УДК 349.2

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕТЕ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

Козынкин Илья Викторович
Санкт-Петербургский государственный университет
студент

Аннотация
Статья посвящена анализу состояния российского законодательства в аспекте его способности эффективно реализовывать социальную политику мирового сообщества относительно трудоустройства инвалидов. Автором предлагаются конкретные пути совершенствования законодательства для устранения выявленных проблем.

Ключевые слова: дискриминация, инвалиды, квотирование, международные стандарты, проблемы законодательства, социальная защита, трудоустройство, условия труда


SOME PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE EMPLOYMENT OF DISABLED PEOPLE IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE LIGHT OF THE CONVENTION ON THE RIGHTS OF PERSONS WITH DISABILITIES

Kozynkin Ilya Viktorovich
Saint-Petersburg State University
student

Abstract
The article is devoted to analysis of Russian legislation in terms of its ability to effectively implement social policy of the international community regarding the employment of disabled people. The author offers concrete ways of improving the legislation to resolve the identified problems.

Keywords: discrimination, employment, international standards, legislative problems, persons with disabilities, quota system, social protection, working conditions


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Козынкин И.В. Некоторые проблемы правового регулирования трудоустройства инвалидов в Российской Федерации в свете Конвенции о правах инвалидов // Студенческие научные исследования. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/04/2447 (дата обращения: 28.09.2017).

На сегодняшний день в России проблема трудоустройства такой социально незащищенной группы населения, как инвалиды, стоит очень остро. По данным на 2013 год в стране проживает около 12,7 миллионов инвалидов [1]. Из 2,57 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работает только 817,2 тыс. человек [2]. Между тем, Российская Федерация, ратифицировав Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года (далее по тексту также - Конвенция) [3], взяла на себя определенные обязательства, в том числе в сфере труда и занятости (статья 27 Конвенции). В отечественных программных документах, таких как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, вовлечение в трудовую деятельность инвалидов является одним из приоритетов развития страны [4]. Но достижение поставленных целей возможно лишь при эффективном и рациональном правовом регулировании. В настоящее время проблема приобретает новую волну актуализации, что подтверждается появлением работ, посвященных выявлению походов к мониторингу соблюдения обязательств государства по Конвенции по правам инвалидов [5]. В свою очередь, в настоящей статье попытаемся выделить некоторые пробелы и недочеты российского законодательства, которые могут препятствовать реализации положений Конвенции относительно гарантий трудоустройства инвалидов, а также предложим пути решения обозначенных проблем.

1. Конвенция устанавливает запрет всякой дискриминации по признаку инвалидности (ст. 4 Конвенции). Однако в литературе неоднократно подчеркивается существование в России практически всех форм дискриминации в трудовых отношениях с участием инвалидов. По справедливому замечанию Жаворонкова Р.Н., отсутствие правовых механизмов реализации норм национального законодательства о запрете дискриминации по признаку инвалидности ведет к минимизации возможности борьбы правовыми средствами с дискриминацией в трудовых правоотношениях [6, c. 13].

Несмотря на наличие общеправового запрета дискриминации по признаку инвалидности (закрепленного, в том числе, в Конституции Российской Федерации (ст. 19)), в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) [7] инвалидность не определена как отдельное основание дискриминации в сфере труда. В нормах административного законодательства (например, ст. 5.62 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту – КоАП РФ) [8]), устанавливающих ответственность в том числе и за нарушение трудового законодательства в части дискриминации при приеме на работу, установлен закрытый перечень оснований дискриминации, не содержащий такого основания, как инвалидность. На практике это может привести к тому, что дискриминация при приеме на работу по признаку инвалидности может квалифицироваться по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (общая норма, предусматривающая ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), тогда как дискриминация по признаку пола, расы, цвета кожи, происхождения будет квалифицироваться по ст. 5.62 КоАП РФ, при этом санкция части 1 статьи 5.27 КоАП РФ значительно мягче санкции статьи 5.62 КоАП. Такое очевидное упущение законодательной техники ведет к снижению правовой защищенности инвалидов, негативно сказывается на правовом гарантировании запрета дискриминации по данному основанию.

Ввиду вышеизложенного, а также учитывая законодательный опыт зарубежных стран [9, c. 17] предлагаем дополнить статьи 3 и 64  ТК РФ, ст. 5.62 КоАП РФ  таким основанием дискриминации, как инвалидность.

2. Конвенция устанавливает необходимость принятия мер, направленных на расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства инвалидов. Одной из таких мер может являться система квотирования рабочих мест, предусмотренная Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" [10].

При положительных изменениях в данной сфере правового регулирования (так, Федеральным законом от 02.07.2013 N 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" [11] предусмотрена возможность расширения круга работодателей, обязанных квотировать рабочие места, за счет тех работодателей, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек; предусмотрено расширение круга обязанных субъектов за счет замены понятия «организация» понятием «работодатель» (что включает в себя, в т.ч., и индивидуальных предпринимателей)), некоторые проблемы все же остаются. Например, к квотированным рабочим местам законодательство не устанавливает каких-либо более конкретных требований относительно профессий. Это зачастую приводит к тому, что работодателями квотируются места с самой низкой оплатой труда, что отмечается и государственными службами занятости населения [12]. Одно из возможных решений – установление приоритета квотирования таких рабочих мест, которые в наибольшей степени позволяли бы инвалидам реализовывать свой профессиональный потенциал (ориентироваться возможно на перечень профессий, установленный Постановлением Минтруда РФ от 08.09.1993 №150 "О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда" [13]).

3. Конвенция устанавливает требование обеспечения инвалидам разумного приспособления рабочего места. В Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" содержится положение, что инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (статья 23). Однако, как отмечают специалисты, медико-социальная экспертиза не может определить, какие конкретно условия должны быть адаптированы под работника с инвалидностью, и в своих заключениях ограничивается нормативными формулировками без указания конкретных требуемых мер [14]. В связи с указанным предлагаем предоставить работодателям право запрашивать и получать информацию, необходимую при создании необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (по аналогии с положениями статьи 24 Закона от 24.11.1995 №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

4. Конвенция о правах инвалидов указывает на необходимость стимулирования найма инвалидов в частном секторе с помощью надлежащих стратегий и мер, которые могут включать программы позитивных действий, стимулы и другие меры.

Однако действующие формы содействия государством занятости инвалидов показывают свою неэффективность, и сейчас в России работодатели слабо заинтересованы в приеме на работу инвалидов [15, 16, 17]. Возложение обязанностей на работодателя без какой-либо государственной поддержки зачастую является непосильным бременем для таких лиц, что способствует уклонению их от исполнения таких обязанностей. На несовершенство законодательного стимулирования трудоустройства инвалидов в РФ обращали внимание и международные организации. Так, в заключении Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам от 20.05.2011 г. были даны рекомендации по введению налоговых льгот в качестве стимула при приеме на работу [18, с. 4].

В связи с распространенностью указанной проблемы предлагается ввести дополнительные меры стимулирования в федеральном законодательстве. Такими мерами могли бы быть снижение налогового бремени, компенсация расходов на адаптацию рабочего места под требования индивидуальной программы реабилитации инвалида и другое.

В работе затронуты лишь некоторые проблемы законодательного регулирования трудоустройства инвалидов. Но и поднятые проблемы показывают некоторую неэффективность национального законодательства в указанной сфере с точки зрения правового гарантирования прав инвалидов. Поэтому так важна слаженная работа законодателя, ученых-правоведов и юристов-практиков в деле создания эффективного механизма правового регулирования, который бы в полной мере смог обеспечить высокий уровень обеспечения прав инвалидов в сфере труда, соответствующий международным стандартам.


Библиографический список
  1. Здравоохранение в России. 2013 : статистический сборник. М., Росстат, 2013 - доступ http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_34/Main.htm (дата обращения: 06.01.2015).
  2. О реализации мер, направленных на развитие трудовой занятости инвалидов // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/12 (дата обращения: 06.01.2015).
  3. Федеральный закон от 03.05.2012 г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // Собрание законодательства Российской Федерации.  2012.  №19. Ст. 2280.
  4. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (ред. от 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.01.2015).
  5. Шестаков В. П., Свинцов А. А., Радуто В. И. Правовые подходы к мониторингу соблюдения обязательств Российской Федерации по Конвенции ООН о правах инвалидов // Социальное и пенсионное право. 2014. № 1. С. 28 – 32.
  6. Жаворонков, Р.Н. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук.  М., 2014. - 54 с.
  7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 3; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.01.2015).
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 1; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.01.2015).
  9. Так, законодательство США на федеральном уровне отдельно указывает ограниченные возможности (инвалидность) основанием дискриминации. См.: Исаева Е.А. Предотвращение дискриминации в трудовых отношениях: теоретические аспекты и юридическая практика (по опыту США) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2008. – 26 с.
  10.  Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №48. Ст. 4563; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.01.2015).
  11. Федеральный закон от 02.07.2013 N 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 27. Ст. 3475;
  12. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов // ЦЗН Троицко-Печорского района. Официальный сайт Управления Республики Коми по занятости населения. URL:http://komitrud.ru/App_Shared/WebParts/DataViewers/PopupDocument.aspx?docid=119bc425-f437-4632-b9e0-3c1fd4f41a8d (дата обращения: 10.01.2015).
  13. Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 N 150 "О Перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда" // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1993. N 11.
  14. Шумова Ю.В. О некоторых проблемах трудоустройства инвалидов // Евразийский юридический журнал. 2012. №9. С. 99-100.
  15. Хныкин Г. В. Проблемы защиты трудовых прав инвалидов // Вопросы трудового права. 2010. №12. С. 65-71.
  16. Свинцов А.А., Радуто В.И. Социальная защита инвалидов. Десятилетний опыт правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2006. №4. С. 23-28.
  17. Бондарева Э.С. Проблемы квотирования рабочих мест для инвалидов // Российский ежегодник трудового права. 2006. №2. С. 747-755.
  18. Concluding Observations of the Committee on Economic, Social and Cultural Rights. 20 May 2011. E/C.12/RUS/CO/5. URL: www2.ohchr.org/english/bodies/cescr/docs/E.C.12.RUS.CO.5_en.doc (дата обращения: 06.01.2015)


Все статьи автора «Козынкин Илья Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: