УДК 338.242.4: 663

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Галицкий Сергей Витальевич
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Институт холода и биотехнологий магистрант 2-го года обучения

Аннотация
Проблемы и значение развития рынка легальной алкогольной продукции в России определяют важность и актуальность регулирования рынка. Рассмотрены объем и структура розничных продаж, а также изменения в ценовой политики и ужесточение мер по ограничению доступности слабоалкогольных и крепких алкогольных напитков. Сокращение предприятий с лицензиями на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей продукции.

Ключевые слова: объем и структура розничных продаж, продажи алкоголя, рынок алкогольной продукции, сокращение предприятий с лицензией.


THE TRENDS IN THE MARKET OF ALCOHOLIC BEVERAGES

Galitsky Sergey Vitalevich
St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics
Institute of Refrigeration and Biotechnology student of the 2st year of study

Abstract
Problems and the importance of development of the market for legal alcohol production in Russia determine the importance and relevance of market regulation. Considered the volume and structure of retail sales, as well as changes in pricing policy and tightening measures to restrict the availability of alcohol and alcoholic beverages. Reduction of enterprises with licenses for the production, storage and supply of produced alcohol products.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Галицкий С.В. Тенденции развития рынка алкогольной продукции // Студенческие научные исследования. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2015/02/2385 (дата обращения: 12.07.2023).

Для рассмотрения данной темы, надо начать с определения, что же является алкогольной продукцией и каким законом регулируется. В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ (последние дополнения 2.11.2013 гг.) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» используется следующая формулировка- «алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды продукции, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристые вина (шампанские), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха».

До 2010 года алкогольный рынок Российской Федерации- показывал стабильный прирост и занимал одну из лидирующих позиций в сфере развития экономики за счет увеличения производственных объёмов и потребления продукции. Тем самым, вызывал интерес со стороны иностранных и отечественных производителей и инвесторов.

Прежде всего, стоит начать с производства этилового спирта, т.к. это является основным продуктом для производства крепкого алкоголя. Спиртовая промышленность в современных условиях обладает высокой степенью автоматизации технологии производства. Получаемый из бражки спирт производят в основном двумя способами: во-первых- ректификацией, во-вторых-перегонкой. В 2013 г. спиртовые предприятия произвели на 6,3% меньше по отношению к 2011 г. Из данных представленных в таблице 1, четко прослеживается тенденция сокращения производства этилового спирта в Российской Федерации. Значительно превысил объёмы выпускаемой продукции, только Приволжский федеральный округ, плюс 50% в 2013 г. по отношению к 2011 году. Данные показатели не случайны, т.к. в шестерку лидеров входят два холдинга из Приволжского округа: «Татспиртпром» и «Башспирт». «Татспиртпром» в 2013 году поднялся на третье место среди производителей этилового спирта, плюс 35,6% к показателям 2012 г. «Башспирт» остался на шестом месте и снизил показатели на 6,5% за год. И это неплохой результат, т.к. лидеры «Русский стандарт» и «Синергия» уменьшили объемы производства  на 27,2 % и 10,4 % соответственно.

Таблица 1. Объёмы производства этилового спирта в России

Наименование субъекта

Произведено, тыс.дкл.

2011г.

2012г.

2013г.

Центральный федеральный округ

70445,3

58610,1

57388,9

Северо-Западный федеральный округ

29482,9

29017,5

26951,8

Южный федеральный округ

32798,5

29145,2

26061,1

Северо- Кавказский федеральный округ

25537

26361,6

24753,3

Приволжский федеральный округ

24808,3

32662,1

37345

Уральский федеральный округ

3892,9

4138,9

3835

Сибирский федеральный округ

19835,4

22209,6

17226,2

Дальневосточный федеральный округ

2644,6

2629,2

2662,2

Российская Федерация

209444,9

204774,2

196223,5

По данным статистического сборника «Основные показатели характеризующие рынок алкогольной продукции в 2010-2013 годах». Обращает на себя внимание, ежегодное сокращение продаж водки в итоге за 4 года минус 11,7% и 15694,8 тыс. дкл. и слабоалкогольные напитки минус 20,9% и 6654,4 тыс. дкл. Основные причины сокращения продаж водки- увеличение минимальной цены в розничных продажах, ограничение времени реализации и рынок контрафакта.

В 2010 году минимальная цена за бутылку водки 0,5л. составляла 89 рублей. В 2011 году уже 98 рублей. В 2012 г.- 125 рублей. С 1 января 2013 года минимальная цена возросла на 36% и реализовывалась в розничной продаже не ниже 170 рублей за 0,5 литра. В 2014 минимальная розничная цена на водку корректировалась два раза. С 01.01.2014- 199 рублей, плюс 15% и с 01.07.2014- 220 рублей, далее в 2015 году минимальная цена должна была возрасти до 250 рублей. Но вмешался, кризис и президент «дал добро» на снижение цен и запланированные 250 рублей с 01.02.2015 снизились до 185 рублей. Может быть этот шаг поможет, хотя бы частично потеснить с полок магазина контрафактный товар и увеличить объёмы продаж легальной продукции.

Запрет на продажу алкогольных напитков, включая пиво, в утреннее, ночное время. Полный запрет на продажу алкогольных напитков в утреннее и вечернее время (с 11.00 до 22.00 введен в Санкт- Петербурге с 08.11.13г.). Запрещает реализацию алкогольной продукции, только в легальных магазинах розничной торговли, в точках общепита кафе и ресторанах, тем более в магазинах без лицензии реализация ведется круглосуточно. И кто получает дивиденды от ограничения времени продаж?

Более 10% прибавил за исследуемый период коньяк – на 11,8 %, но за последний год показатели прибавили менее 1%, а это показывает, что темпы роста практически остановились. Виски за четыре года продажи увеличились на 42,2 %, отличный показатель. Но опять, если посчитать результаты за последний год, то прирост продаж менее 3% и здесь темпы роста замедлились.  Потребление вина и игристых вин осталось на прежнем уровне.

Таблица 2. Объем и структура розничной продажи алкогольных напитков и пива населению по Российской Федерации в период 2010-2013 г. тыс. дкл.

Наименование продукции

Российская Федерация в целом

2013 к 2010гг.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

относител.,% абсолютн.
водки

134693,5

133852

130125,4

118998,7

88,3

-15694,8

ликероводочные изделия с содержанием спирта до 25%

8249,5

8081,2

7724,4

8391,6

101,7

142,1

ликероводочные изделия с содержанием спирта свыше 25%

9015

8532,2

8588,3

8359,1

92,7

-655,9

коньяки, коньячные напитки (включая бренди, кальвадосы)

11107,1

11602,2

12393,5

12413,6

111,8

1306,5

виски

3596,8

4119

4979,1

5114,4

142,2

1517,6

напитки слабоалкогольные (с содержанием этилового спирта не более 9%)

31894,3

31418,5

26869,2

25239,9

79,1

-6654,4

вина игристые (включая шампанские, газированные)

27269,5

28486

28298,8

28754,5

105,4

1485,0

Пиво

1003951,2

1011494,7

1017518,9

1005613,1

100,2

1661,9

Продолжается количественное сокращение предприятий с лицензиями на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей продукции в 2013 году их осталось 94.

Основные выводы. Ужесточение законов в отношении изготовителей, продавцов и поставщиков спиртного, а также постоянный рост акцизов и минимальных цен на алкогольную продукцию не могли не повлечь за собой изменения в положении дел на алкогольном рынке Российской Федерации в 2013 году.

Таблица 3. Предприятия с лицензиями на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей продукции

Наименование

2010

2011

2012

2013

количество      организаций

количество организаций

количество организаций

количество организаций

Российская    Федерация

197

116

98

94

Как показывает обзор рынка алкоголя в 2013 году, в ситуации, сложившейся внутри алкогольной отрасли, можно выделить несколько основных тенденций:

1. прежде всего, подорожание алкогольной продукции в целом,

2. сокращение числа производителей,

3. снижение уровня продаж легальной продукции и рост реализации контрафакта,

4. падение рынка за счет значительного сокращения точек и времени продаж.


Библиографический список
  1. Статистический сборник: Основные показатели, характеризующие рынок алкогольной продукции  в 2011-2014 года //www.fsrar.ru
  2. Российский статистический ежегодник, 2014 г.// http://www.gks.ru


Все статьи автора «Galitskyi Sergey»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: