УДК 008:316.42

ПРОБЛЕМЫ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЕ

Матвеева Екатерина Александровна
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
психолого-педагогический факультет, курс 1

Аннотация
В современной молодежной культуре происходит своего рода профанация идей З. Фрейда, которая приводит к возникновению некоего «народного» фрейдизма, составившего основу массовой культуры, что, например, демонстрируют многие молодежные сериалы, фильмы и жанр аниме, позволяющие аналитике сексуальности существовать в «любительском» варианте и допускающие любые трансформации идей австрийского философа

Ключевые слова: гендер, гендерная роль, половая идентификация, половое воспитание


ISSUES OF SEXUAL IDENTITY IN MODERN YOUTH CULTURE

Matveeva Ekaterina Aleksandrovna
Nizhny Novgorod State University named after Nikolay Lobachevsky (Arzamas Branch)
Faculty of Psychology and Education, Department of Psychology Performance Year 1

Abstract
Nowadays profanation of Freud’s ideas among the youth is becoming common. It leads to the emergence of a "national" Freudianism that forms the basis for mass culture that is demonstrated by many youth sitcoms, movies and anime genres. Thus analytics of sexuality are able to exist in the "amateur" version and any transformations of Austrian philosopher’s ideas are allowed.

Keywords: gender identity


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Матвеева Е.А. Проблемы половой идентичности в современной молодежной культуре // Студенческие научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2014/04/2193 (дата обращения: 25.07.2023).

Уже в конце XX века отмечалась волна повышенного интереса к вопросу о взаимосвязи половых (гендерных) проблем и особенностей развития Я-концепции у подростков. «Гендерная роль» определяет то, в какой степени индивид принимает и следует формам поведения, предписываемым ему или ей (как мужчине и женщине)  культурой. В свою очередь, гендерная идентичность указывает, насколько человек осознает тот факт, что он принимает те или иные половые роли.

Надо сказать, что уже З. Фрейд открыл нового субъекта культуры, которым стал человек как существо биологическое, противопоставленное обществу, человек, являющийся противником культуры [1]. По сути, исследователь стал знаковой фигурой, благодаря которой  ведущим дискурсом современности стал дискурс сексуальности.

Сегодня имеет место своего рода профанация идей австрийского философа,  которая привела к тому, что сексуальность стала центром проговариваемого события. Все это привело к возникновению некоего «народного» фрейдизма, составившего основу массовой культуры, что, например,  демонстрируют многие молодежные сериалы  и жанр аниме.

Молодежная культура сегодня выводит на сцену новый персонаж «девушку-юношу». Женщина, скрывающая свою сущность, под образом мужчины, – явление нередкое в европейской культуре, что находит отражение и в современной литературной практике. Мимикрируя под образец доминантной маскулинности, женщина получила статус легитимности в патриархальной структуре и доступ к ресурсам власти. Одновременно появляется и  другой герой «юноша-как-девушка», пассивный и зависимый, внешне почти не отличимый от девушки. Итогом таких «перевоплощений»  стало возникновение поджанра сёдзё-манги – сёнен ай, что переводится как «любовь мальчиков».  Примером таких формаций, являются некоторые аниме-сериалы, созданные на основе популярнейших манг: «Чистая романтика», «Тиран, который влюбился», «Денег нет», «Нелюбимый».

Бессознательный образ тела является основой в базовой структуре личности [2].  Данный фактор оказывает влияние  на человека и определяет занимаемые им в социуме позиции, жизненный путь, особенности характера, наличие психологических травм. Д.В. Винникотт  такого рода травмы называл «примитивными агониями» [3, с. 234], переживания которых являются “невообразимыми”, наносят серьёзный  ущерб развитию ребёнка. Ярким примером данной травмы может быть ощущение “невыразимого ужаса” перед угрозой растворения “связного я”,  что Хайнц Кохут называл тревогой дезинтеграции,  которая психикой фиксируется как распад и смерть [4, с. 46].

Рассматривая массовую культуру в свете поставленной проблемы, можно назвать  такие фильмы, которые непосредственно отсылают к проблематике народного, «масскультурного» психоанализа, где  специфика психологических травм, не просто имеет место быть, но и лежит в основе программирования половой идентичности.  В основе фильма  режиссера Ксавье Долана ( 2009 г.) «Я убил свою маму»  лежат отношения матери и сына, которые, судя уже по названию, весьма драматические. В диалогах главного героя с матерью преобладает агрессивность.  Юбер – главный герой картины – мог, наконец, выговорить всё то, что вынужденно держал в себе на протяжении многих лет, борясь со странной материнской опекой, которая противоречием, временами, выводила его из себя. «Я не могу любить свою мать, и не могу не любить» -  это смесь отчаяния и ненависти, выливается в  исповедь повзрослевшего юноши, которому не потребовалось много времени, чтобы понять незамеченную в детской горячке материнскую любовь.  Подобный тип травм демонстрируют фильмы: «Чёрный лебедь», «Четыреста ударов», «Зал самоубийц»,  позволяющие аналитике сексуальности существовать в «любительском» жанре и допускающие  весьма вольные интерпретации идей Фрейда.

На эту традицию самораскрытия упирается преобладающее большинство жанров масскульта. Примером могут служить ток-шоу, участники которого получают возможность выплеснуть ту часть своего опыта, которая ранее не была артикулирована и осмыслена. Эта тактика выталкивания на поверхность того, что до этого скрывалось в глубинах бессознательного.  Показательны в этом отношении программы «Кто сверху», «Каникулы в Мексике», «Дом 2», где участники демонстрируют развертывание дискурса соотношения души и тела, тем самым показывая глубинную связь проблемы сексуальности и проблемы языка.

Самой природой на телесном уровне предопределён выбор пола, а так как психическое подобно телесному, то и на уровне психики выбор пола должен быть однозначным [5]. «Бесполый образ» тела может привести к нарушению половой идентичности. Ведь это нарушение необязательно соотнесение себя противоположным полом; это может быть и несоответствие своему полу: «Я не чувствую себя мужчиной, значит я – женщина». Это уже не нарушение половой идентичности, а её «несформированность» – догенитальная структура характера, то есть если в случае андрогинии человек чувствует свою принадлежность к обоим полам, то он может идентифицироваться и со своим биологическим полом, адаптироваться в социуме, не прибегая к операции по смене пола. А вот если половая идентичность вовсе не сформирована, как в случае «бесполости», то личность, не соотнося себя с биологическим полом, может полагать, что операция сможет помочь ему соотносить себя с полом противоположным [6].

ЛГБТ-тематика, столь актуальная в СМИ находит  воплощение в разнообразных форматах. Есть кинематографические изыски, в которых лишь отдельные эпизоды посвящены ЛГБТ-движению, а существуют и такие фильмы и шоу-программы, которые полностью ориентированы на ЛГБТ-аудиторию. Например, сериал Queer as Folk, где  дано две интерпретации  гомосексуализма:  как веселье и «радужная» жизнь, отдых, уход от повседневных проблем; так же как и способ самовыражения, которое не находит понимания в семье.

Первыми к психологическому анализу феномена идентичности обратились сторонники психоаналитического направления, в частности

Э. Эриксон в своей работе «Детство и общество»[7], в которой описывает процесс становления идентичности. Автор определяет внутренние и внешние опасности этого процесса и соразмеряет свои способности с возможностями, которые предоставляет человеку общество.

Следует отметить, что в современной научной литературе чаще всего используется понятие «гендерная идентичность», а не «половая идентичность». Это обусловлено тем, что термин «гендер» носит больше культурологический характер, как сознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности.  В современной культуре понятие «мужчина» и «женщина»  обретают роль симулякров, поскольку по своим ролевым функциям оказываются взаимозаменяемыми [7].

Более того, современная западная культура – это культура мужская. Не случайно слово «man» в английском языке означает одновременно мужчину и человека. Понятие «мужчина» заменяет понятие «человек», которое никак не идентифицировано по половому признаку.   Женщина в таком мире вынуждена осваивать мужские модели поведения.

В наш век тотального безлюбья, неспособности поклоняться земной Женщине, уважать вполне реального Мужчину, культурологическое воспитание по вопросам пола должно быть направлено на возрождение испытанных временем нравственных приоритетов.


Библиографический список
  1. Фрейд, З. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии.  [Текст] / З. Фрейд. Пер. с нем. М. В. Вульфа. М. – Пг.: ГИЗ, 1923.
  2. Фандо, Р.А. Евгеническая идея создания сверхчеловека: историко-культурологический анализ.  [Текст] / Р.А. Фандо // Семиотика визуальности: коллективная монография / Под ред Е.В. Валеевой. –  Саров: СГТ, 2010.
  3. Винникотт, Д.В. Страх распада, 1963. [Текст] / Д.В. Виникотт // Режим доступа: http://www.winnicott.ru (дата обращения: 02.03.2014 г.).
  4. Кохут, Х. Восстановление самости [Текст] / Х. Кохут – М.: «Когито-Центр», 2002.
  5. Фандо, Р.А.; Беганцова,  И.С., Валеева,  Е.В. Человек: биология, психология, культурология [Текст] / Р.А. Фандо, И.С. Беганцова, Е.В. Валеева.  – М.: Academia, 2007.
  6. Эриксон, Э.Г. Детство и общество [Текст] / Э.Г. Эриксон — СПб.: Летний сад, 2000.
  7. Фандо Р.А., Валеева Е.В. Формирование личности на стыке ее художественно-антропологических и биологических свойств [Текст] / Р.А. Фандо, Е.В. Валеева // Вопросы культурологи. 2014. № 3. С. 98-103.


Все статьи автора «Валеева Елена Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: