«Ты должен сам изменить в себе то, что
хочешь увидеть в изменившемся мире»
Сократ
За последние годы были зафиксированы многочисленные попытки внедрения основ экологического образования, начиная с начальных классов общеобразовательных школ Российской Федерации. Между тем не было единого систематизированного подхода к этому вопросу, что породило разницу учебных программ и уровня знаний в области экологии. На вопросы «Что такое экология? Где и для чего она применима?» во многих программах выражаются некорректно или вовсе не отвечают на основные фундаментальные задачи предмета [1, c. 65].
Реальные практики начального экологического образования были отмечены в странах Западной Европы (Австрия, Финляндия, Греция, Германия, Ирландия и т.д.). Большинство развитых стран Европы и США придают значение именно глобальному значению экологического образования. В таких программах существует ясное и четкое понимание того, что будущее человечества зависит от тех конкретных локальных, региональных и глобальных действий, которые сегодня направлены на охрану окружающей среды. К примеру, такие международные программы и организации как «WorldGlobal» (Австрия), «Globe» (США), «Образование в области ОС в Скандинавии» (Дания), пропагандируют экологическое образование – как фундамент для дальнейшего устойчивого развития всего человечества.
Многочисленные программы направлены на формирование у детей чувства ответственности за свое поведение, развивают инициативу в изучении как локальных, так и глобальных экологических проблем, рекомендуются как в школах, так и в вузах. Как показывает многолетняя зарубежная практика, задачи реализованы успешно, а их результаты видны и в повседневной жизни людей.
Обращаясь к опыту западных коллег, важно отметить, что для осознания экологических проблем современности необходимо со школьной скамьи прививать детям понимание основных аспектов экологии как науки в целом. Это необходимо для дальнейшего включения школьников в международные программы и проекты по защите и сохранению окружающей среды для будущих поколений [2, c. 85].
Цель данного проекта – систематизировать подход к изучению знаний об охране окружающей среды, привести к единому образцу, в котором будет заложена целостная и поэтапная программа по изучению экологии, а также решение вопросов, касающихся бережного отношения к природе. Вывести предмет «экология» на уровень основных общеобразовательных предметов, таких как русский язык, математика, география и т.д. Важно, не уменьшая разнообразие ценного опыта, сделать этот опыт известным и доступным для всей страны, дабы не быть отделимым в этих вопросах от всего мирового сообщества.
Пользуясь методиками зарубежных стран, особое внимание уделять практическим навыкам, а именно: полевым исследованиям, экскурсиям, а также акцентировать внимание на вопросах рационального использования природных ресурсов и основных проблемах экологии. Особое внимание уделять возрастной группе начального и среднего школьного возраста, поскольку считаем, что именно в этом возрасте легче заложить основу для дальнейшего полноценного развития «рационального потребителя» ресурсов [3, c 20].
Изменения в природе неизбежно отразятся на нашей жизни. Чтобы предотвратить грядущие катастрофы, нужно научить людей беречь природу, её богатства – а эти задачи легко осуществить, когда человек образован и компетентен в экологических вопросах.Мир меняется и задача людей – быть готовым к этим изменениям.
Библиографический список
- Моисеева Л.В. Экологическое образование: исторический аспект. Екатеринбург, 1996, 130 с.
- им-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 323
- Снакин, В.В. Экология и охрана природы: Словарь-справочник. / Валерий В. Снакин. / Под ред. акад. А.Л. Яншина. – М.: Academia, 2000. – 384 с.