Большинство студентов в России учатся на очных отделениях, что означает, что студент ежедневно проводит большую часть дня в учебном заведении, поглощая огромное количество информации. Кроме того, учеба предполагает работу и вне учебного заведения, то есть самостоятельную работу. Что означает, что для повышения эффективности обучения и увеличения уровня работоспособности студенту необходимо создать систему организации труда и усваивания знаний, подходящую исключительно ему. Наряду с мотивацией обучения и культурой умственного труда обеспечению успешности современного студента способствует самоменеджмент. Для студентов управленческих специальностей самоменеджмент является важной частью образования.
С появлением в 1930-х годах понятия «менеджмент», оно прошло огромный путь эволюции, поскольку сами предприятия, принципы управления, представления об идеальном лидере быстро менялись и развивались с течением времени. На рубеже ХХ и ХХI веков одним из главных ресурсов достижения деловых целей становится человеческий капитал. Технологии ближайшего и отдаленного будущего могут быть реализованы только специалистами, подготовленными для восприятия этого будущего и активной деятельности в новых условиях. По данным причинам в настоящее время остро стоит проблема наполнения делового и экономического пространства специалистами нового типа, обладающими как теоретическими, так и прикладными знаниями, в том числе в непрофильных для них сферах. В условиях современного типа ведения бизнеса важным становится не столько равномерное использование человеческих ресурсов, сколько целесообразное использование его в «авральных» ситуациях. Это накладывает определенный отпечаток на те требования, которые предъявляются и к персоналу, и к руководителю организации.
Стремление соответствовать этим требованиям диктует необходимость беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что в свою очередь ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Современный деловой человек сталкивается с таким количеством нервного напряжения, что он постоянно чувствует свое моральное истощение. Для того чтобы руководитель или студент был эффективен в профессиональном плане, соответствовал современным требованиям к специалисту, и в то же время не подвергался риску заболевания, эмоционального выгорания, ему необходимо владеть приемами самоуправления (самоменеджмента). Более того, не умея управлять и владеть собой, невозможно управлять и организацией. В реалиях современной жизни эффективный самоменеджмент – это первое условие эффективного менеджмента в целом. Где студент-менеджер может научиться этому?
Многие известные и уважаемые западные университеты (такие как Оксфордский или Стэнфордский университеты) уже включили самоменеджмент в программу подготовки управленческих специальностей. В российских университетах такие курсы на данный момент найти очень сложно.
Мной было проведено практическое исследование, касаемо использования студентами Нижегородского Государственного Лингвистического Университета им. Добролюбова технологий самоменеджмента и их осведомленности в данной теме. Объектами исследования стали 48 студентов специальностей Государственное и муниципальное управление и Менеджмент организации. Объекты прошли тесты (взяты из книги Л. Зайверта «Ваше время – в Ваших руках» на использование принципов распределения времени и на определение основных сфер потери времени, а также ответили на вопросы o собственных знаниях o технологиях самоменеджмента и об их проблемах, возникающих в процессе обучения.
По результатам опроса было подтверждено, что 37% студентов не знакомы с понятиями самоменеджмента совсем, 14% – знакомы, но не используют, 38% – имеют довольно поверхностные знания, а остальные 11% – используют некоторые аспекты в своей работе. То есть 89% студентов-управленцев не знакомы или не используют знания, необходимые для того, чтобы быть современным менеджером. По данным тестирования у студентов наблюдаются большие проблемы с распределением времени и расставлением приоритетов дел. Также большинство (72%) имеют затруднения с началом работы и ее организацией. 26% студентов признались, что не доделывают задания, поскольку у них не хватает на них времени.
Исходя из вышеприведенной информации, можно сделать вывод, что российские студенты не используют свой потенциал на полную мощность, поскольку не знакомы с принципами организации своего времени. Для специалиста в области управления это большое препятствие на пути к эффективному управлению. Как известно, профессионализм закладывается во время обучения. В современной ситуации, в условиях глобализации, для того, чтобы российские специалисты-управленцы могли быть конкурентоспособными на мировом рынке труда, в ВУЗах России необходимо внедрить курс обучения технологиям самоменеджмента.
Библиографический список
- Лотар Зайверт, Ваше время – в Ваших руках – Интерэксперт, Инфра-М, 1995.
- Смирнова А.А., Самоменеджмент, как технология управления и саморазвития менеджера и персонала – 2007
- A. Mackenzie, The Time Trap - Amacom, 2009
- Goleman D. What makes a leader. Harvard Business Review - 1998.
- Балахонов А.П., Учебно-методический комплекс «Менеджмент», лекция «Самоменеджмент и формирование имиджа руководителя»
- Архангельский Г.А., Организация времени – «Альпина Бизнес Букс», 2008.