УДК 78 (470. 345) (045)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ Л. П. КИРЮКОВА НА УРОКЕ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ахмедханова Эльвира Магамедхановна
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
студентка 2 курса факультета педагогического и художественного образования

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению вопроса использования инструментальных произведений композитора Мордовии Л. П. Кирюкова в процессе музыкального образования школьников.

Ключевые слова: инструментальные сочинения, музыкальное образование, урок музыки


THE USE OF INSTRUMENTAL COMPOSITIONS BY L. KIRYUKOV IN THE CLASSROOM MUSIC IN THE SECONDARY SCHOOL

Ahmadkhanova Elvira Muhamethanovna
The Mordovian state teacher training college of the name of M. E. Evseveva
2nd year student of the faculty of education and arts education

Abstract
This article explores the use of instrumental works by the composer of Mordovia L. Kiryukov in the process of music education students.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ахмедханова Э.М. Использование инструментальных сочинений Л. П. Кирюкова на уроке музыки в общеобразовательной школе // Студенческие научные исследования. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/05/2458 (дата обращения: 29.04.2017).

Каждый гражданин РФ проходит через такой социальный институт, как школа. И начиная с самых первых лет обучения важно уделять значительное внимание музыкальному образованию учащихся. Соответственно большая ответственность в данном  случае ложится на учителя, который должен тщательно готовиться к каждому уроку музыки.

Любой урок требует от учителя значительной ответственности, гибкости мышления, концентрации внимания, терпения, внимательности. Помимо проведения уроков, начиная с младших классов, следует обращать значительное внимание на музыкальное образование детей. Именно поэтому в школах важны уроки музыки, на которых педагогу необходимо создавать особую творческую эмоциональную атмосферу. Прежде чем приступить к изучению предмета «Музыка», педагог должен быть оптимистично настроен, получать радость и положительные эмоции от свой деятельности, что в дальнейшем также повлияет на эмоции учеников и их желание учиться.

Урок музыки является неотъемлемой частью музыкального образования, чаще всего включающий в себя такие виды деятельности, как слушание музыки и исполнение. Правильное преподнесение детям данного предмета оказывает положительное воздействие прежде всего на духовно-нравственное, а также на всестороннее  развитие личности в целом. Данные уроки оказывают положительное влияние не только на эстетическое развитие ребенка, но  и улучшают память и восприятие ребенком окружающего мира, формирование жизненной позиции, охватывают  интеллектуальную,
мотивационную, практическую деятельность учащихся. В положительную сторону меняется внутренний мир учащихся, благодаря чему ребенок легче усваивает другие учебные предметы.

Для положительного результата по предмету «Музыка» педагогу необходимо заранее продумать цель и задачи, структуру и содержание, методы и средства проведения урока музыки. Прежде чем знакомить учеников с какими-либо произведениями, необходимо их изучить самому, знать биографические данные о композиторах данных произведений, об истории их создания, отбирать их в соответствии с возрастом и музыкальной подготовкой детей.

Задача урока – формировать способность детей сопереживать и вступать в диалог с музыкой различных направлений, жанров и эпох: академической, джазовой, фольклорной музыкой, авторской песней и т. д. Во время прослушивания музыкальных сочинений учителю важно сохранить эмоциональный настрой учащихся, используя приемы  переключения внимания детей, несмотря на то, что они могут быть различны по характеру.   Прежде чем построить план проведения урока, необходимо  обратить внимание на  умственную, физическую и эмоциональную нагрузку учащихся, а также место предмета в расписании. Из этого следует, что поскольку данная дисциплина проводится один раз в неделю, то ее структура должна быть гибкой, а элементы тех или иных уроков между собой связаны.

Углубляясь в воспитательный потенциал данной дисциплины, обратим внимание и на этническое воспитание детей различных национальностей. Не стоит забывать, что любой регион нашей страны также богат разнообразием музыкального культурного наследия. Так, например, во время знакомства с музыкой композиторов Мордовии значительное внимание уделяется  формированию любви к данной культуре. Это, в свою очередь, создает эффективную музыкально-образовательную среду. Благодаря
таким урокам  формируется чувство любви к малой Родине, интерес к музыкальному искусству Республики Мордовия, развивается чувство этнической гордости и этнического самосознания.

Значительную роль в истории развития профессиональной музыки Мордовии сыграл композитор, педагог, хоровой дирижер, один из основоположников мордовской профессиональной музыки – Л. П. Кирюков, являющийся также заслуженным деятелем искусств и народным артистом Мордовской АССР и РСФСР. В процессе своей деятельности Л. П. Кирюков заведовал музыкально-драматической студией, дирижировал этнографическим хором, собирал и обрабатывал мордовскую народную музыку, а также издал несколько сборников мордовских песен.

Л. П. Кирюков (1895–1965)

Л. П. Кирюков один из создателей Саранского государственного музыкального училища. Является автором музыкальной драмы «Литова», а также опер «Несмеян и Ламзурь», «Нормальня», «Норов ава», кантат «30-летие Октября», «Молодая гвадия», «Тячи праздник-юбилей» и др. [1].

На уроке музыки необходимо познакомить детей с вышеперечисленными сочинениями Л. П. Кирюкова, а также с его сборником  «Одиннадцать фортепианных миниатюр», в содержание которого входят такие его сочинения, как «Утро», «Прелюдия», «Хороводная пляска», «Скерцо», «Элегия», «Мордовская протяжная песня», «Мокшэрзянь кувака мора», «Весенние отзвуки», «Праздник в Пимбуре», «Мордовская песня свадебная», «Песня пряхи», «Вальс».

Пьеса «Утро», вместе с главной темой, энергична по характеру. «Прелюдия» – лирическая мелодия, развивающаяся в стиле мордовского народного многоголосия. «Хороводная пляска» – праздничная мелодия. В «Скерцо» можно услышать такие инструменты, как балалайки и мандолины. В «Элегии»
повествуется рассказ о несбывшихся мечтах. «Мордовская протяжная песня» строится на  сольном запеве – хоровом ответе. «Весенние отзвуки» – мелодия о весне, а также о новых надеждах на счастье. Далее следует радостное звучание «Праздника в Пимбуре». Пимбур – старинное село Мордовии, сюда каждую осень съезжались крестьяне, продавая или покупая сельскую снедь или мастерские изделия, ну и конечно для веселого времяпрепровождения. «Осень» – еще  одно мелодичное произведение композитора, именно осенью была пора свадеб, а также время сбора урожая. В «Мордовской песне свадебной» представлена печальная песня невесты. «Песня пряхи» – еще одна песня о тяжелой доле женщины. В пьесе «Вальс» отражается приветствие и восхищение красотой родного края.

Приведем пример пьесы «Элегия»:

Использование на уроке музыки инструментальных произведений Л. П. Кирюкова позволит в очередной раз помочь учащимся окунуться в мир мордовской профессиональной музыки. Познакомившись с произведениями мордовского композитора, ребята соприкоснутся с духовными истоками музыкальной культуры Мордовии, а педагог очередной раз поможет детям развить творческую фантазию и музыкальный кругозор.


Библиографический список
  1. Кирюков Леонтий Петрович [Электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki.


Все статьи автора «Ахмедханова Эльвира Магамедхановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: