УДК 338.465.4

ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИИ

Терехин Сергей Константинович
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Владимирский филиал
студент 6 курса специальности 080507.65 «Менеджмент организации»

Аннотация
Рассмотрены проблемы оценки эффективности деятельности некоммерческих организаций сферы услуг, сделан вывод о неприменимости к ним традиционных экономических критериев эффективности и необходимости рассматривать их эффективность как комплексную целеориентированную категорию. На примере станции скорой и неотложной медицинской помощи рассмотрено формирование сбалансированной системы показателей эффективности организаций скорой помощи.

Ключевые слова: медицинская помощь, сбалансированная система показателей, скорая помощь, эффективность


APPROACH TO CREATING AN EFFECTIVE SYSTEM OF EMERGENCY MEDICAL SERVICES IN RUSSIA

Terekhin Sergei Konstantinovich
Financial University under the Government of the Russian Federation, Vladimir branch
undergraduate student

Abstract
The problems of non-profit service organizations performance evaluation are considered. Is concluded that application of the traditional economic criteria of efficiency to them is unacceptable and effectiveness need to be considered as a systematic goal-oriented category. On the example of Emergency Medical Care Station considered the formation of a balanced scorecard for ambulance organizations.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Терехин С.К. Подход к построению эффективной системы службы скорой медицинской помощи в России // Студенческие научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2014/04/2187 (дата обращения: 03.08.2023).

В настоящее время невозможно себе представить современное общество без институтов оперативного реагирования на различные социальные процессы и явления, а также проблемы, присущие любому обществу. Одним из таких институтов является структура скорой медицинской помощи. На настоящий момент в процессе деятельности скорой и неотложной медицинской помощи существует большое число нерешенных проблем, значительно снижающих уровень эффективности существующей системы хозяйствования. В связи с этим крайне важным становится стратегическое видение потенциального пути развития организации, обеспечение высокого уровня компетентности руководства, наличие чёткой программы при неотъемлемом условии возможности её гибкой корректировки, а также соблюдение принципа достаточности ресурсного обеспечения.

Чрезвычайная актуальность данного вопроса продиктована самими процессами, протекающими в обществе. В настоящее время в сфере медицинской помощи огромное внимание обращено к первичному звену, одним из основных элементов которого является служба скорой медицинской помощи. Взятый курс на модернизацию системы здравоохранения при понимании масштабов данной службы даёт представление об ответственности, возлагаемой на руководителей за принимаемые решения, а также цене ошибок, зачастую измеряемых не только нерационально используемыми ресурсами, но и здоровьем и даже жизнями обслуживаемых пациентов. В этой связи, значение роста эффективности в процессе осуществления деятельности скорой и неотложной медицинской помощи чрезвычайно высоко.

Тем не менее, приходится констатировать, что к настоящему периоду времени теоретическая база по поднимаемому вопросу имеет разрозненный и бессистемный вид. Предпринимаемые попытки интенсификации работы в данном направлении, как у отечественных, так и у зарубежных авторов носят преимущественно эпизодический характер. В одном из данных Питером Друкером определений эффективность характеризуется как особая технология, применяемая работниками в рамках организации. В настоящее время, чтобы действовать эффективно, уже недостаточно рационально использовать ресурсы организации.

В наши дни организации, сферой деятельности которых становится преимущественно интеллектуальный труд, начинают все больше доминировать в обществе [1]. Эта тенденция продиктована, в большей степени, усложнением самой среды жизнедеятельности человека. Создание любой эффективно функционирующей системы невозможно без соблюдения оптимальных пропорций между ее элементами. Более того, на практике оптимальное сочетание качественных элементов отнюдь не является гарантией эффективности системы в целом. Причин данного явления существует множество, как то: несоответствие составных элементов системы друг другу, либо их полная несовместимость, нарушение принципов соподчиненности между подсистемами, трансляционные барьеры различного характера (бюрократические, организационные, информационные, коммуникативные и т. п.), отсутствие или недостаточность мотивационной составляющей и т. д. Таким образом, для эффективной жизнедеятельности системы необходимо соблюдение качественных и количественных показателей функционирования системы, соотнесенных с целевыми установками.

Анализ предпринимаемых попыток введения критериев эффективности позволяет сделать вывод, что все их можно отнести к двум направлениям. В первом из них пытались по-прежнему определять эффективность, исходя только из экономических критериев. Поэтому не случайно, что разрабатывалось оно в основном экономистами. В рамках этого направления эффективность, как правило, трактовалась как алгебраическая сумма прямого и косвенного экономического эффекта. Несмотря на различные дополнения, в рамках этого направления эффективность была и остается «одномерной», т.к. выражается, в конечном счете в денежном эквиваленте. Здесь, в первую очередь, необходимо руководствоваться тем, чтобы выбранные критерии адекватно описывали цель. Представители второго направления исходят из того, что при определении эффективности должны учитываться не только и даже не столько экономические аспекты, сколько социально-политические, психологические и др. [2] Данная позиция представляется более адекватной, учитывающей многоаспектность понятия «эффективность». Правда, в этом случае авторы не имеют возможности предложить удобные и универсальные критерии определения эффективности, что снижает практическое значение эффективности как средства сравнения путей, способов, средств и методов деятельности.

С точки зрения другой классификации подходы к оценке эффективности можно подразделить на затратно-ресурсный и целеориентированный [3]. Затратно-ресурсный подход подразумевает под эффективностью деятельности отношение результатов этой деятельности к затратам. Расчет экономической эффективности принято производить путём сравнения затрат с экономическим эффектом как денежным выражением результата по формуле:

Э =  Р / З                                              (1)

где: Э – эффективность, Р – результат, З – затраты.

Затраты и результаты могут сопоставляться между собой различными способами, при этом получаемые показатели имеют разный смысл, акцентируя внимание на ту или иную сторону категории «эффективность»: показатель Р/3 характеризует результат, получаемый с единицы затрат; отношение З/Р означает удельную величину затрат, приходящихся на единицу достигаемого результата; разница Р-З характеризует абсолютную величину превышения результатов над затратами.

Целеориентированный подход позволяет со­поставить, насколько достигнуты в процессе деятельности цели, сформулированные первоначально. Перечень подобных целей обычно сводится к следующему: выживание в условиях конкурентной борьбы, максимизация прибы­ли и минимизация расходов, рост объемов производства и реализации продукции, рост экономического потенциала и т.д.

Принципи­альным отличием целеориентированного под­хода является то, что при его использовании результаты сопоставляются не с затратами, как при затратно-ресурсном подходе, а с целями деятельности. В условиях сервисной экономики для оценки эффективности наибо­лее приемлем целеориентированный подход, так как он позволяет давать оценку не только экономической, но и социальной, а также со­циально-экономической эффективности.

В процессе формирования экономики услуг становится очевидным, что в современ­ных условиях хозяйствования оценка эффек­тивности осуществляется не изолированной группой показателей в рамках конкретной дисциплины, а при помощи сбалансированной сис­темы, отражающей многочисленные элемен­ты эффективности деятельности хозяйствую­щего субъекта: ориентацию на потребителя, улучшение качества продукции, финансовые и управленческие аспекты деятельности. Та­кая сбалансированная система показателей предотвращает эффект субоптимизации, т.е. улучшение одного параметра эффективности за счет ухудшения других, поскольку одно­временно рассматривая важнейшие аспекты эффективности, можно предотвратить по­вышение эффективности в одной области за счет ее снижения в другой.

В разработке и углублении понятия эффективности в той или иной степени приняли участие многие ученые из самых разных сфер, чем придали ему крайне широкий, полиаспектный и неоднозначный облик и многократно расширили первоначальный ареал его применения. Кроме того, можно предположить, что развитие концепции эффективности не приобрело окончательной формы, и впредь будет изменяться с все нарастающим темпом.

 

Рассмотрим проблему оценки и повышения эффективности деятельности организации на примере одной из станций скорой и неотложной медицинской города Москвы. Работа службы скорой помощи в Москве организована в соответствии с территориально-зональными принципами. Также нельзя не отметить направленность администрации на привнесение основ специализации при осуществлении деятельности организации. Довольно сложными и многоаспектными являются механизмы организации финансирования службы и контроля качества ее работы. Станция функционирует в довольно сложных условиях. Среде ее функционирования свойственны высокая неопределенность и изменчивость.

У существующей системы можно найти как сильные, так и слабые стороны. Администрацией ведется постоянная работа по совершенствованию существующей системы, однако эта работа имеет, по большей части, адаптивный, реактивный характер. Кроме того существенным недостатком является отсутствие объективного анализа деятельности, качественного прогнозирования, оценки реальных потребностей организации и соответствующего планирования дальнейшей работы. Все корректирующие воздействия имеют бессистемный характер и производятся исходя из имеющихся ресурсов, а не из принципов эффективности

Например, основными направлениями деятельности организации на настоящий момент являются формирование хорошей материально- технической базы и организационная сфера, в то время как в действительности требуется усиление работы в политико-правовой сфере и области мотивации сотрудников. В срезе определения вида ресурса, способного повысить качество функционирования действующей системы, следует отметить несоответствие реально имеющейся в распоряжении системы мотиваторов и требуемой дифференцированной, объективной и детерминированной практически значимыми критериями системы мотивации сотрудников.

Таким образом, отчетливой корреляции между оптимизационными потребностями организации и производимыми коррективами не наблюдается, а недостаточный уровень качества некоторых направлений частично компенсируется за счет имеющегося и неэффективно расходуемого финансового потенциала. Также недостаточным является качество административного управления. Производится попытка компенсировать данные недостатки за счет интенсивного финансирования, однако без должного менеджмента данные мероприятия обречены на провал, а возможные улучшения, как следствие принятия адаптивных мер, будут иметь лишь временный характер.

 

Главным направлением совершенствования скорой медицинской помощи должна стать концентрация оказания медицинской помощи на базе качественно оборудованных лечебно-профилактических учреждений и стационаров с функциональным единством догоспитального и госпитального этапов. Основной акцент в данном аспекте следует делать на превентивные мероприятия. На базе амбулаторно-поликлинической службы под данным аспектом следует понимать усиление работы в области повышения эффективности оказания помощи пациентам с хроническими заболеваниями и обеспечение высокого качества скрининга населения и его диспансеризации. На базе стационаров особое внимание следует отвести глубокой специализации, максимально возможному оснащению диагностическими средствами и наиболее полному оказанию помощи пациентам на ранних этапах развития заболевания.

Также немаловажным аспектом в процессе повышения эффективности деятельности организации должно стать усиление работы по укреплению корпоративной культуры и преодолению административных барьеров на всех уровнях. Более того, работу в области реорганизации системы управления с уверенностью можно позиционировать как одно из наиболее важных направлений, имеющих ряд нерешенных проблем.

Механизмы решения существующих на настоящий момент противоречий должны отвечать критерию системности. Повышение эффективности работы скорой помощи невозможно без решения ряда социальных вопросов: повышение уровня жизни населения, улучшение качества социальной помощи одиноким пожилым людям, проведение комплекса мероприятий по борьбе с тотальной алкоголизацией населения, повышение уровня медицинской грамотности и социальной ответственности населения и т.д. Таким образом, генеральным направлением при работе в области повышения эффективности станции должен стать пересмотр всей концепции организации ее деятельности.

Основное внимание следует уделить процессу формирования такой системы взаимоотношений медицинских учреждений города, при которой определяющим принципы деятельности организации аспектом станет качество лечебно-диагностических мероприятий в отношении конкретных пациентов. Данная система может оказаться жизнеспособной только при условии коренной перестройки принципов деятельности станции и ее интеграции в общую структуру системы оказания медицинской помощи населению города Москвы на базе единого для всех свода стандартов оказания медицинской помощи и улучшения качества работы всех смежных структур.

Одним из перспективных направлений построения эффективной системы функционирования станции является применение технологии сбалансированной системы показателей (ССП). Технология сбалансированной системы показателей требует выявления ключевых показателей эффективности, которые позволят достичь стратегических целей организации. С точки зрения этой технологии управления, необходимо рассматривать любую организацию с четырех ракурсов [4]: финансовые показатели, клиенты, бизнес-процессы, персонал. Для каждого показателя определяются их целевые теоретические значения и их взаимозависимость с другими индикаторами эффективности, результатом чего является формирование механизмов оценок, позволяющих определить способ достижения цели.

Разработанная система критериев (см. табл. 1) с учетом преследуемых целевых установок по четырем приоритетным направлениям затрагивает основные аспекты деятельности организации. Оценка уровня достижения целей, заключенная в выделенных показателях, может иметь как монетарное, так и немонетарное значение, что и отображено в графе достигаемых значений. Корреляция значений, как результат взаимосвязи рассматриваемых показателей, производилась с учетом стратегии развития организации в рамках имеющихся ограничений.

Затрагивая тему качества существующей системы скорой медицинской помощи в Москве, нельзя обойти стороной вопрос менеджмента качества медицинских услуг. Проблема менеджмента качества медицинских услуг в  учреждениях скорой и неотложной медицинской помощи повсеместно имеет особую актуальность в виду того, что в процессе оказания медицинских услуг качество первой медицинской помощи часто оказывает наиболее значимое влияние на прогноз последующего лечения. Следует помнить, что целью организации системы контроля при осуществлении деятельности в рамках концепции тотального менеджмента качества является выявление на возможно ранних этапах ошибок с последующим применением механизмов их оперативного устранения. Таким образом происходит постепенная оптимизация процессов деятельности организации с одновременным обучением персонала за счет приобретения процедуральных знаний как результат совместной проработки возникающих несоответствий.

 

Таблица 1. Сбалансированная система показателей, разработанная для оценки деятельности станции скорой и неотложной медицинской помощи

Приоритеты

Цели

Показатели

Достигаемые значения показателей

1

2

3

4

Финансы Эффективное использование выделяемых ассигнований 1.Уровень финансирования, предусмотренный на финансовый год 16 млрд рублей
2.Стоимость вызова 4000 рублей
3.Финансовые потери от выполнения непрофильных и ложных вызовов 16% годового бюджета станции
4.Финансовые потери от нерационального управления 4% бюджетных ассигнований
Пациенты Повышение качества оказываемых
услуг
1.Соответствие ожиданий пациентов уровню оказываемых услуг 95%
2.Уровень соответствия применяемой терапии стандартам оказания помощи 92%

(5-8% – индивидуальные схемы оказания помощи;

3% – допустимый уровень ошибок)

3.Уровень целесообразности производимой госпитализации 75%
4.Уровень профильности при осуществлении госпитализации 60%
Рост уровня обеспеченной доступности услуг станции обслуживаемому населению 1.Время ожидания связи с диспетчером при телефонном обращении 1 минута
2.Время ожидания бригады скорой помощи с момента обращения:

а) первая категория срочности

 

 

20 минут

б)вторая категория срочности 30 минут
в) третья категория срочности 45 минут
Уровень
менеджмента 

 

 

 

 

 

Повышение эффективности осуществляемой деятельности станции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Показатели оперативности существующей системы:

а) время приема и передачи вызова диспетчерской службой

 

2 минуты

б) время доезда бригад 15 минут
в) время необоснованной задержки передачи вызовов 2 минуты
г) рациональность распределения бригад по подстанциям +,- 8% от среднего количества обращений в расчете на бригаду
д) среднее время выполнения вызова 50 минут
2. Количество ложных обращений 3%
3. Количество непрофильных обращений 15%
4. Показатели качества оказываемой помощи:

а) уровень смертности пациентов в присутствии бригад «03»

 

3%

б) эффективность реанимационных мероприятий 35%
в) процент госпитализируемых пациентов 25%
г) уровень расхождения диагнозов бригад ССиНМП и стационаров 15%
5. Показатели уровня коммуникации

а) оперативность поступления обратной связи

3 суток в нисходящем направлении,

1 сутки – в восходящем

б) уровень корректности трансляции при передаче данных 98% на всем протяжении информационного канала
в) уровень противоречивости принимаемых подсистемами решений 3%
г) объективность оценки качества труда сотрудников 90%
д) качество идентификации мотивирующих факторов 85%
Рост эффективности использования имеющихся кадровых ресурсов 1.Нагрузка на сотрудников диспетчерских служб 20 обращений в час
2.Нагрузка на выездные бригады станции 9 выездов в сутки
Улучшение качества использования основных фондов 1.Уровень износа 40%
2.Уровень обновления 6%
3.Материально – техническая обеспеченность 95%
Обучение персонала и рост качества системы. Увеличение отдачи от инвестиций в обучение персонала и внедрение новых технологических решений, оптимизации механизмов деятельности Станции 1. Уровень текучести кадров 3%
2. Полнота укомплектованности штата сотрудников 97%
3.Мониторинг уровня компетентности персонала 5% повторная выборка в квартал
4. Уровень лояльности персонала организации 90%
5. Уровень овладения сотрудниками вводимыми технологиями и методиками, 96%
6.Уровень внутрифирменной ротации кадров. 10% в год

Относительно деятельности станции, приемлемой схемой контроля качества видится методика мониторинга соответствия ключевых показателей деятельности разработанному и одобренному стандарту обслуживания пациентов, с периодическим проведением анализа получаемой информации и оперативным внесением корректировок при наличии отклонений. Особое значение в данном вопросе должен занимать вопрос обеспечения объективности и достоверности процедуры проводимого анализа.

Относительно оптимизации системы принятия решений, наиболее перспективным видится частичный переход от существующей полностью директивной системы принятия решений к японской системе коллективного принятия решений. Следует особо отметить, что спектр вопросов, позиционируемых как наиболее подходящие под данную концепцию должны отвечать ряду требований, среди которых: неоднозначность, отсутствие необходимости срочного принятия решения, резонансность среди сотрудников, сложность во внедрении принимаемого решения. Данная система может оказаться крайне полезной в вопросах требующих применения опыта большого числа работников, непосредственно занятых в процессе оказания медицинских услуг.

Таким образом, наиболее прогрессивной концепцией (см. рис. 1) потенциально реализуемой на практике в отношении создания эффективной системы функционирования станции является синтетическая модель, разработанная на основе сбалансированной системы показателей с применением элементов японской концепции коллективного принятия решений и тотального менеджмента качества.

Рис. 1. Концепция создания эффективной системы функционирования станции скорой и неотложной медицинской помощи


Библиографический список
  1. Макаров П.Ю. Механизм управления интеллектуальным капиталом региона как фактором экономического роста // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2013. – № 172. – С. 301.
  2. Квасова А.С. История экономических учений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 134.
  3. Автономов В. М. История экономических учений. – М.: «Филинъ», 2009. – С. 174.
  4. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 320 с.


Все статьи автора «svintus»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: