УДК 78.073

МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ

Калабаева Марина Николаевна
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
студентка 4 курса факультета педагогического и художественного образования

Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования музыкально-просветительских навыков детей подросткового возраста, перечисляются педагогические условия, влияющие на развитие музыкально-просветительских навыков школьников-подростков

Ключевые слова: музыкальное образование, просветительская деятельность, школьники-подростки


MUSIC EDUCATION OF ADOLESCENT STUDENTS

Kalabaeva Marina Nicolaevna
The Mordovian state teacher training college of the name of M. E. Evseveva
4nd year student of the faculty of education and arts education

Abstract
In the article the problem of formation of musical and educational skills of adolescent children, lists the pedagogical conditions that influence the development of musical and educational skills of adolescent students

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Калабаева М.Н. Музыкально-просветительская деятельность школьников-подростков // Студенческие научные исследования. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/04/2431 (дата обращения: 30.09.2017).

Современные образовательные системы развивают ментальность человека ХХI века, основанную на его неосферном мышлении, включающем основополагающие ценности: добро, красоту, гармонию с миром и самим собой, нравственность, ответственность.

Образование сегодня должно быть нацелено на приоритет развития и воспроизводства культуры во всем ее многообразии, сохранения ее исторического, общечеловеческого и национального богатства, приобщения учащихся к ценностям мировой культуры, создания единого культурного пространства.

Как подчеркивает Н. С. Ломакина, «огромные возможности искусства, в том числе музыкального, в воспитании и обучении школьников известны. Но меняющиеся условия функционирования музыки, интенсивное развитие технических средств музыкального воздействия, происходящие изменения в сознании современного слушателя требуют дальнейшего изучения воспитательных, формирующих аспектов музыкального искусства» [1, с. 3].

Нельзя назвать однозначной сегодняшнюю роль музыкального искусства. Путем средств массовой информации оно превратилось в привычный звуковой фон жизни. Очень часто музыка сомнительного художественного качества оказывается навязанной слушателю независимо от его выбора. И в наибольшей степени стихийность музыкального влияния проявляет себя именно в отношении детей подросткового возраста. Музыка прочно удерживает главенствующее положение в сфере досуга и художественных предпочтений подростков и оказывает значительное влияние на формирование их личностных качеств, эстетических и ценностных ориентаций. Причем наибольшей привлекательностью пользуется музыка малохудожественная, упрощенная, иногда и откровенно низкопробная.

Причины этого заложены, во-первых, в культурном нигилизме значительной части молодежи, когда положительные ценности современного искусства и их эталонная роль в музыкальной культуре подвергается сомнению или даже отрицанию. Во-вторых, в противоречивом, нередко деструктивном воздействии современной музыкальной ситуации на духовное развитие подростков.

Сформировать правильные ценности в сознании учащихся именно подросткового возраста, когда происходит активное формирование личностной позиции, приобщить к совокупному музыкально-деятельностному опыту поколений возможно в процессе музыкально-просветительской деятельности каждого участника этого процесса: не только учителя, но и учащихся-подростков.

Для учащихся подросткового возраста с их стремлением к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей это особенно важно. Исследователи Л. И. Божович, И. В. Гребенников, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, Е. А. Леванова и др. подчеркивают, что это дает основание использовать стремление к самоутверждению через реализацию способностей в том числе и к музыкально-просветительской деятельности.

Еще в 1911 году С. Т. и В. Н. Шацкими в деятельности созданной ими колонии «Бодрая жизнь» практиковалось проведение музыкального просветительства среди крестьянского населения не только педагогами, но и самими детьми.

Эту мысль продолжают и современные педагоги-практики. Так, Л. Л. Мельникова утверждает, что «выступление в качестве солиста или участника ансамбля, хора, оркестра, ведущего концерт даёт возможность каждому подростку внести свой вклад в дело музыкального просветительства и проявить свои способности» [2].

По выражению С. Л. Глебовой, «музыкальное просвещение играет особую роль в личностном становлении подростков, ибо в подростковый период интенсивно развиваются способности чувствовать и понимать искусство» [3].

Ю. В. Шмалько полагает, что «нельзя обучать подростков музыкальному просветительству «без осознания педагогом целей и задач такого обучения, знания путей их реализации и решения на уроке и во внеурочной деятельности» [4]. Действительно, мы считаем, что такое формирование музыкально-просветительских навыков детей подросткового возраста носит случайный, интуитивный, научно необоснованный характер из-за незнания преподавателями природы музыкально-просветительских навыков, критериев их диагностики, невладения современными методами обучения, в их слабой ориентировке в развитии элементов музыкального творчества.

Таким образом, можно констатировать, с одной стороны, достаточно низкий уровень эстетических притязаний молодежи, и, с другой - слабую разработанность механизмов приобщения подростков к музыкальной культуре. Все вышесказанное и определяет сущность проблемы исследования, которая заключается в выявлении эффективных способов формирования музыкально-просветительских навыков подростков за счет активного взаимодействия с музыкальным искусством во внеклассных занятиях.

В результате практического исследования мы выяснили, что музыкально-просветительские навыки – это действия, сформированные путем многократного повторения, необходимые при осуществлении музыкального просвещения и характеризующиеся высокой степенью освоения.

На основании анализа музыкально-педагогической и музыкально-психологической литературы, нами выделен комплекс основных музыкально-просветительских навыков:

– навык подбора и дидактической переработки теоретического материала;

– навык составления сценария и программы концерта;

– навыки ораторского искусства;

– навык контакта с аудиторией;

– навык решения организационных вопросов, связанных с проведением концерта.

Потенциальные психофизические возможности, которые присущи каждому ребенку, при соответствующих педагогических условиях влияют на развитие музыкально-просветительских навыков. К таким условиям относятся:

1) использование активных методов обучения: метода создания художественного контекста, метода «эмоциональной драматургии, метода творческого проектирования;

2) применение системы разнообразных, дополняющих друг друга форм музыкального просветительства;

3) целенаправленное педагогическое руководство, стимулирующее творческие проявления обучаемых и предполагающее сотворчество педагога с ними.

Таким образом, благодаря систематическому, целенаправленному использованию активных методов обучения развиваются не только специальные музыкально-просветительские навыки, но и успешно формируются такие качества личности, как заинтересованность, самостоятельность, изобретательность, что повышает способность  подростков к продуцированию нестандартных идей и нахождению оригинальных решений и способствует повышению самооценки.


Библиографический список
  1. Ломакина, Н. С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Ломакина Наталья Сергеевна. - Москва, 2006.- 218 с.
  2. Мельникова, Л. Л. Методика формирования профессиональной готовности преподавателя колледжа искусств к концертно-просветительской работе : дис. ... канд. пед. наук / Л. Л. Мельникова. – М., 2005. – 163 с
  3. Глебова С. Л. Музыкальное просвещение подростков в условиях деятельности музыкального общества : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Глебова Софья Львовна. - Тамбов, 2002.- 181 c.
  4. Шмалько Ю. В. Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации: на материале учебной работы в классе фортепиано : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Шмалько Юрий Васильевич. М., 1998. – 134 с.


Все статьи автора «Трубицина Оксана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: