УДК 37.015.3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С КОСОГЛАЗИЕМ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И ЖИЗНИ В ОБЩЕСТВЕ

Кулькова Екатерина Андреевна
Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Студент 4 курса, кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме адаптации детей с косоглазием к школьному обучению и жизни в обществе. Психолого-педагогические основы социальной адаптации представляют собой коррекционную работу, заключающуюся в установлении социальных контактов между ребенком и окружающими его людьми.

Ключевые слова: дети, социальная адаптация


PSYCHO-PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN WITH STRABISMUS TO SCHOOLING AND SOCIAL LIFE

Kulkova Ekaterina Andreevna
Murom Institute (branch) of Federal state budgetary educational institution of higher professional education "Vladimir state University named after Alexander G. and Nicholas G. Stoletovs"
4th year student, the Department of social and humanitarian disciplines

Abstract
This article deals with the problem of adaptation of children with strabismus to schooling and social life. Psycho-pedagogical foundations of social adaptation are remedial work is to establish social contact between the child and the people around him.

Keywords: children, social adaptation


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кулькова Е.А. Психолого-педагогические основы социальной адаптации детей с косоглазием к школьному обучению и жизни в обществе // Студенческие научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/02/2413 (дата обращения: 29.04.2017).

Социально-психологическую и педагогическую адаптацию детей с таким нарушением зрения, как косоглазие, можно считать важной проблемой тифлопедагогики в настоящее время. Маленькие дети, имеющие косоглазие, лишены возможности полноценно адаптироваться к жизни в обществе, поэтому они имеют большое количество проблем при поступлении в школу и обучении в ней.

Врожденное или рано приобретенное косоглазие осложняет появление социальных контактов при поступлении в школу, а появление дефекта косоглазия у ребенка со сложившимся опытом общественного поведения ведет к его существенному изменению. В обоих случаях ребенок с косоглазием выделяется из коллектива, что неблагоприятно сказывается как на нём самом, так и на его положении в учебном коллективе.

Психолого-педагогические основы социальной адаптации представляют собой коррекционную работу, заключающуюся в установлении социальных контактов между ребенком и окружающими его людьми.

Существуют определенные трудности процесса коррекционной работы по социально-психологической адаптации детей с косоглазием перед работниками образовательных учреждений: в некоторых случаях учителям требуется предотвращать депрессию, возникающую у ребенка как реакция на косоглазие, формировать правильное  отношение к окружающим, к повседневной деятельности и к своему дефекту.

На первом этапе адаптации осуществляется преодоление депрессии, связанной с осознанием дефекта косоглазия, на который дети реагируют крайне болезненно. Продолжительность такой реакции зависит как от особенностей личности, так и времени появления косоглазия, от темпа его развития и тяжести. Одновременно на данном этапе проводится работа по преодолению фрустрации (психическое состояние человека, возникающее  в ситуации, когда желания не соответствуют имеющимся возможностям), возникающей в результате появления в жизни ребенка дискомфорта, связанного непосредственно с косоглазием и постоянного высокого психического напряжения.

В общеобразовательных школах обучение детей сужаются до интеллектуального развития и формирования тех знаний, которые позволяют успешно сдать экзамены и поступить в другие учебные заведения. Детям, имеющим косоглазие, не уделяется особого внимания. И это неправильно. Статистика показывает, что выпускники детских садов испытывают множество психологических проблем и трудностей, связанных с поступлением в школу, где вместе с ними будут обучаться здоровые дети. Поступление ребенка с дефектом косоглазия в общеобразовательное учреждение связано с понятием интеграции, который означает процесс вхождения человека с нарушениями зрения в общество на равных правах с нормально видящими людьми. Скрытность и скованность детей с косоглазием от внешнего мира, также и от своих сверстников с нормальным зрением, ограничивают социальный опыт ребенка, затрудняют формирование его коммуникативных навыков. Последствиями этого являются не только затруднения при адекватном осознании дефекта косоглазия и налаживание дружеских контактов, но и неосведомленность окружения (семьи, сверстников, учителей) о реальных способностях и особенностях таких детей.

Одной из главных ступеней вхождения в жизнь для большинства  детей, является поступление в школу. От того, с каким успехом будет проходить становление личности ребенка с нарушением зрения в школьной группе, зависит его дальнейшая интеграция в общество. Поэтому становится актуальным организация целенаправленного психологического сопровождения детей, имеющих косоглазие, с момента их поступления в школу, в рамках которого педагогами и школьными психологами должна осуществляться работа по снижению проблем ребенка в социально-психологической и педагогической адаптации на протяжении всего обучения в школе.

Одной из главных задач социально-психологической адаптации детей, имеющих косоглазие, является преодоление закомплексованности, стеснительности, робости и опасений ребенка, а также осознание им самого себя равноправным членом общества. Большое внимание нужно уделять личностным изменениям детей с косоглазием. Успешность социальной адаптации сильно зависит от тех личностных качеств, которые будут сформированы у детей с косоглазием к моменту их выхода в самостоятельную жизнь. К данным качествам относятся:

  • представления о самом себе, отношение к сверстникам с нормальным зрением, отношение к косоглазию;
  • отношение к жизненным целям, ценностям и установкам, отношение к прошлому и будущему, отношение к собственным мыслям;
  • отношение к социальному окружению, отношения с людьми противоположного пола.

Главным итогом социально-психологической адаптации детей с косоглазием является достижение такого внутреннего состояния, при котором ребенок будет воспринимать косоглазие как одно из своих качеств, как свою определенную индивидуальную черту, отличающую его от других. Достижение такого состояния возможно только при определенной психологической работе с ребенком и при адекватном отношении к нему со стороны ближайшего окружения.

Таким образом, для полноценной адаптации детей с косоглазием к жизни в обществе и в частности к школьному обучению, важно не только овладение ребенком навыками самообслуживания, общения и обучение различным видам деятельности, но и установление социальных связей, без которых жизнь индивида просто невозможна, а также принятие ребенком своего дефекта в качестве индивидуальной особенности.


Библиографический список
  1.   Возрастная и педагогическая психология [Текст]/под ред. А.В. Петровского, - М.: Просвещение, 1987. - 126 с
  2. Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И. Реабилитация де­тей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией. — М.: Просвещение, 1989. – 182 с.
  3. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями / Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб., 2006.- С.136-170.


Все статьи автора «Кулькова Екатерина Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: