В статье представлены результаты анализа рынка питьевой воды г. Челябинска. Автором проведен анализ структуры рынка и основных тенденций его развития. Определены современные особенности поведения потребителей, ассортиментная, сбытовая и ценовая политика конкурентов. Представленный обзор обладает практической ценностью для имеющихся участников рынка, а также для компаний, планирующих вход на данный рынок.

Ключевые слова: исследование рынка, конкурентный анализ, маркетинг, поведение потребителей


MARKETING ANALYSIS OF THE MARKET OF DRINKING WATER OF CHELYABINSK

Zaskalko Darya Yurevna
South Ural State University (National Research University)

Abstract
Results of the analysis of the market of drinking water of Chelyabinsk are presented in article. The author carried out the analysis of structure of the market and the main tendencies of its development. Modern features of behavior of consumers, assortment, marketing and price policy of competitors are defined. The presented review possesses practical value for available participants of the market, and also for the companies planning an entrance for this market.

Keywords: behavior of the consumers, competitive analysis, market research


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Заскалько Д.Ю. Маркетинговый анализ рынка питьевой воды г. Челябинска // Студенческие научные исследования. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2014/08/2267 (дата обращения: 14.07.2023).

Любой бизнес в своем развитии должен ориентироваться на тенденции развития рынка. Разработка стратегических планов деятельности невозможна без учета анализа действия конкурентов, изменения предпочтений потребителей, условий работы поставщиков. Также на рыночную ситуацию влияние оказывают факторы макросреды: социальные, технологические, экономические и политико-правовые. Разработке стратегий дальнейшего развития бизнеса должны также предшествовать исследования рыночной конъюнктуры, анализ стадии развития рынка, тенденции изменения долгосрочного спроса и другие отраслевые показатели.

В рамках настоящей статьи представлены результаты анализа рынка крупнотарной бутилированной воды г. Челябинска.

Согласно мировой практике, рынок питьевой бутилированной воды  является частью рынка безалкогольных напитков, состоящего из нескольких сегментов, таких как, питьевые и минеральные бутилированные воды, сладкие газированные напитки, соки, бутилированной квас и энергетические напитки. В это связи интерес представляют исследования [1], рассматривающие историю формирования российского рынка прохладительных напитков. В настоящее время сегмент питьевых и минеральных вод занимает около трети мирового рынка безалкогольных напитков [2].

На рынке бутилированной питьевой воды можно выделить два сегмента: питьевая вода и минеральная вода. Следует отметить, что объем рынка питьевой воды в России в 2012 году, по данным ресурса «РБК. Исследования рынков» [3], составил 2196,4 млн. литров, а минеральной воды – 3294,6 млн. литров.

Питьевые бутилированные воды могут быть различны по выпускаемому объему: от 0,5 до19 литров, по источнику добычи, среди которых природные источники (артезианские, ледниковые, родниковые, колодезные, озерные, подземные) и источники центрального водоснабжения. Наиболее часто используется артезианские или родниковые источники. Государственными стандартами определены категории качества питьевых вод, среди которых вода первой и высшей категории.

Рынок питьевой бутилированной воды можно разделить на 2 категории: группа вод в мелкотарных емкостях (от0,5 литровдо2 литров), и группа крупнотарных вод (от5 литроввключительно до19 литров). Следует отметить, что среди крупнотарной бутилированной воды, потребители отдают большее предпочтение воде в 19 литровых емкостях [3].

По мнению специалистов отрасли, рынок бутилированной питьевой воды – один из самых быстрорастущих потребительских рынков в России. До кризиса 2009 года рынок питьевой бутилированной воды характеризовался  устойчивой тенденцией роста в размере 15-16% ежегодно. Во время кризиса, на фоне общей стагнации экономики,  объем рынка сократился на 5-6%, однако в период ремиссии кризиса, рынок бутилированной питьевой воды вновь начал расти, но меньшими темпами и увеличивался на 10-12% ежегодно.

Челябинский рынок бутилированной воды подчиняется общим тенденциям российского рынка питьевых вод и характеризуется устойчивым ростом на 10-12% ежегодно.

Эксперты полагают, что рынок питьевых бутилированных вод в Челябинске является весьма перспективным. Ожидается увеличение спроса на бутилированную воду, чему будут способствовать снижение качества и количества запасов питьевой воды, ухудшение экологической ситуации промышленного центра, рост доходов населения, развитие культуры потребления воды.

В целом анализируя потребителей, можно выделить следующие общие тенденции, имеющие значения и для исследуемого рынка:

-        снижение эффективности традиционных инструментов продвижения товара [5, с. 134; 6, с. 95];

-        возрастание значимости бренда при решении о покупке [7, с. 147; 8; 9, с. 74];

-        формирование «моды» на здоровый образ жизни [10, 11];

-        старение населения [12; 13, с. 8; 14, с. 3621];

-        возрастающая индивидуализация потребностей потребителей [13, с. 4].

Рынок питьевых бутилированных вод характеризуется выраженной сезонностью в период с мая по сентябрь, в виду изменения потребности организма человека в воде и изменением образа жизни населения (выезды за город, дачный сезон).

Согласно маркетинговому исследованию, проведенному в 2011 году специализированным агентством, по заказу одного из ключевых игроков челябинского рынка, объем челябинского рынка питьевой крупнотарной бутилированной воды в денежном выражении составляет 442 130 тысяч рублей.

Для рынка характерна острая конкурентная борьба. Доли рынка распределились следующим образом (рисунок 1).

 Рисунок 1 – Распределение долей рынка крупнотарных бутилированных вод

На рынке наблюдается высокая степень корреляции между уровнем дохода и объемом потребляемой бутилированной воды. Чем выше доход, тем больше люди потребляют бутилированную питьевую воду. В Челябинске основными потребителями бутилированной воды являются жители с уровнем дохода не ниже 15 – 25 тыс. рублей в месяц на человека.

На рынке Челябинска представлена продукция разной категории качества, от первой до высшей, и продукция, ориентированная на разные ценовые категории. Четкая градация бутилированной питьевой воды существует в ценовой плоскости. В верхнеценовом сегменте (более 110 руб./бут.) лидирует продукция компаний: ООО НВК «Ниагара» (ТМ Бежин луг), ООО «Чистая вода» (ТМ Норинга), ООО «Архыз-Челябинск (ТМ Архыхз)». В среднеценовом сегменте (89 – 109 руб./бут.) лидерами является продукция компаний: ООО «Компания Чистая Вода» (ТМ Кристальная-Аква), ООО «Люкс Вода» (ТМ Люкс Вода), ООО НВК «Ниагара» (ТМ Ниагара). В нижнеценовом сегменте (менее 89 руб./бут.) представлены компании: ООО «Аквамаркет Урал» (ТМ Куказар), ООО «Власов ключ» (ТМ Власов ключ) и прочие более мелкие игроки рынка.

В таблице 1 представлены основные характеристики основных игроков рынка

Таблица 1 – Сравнительная характеристика ключевых игроков рынка

Критерии Люкс-вода Кристальная Ниагара
Доля на рынке Челябинска, % 48 11 33
Методы продаж, каналы сбыта Заказ по телефону, Интернет, фирменные магазины Заказ по телефону, Интернет, фирменные магазины Заказ по телефону, Интернет, фирменные магазины
Цена за одну19 лбутыль,  доставка, руб 1 бут – 170 руб
2-20 бут – 140 руб/бут
1 бут  – 150 руб

2 бут и более – 120 руб/бут

«Ниагара»:

1 бут – 150 руб
2 бут и более – 130 руб/бут

«Бежин луг»:

1 бут – 180 руб
2 бут и более – 160 руб/бут

Цена за одну19 лбутыль, фирменный магазин, руб 1 бут – 102 руб. 1 бут – 90 руб «Ниагара»:

1 бут – 89 руб

«Бежин луг»:

1 бут – 130 руб

Стоимость оборотной тары руб/шт 210 210 210
График доставки, приема заказов Прием заказов – пн-пт с 8:00 до 20:00, сб-вс – 9:00 – 18:00.

Доставка: следующий день до 21:00

 

Прием заказов – пн-пт с 8:00 до 19:30, сб-вс – 9:00 – 16:00.

Доставка: следующий день до 19:00

 

Прием заказов – пн-вс с 8:00 до 21:00, сб-вс – 9:00 – 13:00

Доставка: Если заказ получен до 12:00, то в день заказа, если после 12:00, на следующий день до 21:00

Количество фирменных магазинов в г. Челябинск и обменных пунктов 22 фирменных магазина в разных районах города, включая г.Копейск 13 обменных пунктов, расположенных во всех районах города 12 фирменных магазина в разных районах города, включая г.Копейск
Вид воды артезианская артезианская артезианская
Место добычи воды и производства Скважина в30 км. от Челябинска, пос. Южно-Челябинский прииск Скважина в с. Долгодеревенское, Челябинская обл. Скважина в300 м. от д. Касарги, Сосновский р-н, Челябинская обл.

 

Основные каналы распространения воды вне зависимости от ценовой градации – организованная сеть фирменных магазинов, организация обменных пунктов, продажа через супермаркеты, доставка воды на дом и офис. Таким образом, компании-производители полностью контролируют цепи поставок своей продукции на рынок и не зависят от поставщиков, что обеспечивает им достаточно комфортные условия для ведения бизнеса [16, с.103; 17]

Практически все компании-производители челябинского рынка бутилированной воды оперируют на относительно новом для России сегменте – HOD (home and office delivery), подразумевающем  доставку питьевой воды в крупной таре в офис и на дом.  Специалисты отмечают, что этот сегмент развивается стремительно, и все еще не достиг прогнозируемого максимума. В связи с чем, компании ведут активную экспансию сегмента HOD, привлекая не только коммерческие организации, но и учреждения общественного питания, образовательные и медицинские учреждения.

В настоящее время компании-лидеры рынка предлагают ряд дополнительных услуг, помимо продажи и доставки питьевой воды. Многие компании занимаются продажей и обслуживанием кулеров и помп для воды.

Особенностью рынка является местный масштаб конкуренции, что выражается в отсутствии импортной продукции. Такая ситуация характерна для большинства региональных рынков, в то время как  в Москве импортная продукция занимает около 15% рынка,  в основном благодаря активному продвижению ТМ Pure Life (ООО «Nestle Waters») [18].

Как показал опыт 2009 кризисного года, компаниям производителям питьевых бутилированных вод целесообразно придерживаться дифференцированной стратегии маркетинга. Объем продаж компаний, ориентировавшихся на корпоративных клиентов, во время кризиса резко упал, в связи применением компаниями-клиентами политики сокращения затрат на содержание офисов, в частности, сокращения объемов закупок бутилированной воды. Эксперты отмечают, что в наименьшей степени пострадали производители, которые ориентировались на сегмент физических лиц, домохозяйств, поскольку для представителей этого сегмента вода является продуктом ежедневного потребления. В связи с этим, современные компании стремятся оперировать как на ранке b2b, так и на b2c рынке.

В настоящий момент, на Челябинском рынке бутилированных (в том числе крупнотарных) вод наблюдаются следующие тенденции:

1) высокая требовательность покупателей к качеству продукта, практичности бутыли, удобству совершения покупки;

2) высокий уровень конкуренции;

3) агрессивная сбытовая политика компаний-производителей;

4) появление недобросовестных производителей;

5) основные игроки рынка региональные компании-производители.

Таким образом, челябинский рынок питьевой бутилированной воды оценивается экспертами как перспективный. На рынке существует высокий уровень конкуренции, отсутствуют импортные торговые марки, продукция, реализуемая на рынке, исключительно регионального или российского производства, ориентирована на разные ценовые категории.


Библиографический список
  1. Морозов В.Ю. Предпринимательство в сфере производства прохладительных напитков в Самаре во второй половине XIX – начале ХХ века // История и археология. – Май 2014. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2014/05/1053.
  2. Интернациональная ассоциация бутилированных вод [Электронный ресурс]. URL: http://www.bottledwater.org/
  3. «РБК Исследование рынков» [Электронный ресурс].URL: http://marketing.rbc.ru/ (дата обращения: 28.05.2014)
  4. URL: http://www.edensprings.com/
  5. Окольнишникова И.Ю. Анализ подходов к оценке эффективности маркетинговых коммуникаций // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2011. № 28 (245). С. 134-142.
  6. Асташова Ю.В. Повышение эффективности маркетинговых коммуникаций на основе моделирования профилей потребительской удовлетворенности//Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. № 4-1. С. 95-99.
  7. Окольнишникова И.Ю. Влияние уровня эмоций и знаний клиентов на вовлеченность в потребление на предприятиях сферы услуг: опыт исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2012. № 30. С. 147-152.
  8. Бордиловская Н.Е. Гендерный маркетинг на российском рынке алкогольной продукции // Современные научные исследования и инновации. – Октябрь 2012. – № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/10/17915 (дата обращения: 25.05.2014).
  9. Боброва Е.А., Юлдашева О.У., Окольнишникова И.Ю. Проблемы формирования и развития конкурентоспособного бренда в условиях экономики впечатлений//Вестник Удмуртского университета. 2011. № 2-1. С. 74-85.
  10. Кириллова А.И. Возможности формирования ценности здорового образа жизни на уроках иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. – Апрель 2013. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2788 (дата обращения: 18.07.2014).
  11. Фоменко В.А., Самонова К.В. Обеспечение минерально-столовыми водами рекреационной базы муниципального образования города-курорта Геленджик // Современные научные исследования и инновации. – Сентябрь 2011. – № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/09/2937 (дата обращения: 25.05.2014).
  12. Асташова Ю.В., Демченко А.И. Предпосылки и тенденции развития геронтомаркетинга в России//Интернет-журнал «Науковедение». 2013 №4 (17) URL:http://naukovedenie.ru/PDF/76evn413.pdf (дата обращения: 09.04.2014).
  13. Асташова Ю.В., Демченко А.И. Маркетинговые стратегии в условиях старения населения//Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 40. № 1. С. 8-11.
  14. Асташова Ю.В. Анализ дистинктивности потребностей и поведения потребителей пожилого возраста // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2014. Т. 20. С. 3621-3625.
  15. Окольнишникова И.Ю. Формирование и развитие маркетинговых коммуникаций в условиях индивидуализации потребительского спроса: автореферат дисс. докт. экон. наук. -СПб., 2011. -41 с.
  16. Демченко А.И. Объектно-ориентированная модель управления логистической цепью предприятий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2012. № 30. С. 100-105.
  17. Демченко А.И. Логистическая цепь как объект системного управления // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – Февраль 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/02/3762 (дата обращения: 18.07.2014).
  18. Аналитическая группа «Intesco Research Group» [Электронный ресурс]. URL: http://i-plan.ru/mi.php?cat=125


Все статьи автора «Асташова Юлия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: