Любое социальное движение обязано так или иначе соотноситься с повседневной жизнью человека. Однако система феминистских убеждений бросает некий экзистенциальный вызов существующей социальной среде.
Мы по-прежнему живем в патриархальном обществе, в основе которого лежат мужские ценности: патер – отец, архе – основа, исток, начало. Мужские ценности – это всегда сила, власть, культ разума и принижение эмоциональной стороны жизни. Такая система ценностей в XXI веке трансформируется; антропологический кризис диктует новые правила обществу, в основе которых принятие женских ценностей.
Мы живем в обществе, где, рассуждая о человеке как таковом, подразумевают под ним мужчину, а насилие осуществляется в основном против женщин. И не надо лукавить, что равноправие делает нас всех равными – различия сохраняются, причем не только на физиологическом уровне.
В женских ценностях нет культа силы, нет культа насилия, однако там нет и культа слабости. Мы смело можем утверждать, что любовью и лаской, лучше удается добиться желаемого, чем силой или вымогающей слабостью. При этом следует помнить, что ценности выработаны в разных культурных пространствах: в мире женщин и в мире мужчин, но их носители могут быть как те, так и другие. В каждой женщине «живет» мужчина (анимус), и в каждом мужчине – женщина (анима). Ещё Карл Густав Юнг [1, с.175] говорил о том, что человек рождается уже с определёнными ожиданиями от жизни, с особым представлением об идеальных Мужчине и Женщине, которых он назвал Анимой и Анимусом.
Представления о феминизме, распространение которого началось уже в прошлом веке, до сих пор остаются достаточно упрощенными в российском массовом сознании. К феминисткам чаще всего причисляется такой тип женщин, которые выросли в англосаксонской среде и стали высококвалифицированными профессионалками. Это женщины, сделавшие успешную профессиональную карьеру.
Феминистские традиции всегда опираются на интеллектуальный потенциал. Наравне с этим стереотипным представлением, к феминисткам причисляют женщин бисексуальной ориентации, женщин-лесбиянок, которые яростно пропагандируют независимость от мужчин и от их мнения, паразитируя на том, что это они являются продолжателями рода – а значит, женщина вправе диктовать свои правила жизни
В массовом сознании, в представлении среднестатистического россиянина, феминистка – это «психопатка», которая неадекватно отреагирует на того, кто подаст ей пальто или откроет перед нею дверь [2].
Существует ряд сайтов и форумов, куда вход строго воспрещен всем мужчинам или женщинам правильной ориентации. В ходе исследования таких форумов замечена дискредитация по полу и гендерному типу. Например, популярный в России форум Марины Лакис «Путь Лисистраты», в котором заявлено, что здесь место только лесбиянкам, остальным не рады, демонстрирует так называемый киберфеминизм [3], что находит представление в искусстве и культуре: существуют проекты, направленные на развитие и поддержку эффективной коммуникации между женскими организациями феминистского движения. Посредством такого общения М.Л. Сабунаевой [4] была написана книга под названием «Я феминистка: вы хотите об этом поговорить?», где собраны рассказы такого плана женщин о том, каким они видят наш мир, и как, по их мнению, должна представляться женщина в массовом сознании.
Привлекательность киберфеминизма как литературного жанра позволяет его авторам посредством неожиданно найденной формы обсуждать феминистские темы. Уте Эрхардт говорит в своей книге: «Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие — куда захотят, или почему послушание не приносит счастья» [5], о концепте матриархального общества, где речь идет об альтернативном жанре написания: «Одна из самых больших проблем, которую женщины должны разрешить, — это непременное желание понравиться, быть желанной. Эта цель заслоняет собой огромное количество возможностей. Женщина ограничивает себя в самоопределении, в независимости, в карьере и власти. Вместо того чтобы искать себя, она удаляется от собственной личности всё дальше и дальше» [5]. Суть – в самоуничижении женщин. Женщины, которые видят под призмой повседневной жизни принижении их как личностей, сами же хотят являться таковыми, их сущность пропитана насквозь виктимностью [6, с. 127-143].
Женщины сегодня не хотят быть домохозяйками — они стремятся получать высшее образование и доказать, что ничем не хуже мужчин. В итоге, успешные женщины получают образование, а не рожают детей. Однако в понимание женственности кроме красоты и внешнего обаяния человечество включило материнство и воспитание детей, творчество любви и домашнего очага, помощь тому, чьей спутницей ей уготовано быть. Феминистки кричат на каждом углу, что их оскорбляет поведение противоположного пола. Феминистки желают стереть любые различия между женскими и мужскими занятиями. Они поступают на армейскую службу, для того чтобы быть наравне с солдатами-мужчинами, они бегают кроссы с тяжеленными рюкзаками, хотя это вредно для женского здоровья. И это называется борьбой за права женщин. Чем мудрее женщина, тем лучше сможет она использовать свое “послушание” себе во благо, так, что мужчина, довольный своей силой и своей доминантностью в этой паре, будет верить в то, что всем руководит он.
Проблема гендерного экстремизма ставит новые задачи перед системой образования, которая почти исключила образность из духовно-нравственного воспитания нашего современника, что значительно усложнило гендерную самоидентификацию человека [7, с. 102-107]. Как верно замечает В.А. Фортунатова, пришло время реконструкции образа вместо его интерпретации [8, с. 357]. «Речь сейчас идет о том, что гуманитарная энергия нуждается в обновлении, в подпитке, в очищении своих источников, а это, в свою очередь, ведет к обновлению гуманитарных технологий, которыми должен быть вооружен любой участник воспитательного и образовательного процесса» [9, с.18]. Антагонизм мужского и женского – свидетельство неблагополучия в мире, поэтому воспитание по вопросам пола должно быть направлено на восстановление нравственных приоритетов.
Библиографический список
- Юнг К.Г. Собрание сочинений, т.9, М., 1960.
- Наринская Анна. Что такое феминизм в России? // Режим доступа: http://www.colta.ru (дата обращения 31.03.2014.).
- Сурова Е.Э. Глобальное пространство культуры. Материалы международного научного форума 13-14 апреля2003 г. СПб.:ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ,2003 г. – 303 с.
- Сабунаева М.Л. Я феминистка. Вы хотите об этом поговорить? Сборник феминистских автобиографических текстов – СПб.,2001. – 192с
- Эрхардт У. Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие — куда захотят, или почему послушание не приносит счастья. – М.: КЛАСС,2010 г. – 168 с.
- Фандо Р.А. Историко-философский анализ представлений о соотношении наследственности и воспитания в развитии личности (VI в. до н.э. – ХХ в.) // Социокультурные проблемы развития науки и техники. Выпуск6. М.: ИИЕТ РАН, 2011. С. 127-143.
- Валеева Е.В. Гуманитарное образование в контексте современной культуры // Обсерватория культуры. 2013. № 3. С. 102-107.
- Фортунатова В.А. Антропология образных состояний как нравственно-дидактическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4(29). С. 355-357.
- Фортунатова В.А., Валеева Е.В. Гуманитарная энергия современного образовательного процесса // Вопросы культурологи. 2013. № 11. С. 15-18