УДК 371

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И АЛТАЙСКОМ КРАЕ: СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

Игнатенко Анна Владимировна1, Сиротина Татьяна Викторовна1
1Алтайский государственный университет

Аннотация
Работа посвящена раскрытию понятия "инклюзивное образование". Подняты проблемы реализации инклюзивного образования.

Ключевые слова: Алтайский край, инклюзивное образование


INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA AND THE ALTAI REGION: THE COMPLEXITY OF IMPLEMENTATION

Ignatenko Anna Vladimirovna1, Sirotina Tatiana Viktorovna1
1Altai State University

Abstract
The work is devoted to disclosing the concept of "inclusive education". Raised the problem of implementation of inclusive education.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Игнатенко А.В., Сиротина Т.В. Инклюзивное образование в России и Алтайском крае: сложности реализации // Студенческие научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/07/2527 (дата обращения: 29.09.2017).

Все большее внимание государственной социальной политики в Российской федерации уделяется реализации инклюзивного образования. По данным руководителя департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты РФ Г. Лекарева на октябрь 2013 г. в России насчитывалось около 570 тыс. детей-инвалидов [1].

Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006, ратифицированная РФ 03.05.2012, в статье 1 определяет людей с инвалидностью как лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими [2]. Тем самым Конвенция акцентирует внимание на видении инвалидности как результата взаимодействия имеющих нарушения здоровья людей и отношенческих и средовых барьеров, и, как следствие, подчеркивает необходимость устранения этих барьеров. Особое место в преодолении дискриминации детей с инвалидностью отводится инклюзивному образованию. Положения Конвенции обязывают страну, ратифицировавшую данный документ, предпринимать все надлежащие меры (в том числе законодательные) для предоставления возможности детям с инвалидностью обучаться в системе общего образования.

В федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» впервые в России было введено понятие инклюзивного образования. В статье 2 федерального закона «Об образовании» инклюзивное образование определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [3].

Таким образом, в нашей стране каждому ребенку не зависимо от национальности, вероисповедания, состояния психического или физического здоровья государством было гарантировано право на получение бесплатного общего образования. За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой медицинской модели обучения лиц с инвалидностью к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получили интегрированный подход к обучению или инклюзивное образование.

В настоящее время Болонское соглашение в части инклюзии как реформы, поддерживающей и приветствующей различия и особенности каждого ученика (пол, раса, культура, социальный класс, национальность, религии, а также индивидуальные возможности и способности), находит все большее распространение в России. Инклюзия рассматривается преимущественно как обучение детей с инвалидностью в общеобразовательных школах вместе с их сверстниками. Принцип инклюзивного образования заключается в том, что администрация и педагоги общеобразовательных учреждений принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей [4, с. 42].

Успешная реализация инклюзивного образования требует создания модели психолого-педагогического сопровождения, индивидуальных образовательных маршрутов для таких обучающихся, где на каждой образовательной ступени должна оказываться необходимая помощь специалистами учреждений. Главная задача – выявить индивидуальные положительные особенности каждого ученика, зафиксировать его умения, приобретенные за определенное время, наметить возможную ближайшую зону и перспективу совершенствования приобретенных навыков и умений и как можно больше расширить его функциональные возможности.

Важнейшим условием, обеспечивающим успешную интеграцию, является точная дифференциальная психодиагностика каждого ребенка. Это может быть осуществлено только при наличии квалифицированной диагностической службы.

Не менее важным аспектом инклюзивного образования является развитие системы сопровождения.

Педагоги и администрация общеобразовательных учреждений, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых.

Так, практикующие педагоги не готовы работать с учащимися с «особыми образовательными потребностями». Здесь существуют пробелы как в качестве подготовки специалистов, так и неготовности образовательных учреждений принимать таких учеников.

Вместе с тем, исследования роли родительского сообщества в принятии и реализации идей инклюзивного образования выявили огромную роль педагогов в изменении негативных взглядов родителей на совместное обучение детей с инвалидностью и без. Были выявлены три характерных позиции родителей: активная роль (участие в жизни школы и педагогическом процессе, помощь детям и педагогам); нейтральная позиция (родители довольно спокойно приняли возможность совместного обучения детей с инвалидностью и без, но не стали осуществлять какую-либо деятельность); настороженно-негативная позиция (неприятие инклюзии в связи с всевозможными опасениями относительно поведенческих особенностей детей с инвалидностью, качества обучения при появлении особых детей). В процессе участия в инклюзивной образовательной программе во всех случаях настороженно-негативная позиция родителей изменилась на нейтральную. В большинстве случаев основная заслуга в изменении родительских взглядов принадлежала педагогам, которые проводили разъяснительную работу, приглашали родителей к участию в образовательном процессе.

В ряде случаев взаимодействие родителей и педагогов принимало форму активного сотрудничества, родители и педагоги становились партнёрами и единомышленниками, что позволяло повысить эффективность обучения [5, стр. 191-192].

Опыт реализации инклюзивного образования в Алтайском крае показывает, что достаточно успешно апробируется модель непрерывной образовательной вертикали: «детский сад – специальные (коррекционные) учреждения – школа – учреждения НПО» в г. Бийске и Бийском образовательном округе. Эта модель позволяет осуществить на практике системный подход к включению детей с особенностями в развитии в социум. Тесный контакт между специалистами дошкольного и общеобразовательного учреждения позволяет осуществить преемственность принципов и технологий преподавания, обучающих и развивающих программ, предназначенных как для детей с инвалидностью, так и без [6; 7, стр. 367].

Вместе с тем, реализация инклюзивного образования в России и Алтайском крае до сих пор остается проблематичной, что связано с неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов, недостаточной оборудованностью образовательных учреждений, спецификой методик и прочими факторами.


Библиографический список
  1. 3 декабря – Международный день инвалидов  [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://dislife.ru/news/view/27550. - Загл. с экрана (дата обращения 10.04.2014).
  2. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml. - Загл. с экрана (дата обращения 10.11.2014).
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143. - Загл. с экрана (дата обращения 10.11.2014).
  4. Сабельникова, C.И. Развитие инклюзивного образования [Текст] / С.И. Сабельникова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2009. – № 1. – С.42-54.
  5. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. – М.: Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных исследований. – 2008. – 224 стр.
  6. Заседание Общественного совета по вопросу «О создании условий инклюзивного образования и социальной интеграции детей-инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.educaltai.ru/files/fck/File/ResheniaInkluziv.doc. Загл. с экрана (дата обращения 10.11.2014).
  7. Чуканова, Т.В. Разработка концепции социальной защиты населения как условие социальной безопасности региона [Текст] / Т.В. Чуканова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сб. статей. – Вып. 3/ под ред. О.Н.Колесниковой, Е.А.Попова. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. – С. 364-368.


Все статьи автора «anna1991»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: