УДК 008 (1-6)

ВЕЩЬ В СИСТЕМЕ СМЫСЛОВ БЫТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Иванова Татьяна Николаевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
историко-филологический факультет, 2 курс

Аннотация
В статье речь идет о том, что в условиях культуры вещь становится способом сближения или разъединения людей, которые наделяют окружающее их пространство символическими смыслами. Кроме того, вещи выступают как показатель настроения и эмоционального состояния человека. Все это находит свое отражение в художественной литературе.

Ключевые слова: вещный канал общения, культура потребления, культурологическая коммуникативистика, семантизация вещи


THING IN SYSTEM OF MEANINGS OF MODERN LIFE OF THE PERSON

Ivanova Tatyana Nikolaevna
Nizhny Novgorod State University named after Nikolay Lobachevsky (Arzamas Branch)
2nd year student of historical-philological faculty of the Department of Russian language and literature

Abstract
In article it is a question that in the conditions of culture the thing becomes way of rapprochement or separation of people which allocate space surrounding them with symbolical meanings. Besides, things act as an indicator of mood and an emotional condition of the person. All this finds the reflection in fiction.

Keywords: culture of consumption, real channel of communication, thing semantization


Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Иванова Т.Н. Вещь в системе смыслов бытия современного человека // Студенческие научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2014/04/2194 (дата обращения: 12.07.2023).

Роль вещи в современной культуре  трудно переоценить. Помимо использования человеком в чисто практических целях, вещь выступает как средство межличностного общения. В таких случаях она приобретает эмоциональную и смысловую наполненность; служит способом маскировки или демаскировки человека.

С другой стороны, отношения между людьми сегодня все больше подвергаются овеществлению, носят отчужденный, лишенный эмоциональности характер, когда взаимодействуют не личности, а вещи, которыми обладают люди.

В современном обществе мир вещей представлен широко и разнообразно. Он – неотъемлемая часть человеческого бытия. Вещи  обладают не только ценностными, но и символическими значениями, служат средством объединения и разъединения людей в социуме. Вещевая среда во многом формирует человека как личность. Все чаще человек рассматривается как объект, испытывающий на себе влияние вещей, окружающих его в жизненном пространстве. Логично говорить о коммуникативной функции вещей, т. е. о  способности устанавливать связи между людьми.

Личные вещи есть в жизни каждого человека. Они выражают его внутренний мир и одновременно сообщают окружающим некоторую информацию о его социальном статусе, материальном, семейном положении. Вещи дают человеку ощущение комфорта, благополучия, отражают принадлежность к той или иной социальной группе. «Как атрибут хозяйственной культуры вещь неразрывно связана с культом, традицией, ритуалом. Она несет в себе и материальное и духовное начало, являясь отражением философии народа, его менталитета» [1, с. 4].  Посредством вещей происходит накопление и передача культурного опыта.

Через призму вещевой культуры рассматриваются эмоции  человека. Специфика отношения человека к вещи, восприятие окружающего мира через вещи могут многое сказать о психологической структуре личности. Многие исследователи, в частности, Р. Барт, Ж. Бодрийар, Ю.М. Лотман и др., говорят о семиотике вещи и рассматривают мир вещей как один из «языков культуры». В своей работе «Система моды» Ролан Барт наделяет вещь функциональностью, смыслом и символизмом. «Мы верим, что живем в практическом мире применяемых, функционирующих, всецело прирученных вещей, а в реальности мы благодаря вещам находимся еще и в мире смысла» [2, с. 426].

Жан Бодрийар в работе «Система вещей» [3] отмечает тот факт,  что сами по себе вещи смыслом не обладают, а приобретают его в процессе семиозиса, т. е. только человек наделяет вещи определенным смыслом.

Концепция вещи в структуре бытия человека широко разрабатывается в искусстве [8, с. 168-171]. Иносказательный, символический смысл вещи, её эстетические качества нашли отражение в живописи, литературе, кинематографе [9, с. 13-36].  Вещь как путь познания личности человека предстает перед нами во многих литературных произведениях, например, в творчестве Н.В. Гоголя, А. Платонова, В. Набокова, О. Бальзака.  Например, в романе «Мертвые души» Н.В. Гоголя вещи становятся средством характерологии героев. По мнению В.Н. Топорова, «дрянная» одежда …не неудобство, а скорее потребность» [4, с. 62]. В повести «Шинель» вещь выступает символом социального статуса человека и формирует его судьбу. Как чрезмерное увлечение вещами (тяга к накопительству), так и полное равнодушие к ним – свидетельства внутренней нестабильности личности.

Надо сказать, что культура по своей природе дуалистична, то есть содержит в себе духовное (эстетическое, ценностное, нормативное) и материальное начало. Духовное начало заключается в тех свойствах вещи, которые отражают высшие потребности человека. «Личные» вещи отражают индивидуальность человека, формируют его культуру. Интенсивность и характер воздействия вещей обусловлен такими факторами, как разнообразие предметного окружения, степень его наполненности, социальной обусловленности, динамичности и др. С одной стороны,  вещь выражает индивидуальные качества человека: характер, мировосприятие, настроение, вкус; а с другой – несет информацию о тенденциях развития всего общества на протяжении времени: стиль и мода, умонастроение и мировоззрение поколений выражены в вещах. «Вещь – это сложное, комплексное отражение эпохи, её культурных идеалов» [1, с. 16]. Вещь позволяет судить о человеческих взаимоотношениях,  технических возможностях, научных достижениях и других характеристиках той или иной эпохи.

Начиная с XX века прослеживается нарушение гармонии между человеком и вещью. «Если раньше человек был ритмической мерой вещей, то теперь сами вещи задают человеку свой дискретный ритм – внезапно и дискретно возникают, приходят в негодность или же, еще не успев состариться, уступают место другим» [3, с. 173]. На смену единичности и уникальности вещей приходит унификация и глобализация вещевых систем.

Отсутствие «личных» вещей пагубно влияет на личность, обезличивает людей, поэтому в современном мире востребовано всё, что является уникальным. На создание неповторимого ориентированы все сферы культуры. «В современном мире функцию гармонизации призван осуществлять дизайн, как эстетическая предметная деятельность, создающая условия обретения персональной идентичности» [5, с. 132].

Вещь в современной культуре покидает рамки утилитарной сферы, становясь новым видом развлечения, стимулируя новые желания и потребности человека. Покупки совершаются «для удовольствия», возникают такие явления как вещной фетишизм, шопоголизм. Люди, создавая и приобретая вещи, ориентируются не столько на качество, сколько на внешний вид, красоту упаковки, известность бренда. Культ потребления лишает вещь глубины, тайны, духовной ауры, на смену им приходит поверхностная новизна, стандартизированность. Вещь приобретает статус фетиша, когда стремление обладать той или иной вещью продиктовано не естественной необходимостью в ней, а потребностью приобретать что-то новое.  Способом создания фетишей зачастую выступает реклама. Сегодня вещи «умирают» и «рождаются», меняют свои смыслы и преднаначение настолько быстро, что иногда не успевают найти «свое» место в культуре и выпадают из поля зрения потребителя. Возникает феномен «ничьей вещи» [6, с. 186].  «Биография вещей полна событий… любая вещь, не соответствующая четким категориям, считается аномалией и изымается из обычного обращения, подвергается либо сакрализации, либо изоляции…», – пишет И. Копытофф [7, с. 165]. «В категориюничейности могут попадать самые разные вещи (старые, забытые, негодные, потерянные, наконец, просто бытовой мусор)» [6, с. 186].

Таким образом, мир вещей динамичен. Вещь изменяется по мере того, как изменяется сам человек, трансформируется и совершенствуется в зависимости от его желаний и возможностей.  Вещь является  механизмом  создания и передачи опыта человека и человечества. В вещах находят свое отражение как позитивные, так и негативные результаты развития общества: явления прогресса или кризиса в социальных, культурных и других сферах. Изучение вещевой среды поможет в понимании многих культурных и социальных явлений и процессов в жизни общества.


Библиографический список
  1. Рахманкулова,  Д.Р. Вещь как мера культуры человека [Текст] / Д.Р. Рахманкулова // Автореферат дисс.на соискание уч. ст. к. философ. н. –  Н. Новгород , 2005. -  28 с.
  2. Барт, Р. Семантика вещи [Текст] / Р. Барт // Система моды: Статьи по семиотике культуры. –  М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. С. 416–426.
  3. Бодрийяр, Ж. Система вещей [Текст] / Ж. Бодрийяр. – М., Рудомино, 2001.- // Режим доступа: URL: http://filosof.historic.ru(дата обращения: 20.03.2014).
  4. Топоров,  В.Н. Апология Плюшкина [Текст] / В.Н. Топоров //Миф. Ритуал. Образ. Символ. Исследования в области мифологического. Избранное. – М.: Прогресс, Культура, 1995. –  624 с.
  5. Ковтун,  О.А Вещь как мера персональной идентичности [Текст] / О.А. Ковтун// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2008. № 21 (121). С. 129-132.
  6. Пронина,  И.Н Ничья вещь в универсуме культуры [Текст] / И.Н. Пронина // Креативная экономика и социальные инновации. 2012. № 1. С. 184-195.
  7. Копытофф, И. Культурная биография вещей: товаризация как процесс [Текст] / И. Копытофф// Социология вещей. Сборник статей / Под ред. В. Вахштайна. – М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. – 392 с.
  8. Валеева Е.В. Концептосфера современного кинематографа восприятия [Текст] / Е.В. Валеева/ Семиотика визуальности: коллективная монография / под ред. Е.В. Валеевой. – Саров: СГТ, 2010. – С. 168-171.
  9. Валеева Е.В. Наука о человеке и проблемы визуального восприятия [Текст] / Е.В. Валеева// Визуальная антропология (эссе о культуре) / под ред. Е.В. Валеевой. – Арзамас: АГПИ, 2011. – С. 13-36.


Все статьи автора «Валеева Елена Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: