УДК 331.5

МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКЕ ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Касторская Мария Николаевна1, Синодская Анастасия Игоревна1
1Кубанский государственный университет, студент кафедры социологии

Аннотация
В статье рассмотрены и проанализированы проблемы трудоустройства молодежи, различные аспекты поведения молодежи на рынке труда. В работе сформулированы ключевые направления государственной политики поддержки занятости молодежи, способы совершенствования профориентации и профобразования молодежи.

Ключевые слова: государственная политика, занятость, молодежь, образование, работодатель, рынок труда, трудоустройство


YOUNG PEOPLE IN THE LABOR MARKET: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Kastorskaya Maria Nikolaevna1, Sinodskaya Anastasia Igorevna1
1Kuban State University, student of the Department of Sociology

Abstract
The article discusses and analyzes the problems of youth employment, various aspects of the behavior of young people in the labor market. We formulate the key areas of public policy support youth employment, ways to improve career guidance and vocational training of young people.

Keywords: education, employer, employment, labor market, public policy, youth


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Касторская М.Н., Синодская А.И. Молодежь на рынке труда: проблемы и пути решения // Студенческие научные исследования. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2015/01/2373 (дата обращения: 12.07.2023).

В настоящее время проблема трудоустройства молодежи остается крайне актуальной и важной для изучения. Большинство молодых людей стремится найти достойную, хорошо оплачиваемую работу, с хорошими условиями труда. Но при этом существует проблема подтверждения квалификационных характеристик, требованиям рабочего места в связи с отсутствием нужного опыта работы, профессионализма и прагматичного видения реальной обстановки и дальнейших перспектив развития личностного  и карьерного роста. По данным статистики  в России на 2009 год, уровень безработицы молодежи в возрасте 15-19 лет составлял 31,1%, 20-24 лет – 16,6%, 25-29 лет – 9,1%, а в 2014 года молодежь до 25 лет составляет среди безработных 21,7% [2].

В большинстве случаев, молодые работники желают найти ту работу, которая бы удовлетворяла их потребностям. Но для многих нет возможности быть безработным в связи со многими жизненными факторами. И по этой причине, молодежь часто устраивается на работу для получения хотя бы минимального уровня доходов. И вследствие этого, работодатели часто пренебрежительно относятся к молодым специалистам: устанавливают низкую заработную плату, не выплачивают премии, предъявляют завышенные требования к работникам. Трудности трудоустройства молодежи, с одной стороны, могут рассматриваться как здоровое явление в обществе, позволяющее молодым работникам аккумулировать свои возможности и совершенствоваться в профессиональной сфере, где существует высокая конкуренция молодых кадров. Но при этом, с другой стороны, наличие этого факта в жизни общества является ярким индикатором, который показывает, что необходимо находить решение данной проблемы.

Сегодня молодежь – одна из особо уязвимых групп населения на рынке труда. Это достаточно специфическая группа населения. На молодежный возраст приходятся важные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии, получение профессиональной подготовки и специальности, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей [6, с. 93].

Трудоустройство молодежи занимает важнейшее место в государственной политике занятости. Государственная политика направлена, в том числе и на реализацию желания трудоустройства молодежи, обеспечения стабильности экономики и занятости. Но, к сожалению, в связи с наличием в обществе такой формы занятости как  неформальный труд, трудовая активность молодежи не всегда приносит положительный эффект. Данная проблема крайне очевидна: при помощи неформального (неофициального) труда молодежь может реализовывать свою потребность в заработке и при этом нет необходимости проходить период трудоустройства, что для многих молодых людей является крайне трудным: составление резюме, собеседование, испытательный срок работы, который не всегда может перейти в официальный прием на работу. С одной стороны, такая форма работы дает возможность заработка для молодежи, удовлетворение своих потребностей. Но с другой стороны, люди, работающие на неофициальной работе, совершенно не защищены от возможных нарушений со стороны работодателя, т.е. являются крайне уязвимыми. Также одной из проблем вхождения молодежи на рынок труда является неправильное воздействие информационных ресурсов и информации СМИ на профориентацию молодежи в выборе профессий. В настоящее время можно наблюдать тенденцию «модных» среди выбранных молодежью профессий, таких как: юристы, экономисты, менеджеры и др. Эта «модность» является в том числе, заслугой дезориентацией СМИ, которое формирует в сознаниях молодых людей список профессий, которые не совсем соответствует перспективным потребностям экономики. Многие действительно значимые и имеющие реальную востребованность  в обществе профессии утратили привлекательность в глазах молодежи, а профессии, которые создают иллюзорные социальные преимущества, наоборот, приобрели в их сознаниях неоправданно высокий рейтинг.  И основная причина такого явления заключается в том, что  разрушен механизм ранней профориентации молодежи и понимание того, как выбранная профессия может быть связана с долговременными жизненными стратегиями.

В связи  с этим создается невозможность трудоустройства молодежи  по своей специальности в виду высокой конкуренции работников на рынке труда. Последствиями данного факта является потеря квалификации  молодых работников, чувство ненужности себя как специалиста  и, как правило, поиск работы, несоответствующий полученному образованию.

Несомненно, неофициальная занятость и дезориентация молодежи при выборе профессий являются одними из распространенных проблем в обществе. Но не менее важным также следует указать и наличие того факта, что для многих  молодых людей, несомненно, сложно трудоустроиться, но  труднее всего работать на выбранной работе.

Молодой работник, получив образование по выбранной профессии, ожидает перспективной, благоприятной для удовлетворения своих потребностей и интересов работы, которая будет соответствовать его специальности. Но, к сожалению, молодежь сталкивается со многими проблемами, такими как: заниженная заработная плата в сочетании с высокими требованиями (знание языка, специальных программ, наличие опыта работы),  неоптимальные условия работы (расположение организации  с плохой транспортной системой), отсутствие четкой системы повышения работника в компании и многие другие. Естественно, работодатель заинтересован в найме хорошего, квалифицированного работника, тем более молодых специалистов. Но при востребованности качественных трудовых ресурсов работников, не происходит должного обеспечения качества рынка труда [1, с. 82].

Итак, существование вышеуказанных проблем молодежи на рынке труда не может не привлекать внимание, так как последствия этих проблем отражаются как на развитии экономики, так и общества в целом.

В настоящее время существуют различные стратегии по устранению таких проблем: развитие и реализация целевых направлений обучения молодежи, возможность накопления опыта работы путем прохождения практик, различная направленность общего образования для ранней профориентации учеников,  возможность обратиться в Центр  занятости населения или в кадровые агентства.

Целевое направление обучение – возможность для молодежи получить образование за счет организации, в которую по окончании учебы гарантированно обязательное трудоустройство. Несомненно, развитие этого направления связывает обучение молодежи с дальнейшей работой по выбранной профессии. Но недостатком является то, что существует ограничение мест, т.е. лишь малая часть молодых людей может выбрать себе будущее с образованием, которое взаимосвязано с будущей работой.  Наличие направленности обучения в школе должно способствовать формированию у учеников представлений о будущей профессии. Но, к сожалению, есть возможность допустить ошибку при выборе направленности и при желании изменить направление могут возникнуть большие трудности в переобучении. Говоря о Центре занятости населения, необходимо подчеркнуть тот факт, что около 20% зарегистрированных безработных не верят в получение работы при посредничестве службы занятости [4] и то, что в сознании молодежи существует стереотип о деятельности этой организации: поиск низкоквалифицированной работы. Большинство престижных компаний и организаций не желают размещать объявления о поиске работников в Центрах занятости населения. Они отдают предпочтение кадровым агентствам, которые выполняют индивидуальный подбор персонала по требованиям работодателя, либо самостоятельно осуществляют подбор персонала.

Для успешного преодоления проблемы трудоустройства молодежи необходимо усиление социального взаимодействия личности и общества, общества и государства. Государству необходима разработка эффективной институализированной системы содейс­твия молодежи в процессе поиска работы, ориентированной на их потребности и нужды. Важным является  мониторинг и сбор актуальной информации о состоянии рынка труда  и проведение систематических исследований о потребности в кадрах предприятий и организаций на перспективу. Также важно проводить консультационную и мотивационную работу, которая направлена на повышение готовности молодежи к самостоятельному трудоустройству, усиление их активности и профессиональной мобильности. Политика в сфере образования должна обеспечивать молодежь, которая  вступает  на рынок труда такими профессиональными квалификациями и навыками, которые повысят их возможности при трудоустройстве. Со стороны молодежи необходимо развивать свои возможности: учиться объективно оценивать перспективы будущей профессии и возможность трудоустройства на соответствующую работу; учиться быть мобильным на рынке труда; искать возможности накопления опыта работы для своего будущего.

Таким образом, в решении существующей проблемы должны быть заинтересованы и государство, для которого крайне важна стабильность экономики и занятость населения, и работники, особенно молодежь, которая после окончания учебных заведений, с трудом, не имея по существу опыта работы, старается реализовать потребность в трудоустройстве на работу, которая была изначально сформирована выбором обучения.


Библиографический список
  1. Гелета И. В. Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг// Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 2. С. 79-84.
  2. Занятость и безработица. Официальный сайт федеральной службы статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/
  3. Руденко Г.Г., Савелов А.Р. Специфика положения молодежи на рынке труда. Официальный сайт института социологии  Российской академии наук [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2002-05/010.ROUDENKO1.pdf
  4. Соловьева С.В. Проблемы эффективности работы службы занятости. Надежды: сборник научных статей студентов ФСН ННГУ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unn.ru/fsn/k2/students/hopes/17.htm
  5. Суховская А. Проблемы трудоустройства и самореализации молодежи в небольших муниципальных образованиях//  Управление персоналом. 2008.  N10 [Электронный ресурс]. URL: http://www.top-personal.ru/issue.html?1601
  6. Трунин С.Н., Гелета И.В. Рынок труда: учебное пособие. Краснодар, 2005


Все статьи автора «Marishka1»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: