УДК 378.14.014.13

НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ САМОМЕНЕДЖМЕНТА В УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ СТУДЕНТОВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Назарова Валерия Дмитриевна
Нижегородский Государственный Лингвистический Университет им. Н.А. Добролюбова
Студентка 5 курса специальности Государственное и муниципальное управление

Аннотация
В данной статье рассматривается необходимость внедрения курса технологий самоменеджмента в учебную программу российских студентов-управленцев, с целью повысить их профессиональные навыки и увеличить их конкурентоспособность на мировом рынке труда.

Ключевые слова: конкурентоспособность молодых менеджеров, самоменеджмент, самореализация, студенты-управленцы, Тайм-менеджмент, учебная программа


THE NECESSITY OF INTRODUCTION OF SELF-MANAGEMENT TECHNOLOGIES IN THE CURRICULUM OF STUDENTS OF MANAGEMENT SPECIALTIES

Nazarova Valeria Dmitrievna
Linguistics University of Nizhny Novgorod
student of the 5th year, majoring in Governance and municipal management

Abstract
This article speaks about the necessity of the introduction of the course of self-management techniques into a studying program of Russian students, studying management, in order to increase their professional skills and their competitiveness on the world labor market.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Назарова В.Д. Необходимость внедрения технологий самоменеджмента в учебную программу студентов управленческих специальностей // Студенческие научные исследования. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2014/09/2273 (дата обращения: 18.07.2023).

Большинство студентов в России учатся на очных отделениях, что означает, что студент ежедневно проводит большую часть дня в учебном заведении, поглощая огромное количество информации. Кроме того, учеба предполагает работу и вне учебного заведения, то есть самостоятельную работу. Что означает, что для повышения эффективности обучения и увеличения уровня работоспособности студенту необходимо создать систему организации труда и усваивания знаний, подходящую исключительно ему. Наряду с мотивацией обучения и культурой умственного труда обеспечению успешности современного студента способствует самоменеджмент. Для студентов управленческих специальностей самоменеджмент является важной частью образования.

С появлением в 1930-х годах понятия «менеджмент», оно прошло огромный путь эволюции, поскольку сами предприятия, принципы управления, представления об идеальном лидере быстро менялись и развивались с течением времени. На рубеже ХХ и ХХI веков одним из главных ресурсов достижения деловых целей становится человеческий капитал. Технологии ближайшего и отдаленного будущего могут быть реализованы только специалистами, подготовленными для восприятия этого будущего и активной деятельности в новых условиях. По данным причинам в настоящее время остро стоит проблема наполнения делового и экономического пространства специалистами нового типа, обладающими как теоретическими, так и прикладными знаниями, в том числе в непрофильных для них сферах. В условиях современного типа ведения бизнеса важным становится не столько равномерное использование человеческих ресурсов, сколько целесообразное использование его в «авральных» ситуациях. Это накладывает определенный отпечаток на те требования, которые предъявляются и к персоналу, и к руководителю организации.

Стремление соответствовать этим требованиям диктует необходимость беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что в свою очередь ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Современный деловой человек сталкивается с таким количеством нервного напряжения, что он постоянно чувствует свое моральное истощение. Для того чтобы руководитель или студент был эффективен в профессиональном плане, соответствовал современным требованиям к специалисту, и в то же время не подвергался риску заболевания, эмоционального выгорания, ему необходимо владеть приемами самоуправления (самоменеджмента). Более того, не умея управлять и владеть собой, невозможно управлять и организацией. В реалиях современной жизни эффективный самоменеджмент – это первое условие эффективного менеджмента в целом. Где студент-менеджер может научиться этому?

Многие известные и уважаемые западные университеты (такие как Оксфордский или Стэнфордский университеты) уже включили самоменеджмент в программу подготовки управленческих специальностей. В российских университетах такие курсы на данный момент найти очень сложно.

Мной было проведено практическое исследование, касаемо использования  студентами Нижегородского Государственного Лингвистического Университета им. Добролюбова технологий самоменеджмента и их осведомленности в данной теме. Объектами исследования стали 48 студентов специальностей Государственное и муниципальное управление и Менеджмент организации. Объекты прошли тесты (взяты из книги Л. Зайверта «Ваше время – в Ваших руках» на использование принципов распределения времени и на определение основных сфер потери времени, а также  ответили на вопросы o собственных знаниях o технологиях самоменеджмента и об их проблемах, возникающих в процессе обучения.

По результатам опроса было подтверждено, что 37% студентов не знакомы с понятиями самоменеджмента совсем, 14%  – знакомы, но не используют, 38% – имеют довольно поверхностные знания, а остальные 11% – используют некоторые аспекты в своей работе. То есть 89% студентов-управленцев не знакомы или не используют знания, необходимые для того, чтобы быть современным менеджером. По данным тестирования у студентов наблюдаются большие проблемы с распределением времени и расставлением приоритетов дел. Также большинство (72%) имеют затруднения с началом работы и ее организацией. 26% студентов признались, что не доделывают задания, поскольку у них не хватает на них времени.

Исходя из вышеприведенной информации, можно сделать вывод, что российские студенты не используют свой потенциал на полную мощность, поскольку не знакомы с принципами организации своего времени. Для специалиста в области управления это большое препятствие на пути к эффективному управлению. Как известно, профессионализм закладывается во время обучения. В современной ситуации, в условиях глобализации, для того, чтобы российские специалисты-управленцы могли быть конкурентоспособными  на мировом рынке труда, в ВУЗах России необходимо внедрить курс обучения технологиям самоменеджмента.


Библиографический список
  1. Лотар Зайверт, Ваше время – в Ваших руках – Интерэксперт, Инфра-М, 1995.
  2. Смирнова А.А., Самоменеджмент, как технология управления и саморазвития менеджера и персонала – 2007
  3. A. Mackenzie, The Time Trap -  Amacom, 2009
  4. Goleman D. What makes a leader. Harvard Business Review - 1998.
  5. Балахонов А.П., Учебно-методический комплекс «Менеджмент», лекция «Самоменеджмент и формирование имиджа руководителя»
  6. Архангельский Г.А., Организация времени – «Альпина Бизнес Букс», 2008.


Все статьи автора «Назарова Валерия Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: