УДК 78:378 (045)

МЫШЕЧНАЯ СВОБОДА ДИРИЖЕРА КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Епифанова Елена Владимировна
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева

Аннотация
В статье рассматривается сущность мануальной техники как важного аспекта подготовки будущего учителя музыки, понимаемой как невербальное поведение дирижера, основанное на мышечной свободе дирижерского аппарата, позволяющего выявить технический и творческий потенциал студента на начальном этапе обучения, привить ему подлинное дирижерское мастерство.

Ключевые слова: учитель музыки


MUSCULAR FREEDOM OF THE CONDUCTOR AS IMPORTANT ASPECT TRAINING OF FUTURE MUSIC TEACHER

Yepifanova Elena
The Mordovian state teacher training college of Makar Evsevyevich Evsevyev

Abstract
In article the essence of manual equipment as important aspect of training of future music teacher understood as the nonverbal behavior of the conductor based on freedom of the conductor's device allowing to reveal the technical and creative potential of the student at the initial stage of training, to impart to it original conductor's skill is considered.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Епифанова Е.В. Мышечная свобода дирижера как важный аспект подготовки будущего учителя музыки // Студенческие научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/07/2501 (дата обращения: 29.04.2017).

«Чтобы быть свободным в искусстве

необходимо вполне овладеть техникой.

Но не по технике мы судим о художнике-исполнителе,

а по тому, как он ею пользуется»

И. Гофман

Тенденции к многопрофильности современного образования, расширение образовательных услуг в общеобразовательных школах и центрах творчества влекут за собой необходимость освоения студентами вне основной специальности специализации других профилей – дирижер хора, педагог-хормейстер, певец, преподаватель, учитель. Кроме овладения педагогическими, психологическими и музыкально-теоретическими знаниями необходимо быть и хорошим исполнителем, обладающим техникой дирижирования.

Движения дирижера – главный, а порой и единственный язык передачи информации. Одной из важных проблем современности, связанной с воспитанием музыканта-исполнителя, учителя музыки и становлением его технического мастерства, является проблема свободы дирижерского аппарата. Избежать её решения на практике неволен никто из педагогов. Важным компонентом профессиональной подготовки, профессионального становления учителя музыки является дирижерская подготовка, предполагающая свободное владение мануальной техникой. Овладение пластикой жеста, богатством выразительных движений способно обеспечить эффективное общение учителя музыки со школьниками-исполнителями, позволит боле полноценно передавать ученикам эмоционально-образное содержание музыки.

О мышечной свободе дирижера и принципах свободы дирижерских движений писали многие выдающиеся педагоги-музыканты и хоровые дирижеры А. А. Егоров,
В. Л. Живов, С. А. Казачков, В. И. Минин, И. А. Мусин, К. Б. Птица, К. К. Пирогов,
А. Сивизьянов, Л. И. Уколова и другие.

Так, К. Б. Птица «чрезвычайно важным условием выразительной техники дирижирования» считал «наличие свободной от мышечной скованности руки» [1, с.16].

О том же говорил С. А. Казачков в своей книге «Дирижерский аппарат и его постановка»: «Первое условие любой исполнительной техники (в том числе и дирижёрской) – мышечная свобода, непринужденность движений» [2, с.40]. Маститый ученый, дирижер-практик излагает общие принципы свободы движений и постановки дирижерского аппарата. Он отрицает наличие «абсолютной мышечной свободы», указывая на то, что при наличии мышечного тонуса, напряжения мышц в процессе исполнения музыки, рука дирижера должна быть предельно свободна. По этому поводу
С. А. Казачков писал: «Свобода движений должна пониматься как рациональное напряжение, то есть точно соответствующее условиям данного движения» [2. с.40].

Утверждает эту мысль и И. А. Мусин, так же считая важнейшим условием дирижирования «мышечную свободу движений, отсутствие излишнего напряжения в руках и плечевом поясе» [3. с.33].

Ученые-практики рассматривают мышечную свободу – свободу дирижерского аппарата как одно из  многочисленных качеств дирижера в овладении мануальной техникой, составляющей важный компонент дирижерского искусства. Однако, как показывает практика, недостаточно разработан аспект начального обучения постановки дирижерского аппарата, столь сильно влияющий на становление и развитие технической и творческой стороны дирижирования.

Итак, в дирижерско-хоровой подготовке учителя музыки свобода дирижерского аппарата (свобода мышечная) признаётся как одно из главных условий, как необходимая предпосылка для выработки дирижёрской техники.

Мышечная свобода есть способность контролировать и координировать силу физического напряжения мышц, то есть умение синхронизировано напрягать и расслаблять мышцы рук в полном соответствии с художественно-образным выражением музыки. Мышечная свобода дирижерского аппарата в процессе исполнения музыки  предстает как естественный рабочий тонус мышц, не имеющий ничего общего с астенией и не являющийся абсолютным расслаблением, как иногда принято думать.

В ХVI веке в первых трудах, посвященных исполнительскому искусству, даются методические указания совершенно свободного и мягкого использования кисти при исполнении музыкального произведения.

Г. Дехант также дает методические советы исполнителям, утверждая, что «кисть при дирижировании необходимо держать в горизонтальной позиции. Анатомически она лучше всего соответствует движению руки по вертикали. Иное положение кисти может привести к заболеванию суставов» [4, с.189].

Полный контроль и координация своих движений предопределяют правильное и точное чередование напряжения и расслабления, создающее во всем организме непрерывный поток свободно льющейся энергии. Пути и методы развития мануальной техники при ощущении свободы дирижерского аппарата многообразны. Эффективное ее развитие будет проходить полноценно при соблюдении некоторых условий.

Во-первых, нужно исключить общие физические и психологические помехи. Во-вторых, следует систематически последовательно заниматься специальными упражнениями, вырабатывающими ощущение свободы движений. Развивать в себе навык произвольного контроля и самоконтроля и умения распознавать, где локализуется излишнее мышечное напряжение. Сознательный анализа движений впоследствии автоматизируется и перейдет в область подсознания.

Многие учителя музыки, педагоги в дирижерских классах отмечают, что некоторые ученики во время игры или дирижирования сильно напрягают руки, зажимаются. Это проявляется во внешней скованности и неуклюжести движения пальцев, кисти, рук, тормозит их работу, что имеет следствием технические погрешности в исполнении, неуклюжесть в дирижировании. Наиболее проницательные педагоги стремятся найти способы освобождения учеников от мышечной скованности. В итоге была обнаружена взаимосвязь между физической свободой исполнителя и техникой.

Навыком тренировки мышечного чувства является навык расслабления. Регулировать свои ощущения возможно, подключая самоконтроль. Свободное, раскованное, совершенное в техническом отношении движение дирижера способствует совершенному исполнению, свободному звучанию хора. При свободе жеста певцы ощущают вокальное удобство, легкость пения и психологическое воздействие. Этим определяется стремление педагогов воспитать ощущение полной свободы дирижерского аппарата, пластики жестов, выразительности движений у своих учеников. Огромное значение имеет начальный этап обучения, с необходимостью соблюдения общих законов физиологии.

Таким образом, первоочередным является вопрос воспитания у студента-музыканта свободы дирижерского аппарата и гибкости рук, обуславливающих пластичность дирижёрских движений – качества, без которого не существует ни дирижёрской техники, ни дирижёрского искусства в целом. В дирижерской подготовке метод сознательного воспитания свободы движений, основанной на самосознании и самоконтроле, должен стать ведущим в системе обучения студента-музыканта.


Библиографический список
  1. Птица К. Б. Очерки по технике дирижирования хором. М, 1948.
  2. Казачков, С. А. Дирижерский аппарат и его постановка: учебное пособие. М., 1967.
  3. Мусин И. А. Техника дирижирования. Л., 1967.
  4. Дехант Г. Дирижирование. Нижний Новгород, 2000.


Все статьи автора «EpifanovaElena»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: