Целью создания инноваций является не только получение предприятием прибыли от продажи новых инновационных продуктов, но и возможность противостоять кризисным ситуациям в условиях высокой конкуренции. Инновации позволяют предприятию избегать таких проблем, как низкая конкурентоспособность товара или услуги, плохой имидж на рынке, потеря постоянных и неспособность привлечения потенциальных покупателей, снижение величины денежного потока, повышение ресурсоемкости производства при производстве продукта.
Под внутренними инновационными ресурсами предприятия, как правило, понимают совокупность следующих средств, которыми оно располагает: интеллектуальные, финансовые, материальные, технические, организационные. Рассмотрим каждое из них.
- Персонал организации. По моему мнению, персонал организации один из важнейших инновационных ресурсов предприятия, так как персонал – это главный двигатель всех процессов, происходящих на предприятии. Инновационность персонала характеризуется уровнем его профессиональной подготовки, квалификацией, обучаемостью, творчеством и креативностью. На любом предприятии очень ценятся сотрудники инженерно-технических специальностей с высшим профессиональным образованием. С инновационным уровнем так же связано стремление и способность сотрудников получать новые профессиональные навыки, самообучаться.
- С инновационностью персонала неразрывно связана инновационность менеджмента, поскольку во многом условием реализации способностей персонала является стиль руководства. Руководство должно быть способно предвидеть различные варианты движения событий, уметь рисковать, обладать такими качествами, как мужество и реализм, воображение, инициативность. Важнейшее условие управления – способность определения приоритетов, вносить существенные изменения в стратегию и тактику организации. К задачам руководства относят:
- выявить и периодически рассматривать потенциалы талантов персонала;
- эффективно мотивировать и стимулировать творческую деятельность сотрудников;
- искусно применять различные стили управления в зависимости от ситуации (для стимулирования креативности рекомендуется демократический стиль руководства) ;
- использовать в руководстве креативные техники (мозговой штурм, 6 шляп и др.);
- четко устанавливать цели подготовки;
- выделять соответствующие ресурсы.
3. Обязательный элемент инновационной деятельности предприятия – достигнутый им технико-технологический уровень. Чем выше уровень технологий производства и современнее техника, тем более радикальны инновационные продукты и более недоступны для имитации конкурентами, что позволяет достигнуть лидирующего положения на рынке и противостоять кризисам.
4. Большое значение для инновационного потенциала предприятия имеет гибкость организационных структур в системе управления. Гибкость инновационных структур дает возможность создавать временные инновационные коллективы, включающие в себя сотрудников различных подразделений, на раннем этапе развитии новшества.
5. Источником устойчивого конкурентного преимущества являются нематериальные активы. К ним можно отнести интеллектуальную собственность, Good Will (хорошая репутация) компании, патентообладание и др. Нематериальные активы неосязаемы и не поддаются финансовой оценке, т.е. они непонятны конкурентам. Озязаемые же ресурсы финансово оценимы, а соответственно легко копируемы конкурентами при наличии достаточного финансирования.
6. Весомым инновационным ресурсом является задел по незавершенным НИОКР. Незаконченные исследования и прикращенные ранее по разным причинам, в т.ч. и в следствие отрицательного результата.
7. Значимая часть инновационного потенциала организации – наличие эффективных инновационных коммуникаций. Они позволяют с легкостью обеспечить взаимодействие всех участников инновационного процесса, что очень важно при выполнении его этапов.
8. Для выполнения инновационной стратегии безусловно необходимо достаточное финансирование, которое зависит от финансового состояния предприятия в целом. Чем больше предприятие выделяет средств на инновационную деятельность, тем более эффективны и неповторимы инновации, что и определяет устойчивость предприятия в будущем, продлевает его стадию “зрелости”.
Таким образом, процесс формирования эффективного антикризисного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия , т.к. это его возможности в достижении поставленных целей. Реализация этих целей рассматривается как средство повышения и последующего удержания конкурентных преимуществ на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в нынешних внешних условиях сильной конкуренции. Поэтому для современного менеджмента очень важно понимать, уметь оценивать, наращивать и управлять составляющими инновационного потенциала организации.
Библиографический список
- Друкер Питер Ф. Бизнес и инновации.– М.: Вильямс, 2009
- Коуз Р. Фирма, рынок и право/ Пер. с англ. – М.: Новое издательство, 2007
- Портер М. Конкуренция/ пер. с англ.– М.: Издательский дом «Вильямс», 2005