УДК 334

АУТСОРСИНГ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА

Однокоз Валерия Геннадьевна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Бакалавр, кафедра «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика»

Аннотация
Данная статья посвящена анализу аутсорсинга в современном мире. Аутсорсинг - фактор современного развития мировой экономики и глобализации общества. Статья определяет фундаментальные понятия и виды аутсорсинга. Особое внимание уделено развитию аутсорсингу и его роли в бизнесе.

Ключевые слова: аутсорсинг, бизнес, организация, процесс, рынок, современность, услуги, экономика


OUTSOURCING AS FACTOR OF INCREASE OF COMPETITIVENESS OF MODERN BUSINESS

Odnokoz Valeriya Gennad’evna
Finance University under the Government of the Russia Federation
Bachelor, Chair «Monetary relations and monetary policy»

Abstract
This article is devoted to the analysis of outsourcing in the modern world. Outsourcing - a factor of modern development of world economy and globalization of society. Article defines fundamental concepts and types of outsourcing. The special attention is paid to development to outsourcing and its role in business.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Однокоз В.Г. Аутсорсинг как фактор повышения конкурентоспособности современного бизнеса // Студенческие научные исследования. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2014/12/2285 (дата обращения: 30.09.2017).

В современном мире широко распространен процесс глобализации, и экономисты уже давно пришли к выводу, что разделение труда является наиболее выгодной формой ведения хозяйственной деятельности. Тем не менее, осознание того, что разделение труда на микроуровне в виде выведения из состава фирмы части своих видов деятельности, которые не являются ведущими, наступило сравнительно недавно (тем более ещё позже это явление началось распространяться в России в силу позднего перехода к рыночной экономике).

Каждый предприниматель, начиная построение бизнес-плана, помимо трёх основных вопросов экономики: Что производить? Как производить? Для кого производить? – задаёт себе ещё один вопрос, на который необходимо ответить предпринимателю, чтобы получать прибыль: Как мне стать лучшим на таком большом рынке товаров и услуг? Ответом на этот вопрос может стать специализация. Например, товары предприятия, которое производит автомобильные шины и хлеб одновременно, будут значительно хуже, чем шины специализирующейся на этом компании и товары хлебопекарного завода. Тот же принцип справедлив и для внутренних процессов фирмы, которые сопровождают основной процесс производства: маркетинг, логистика, обслуживание сетевой инфраструктуры. Поэтому в 1970-ых годах появилось такое явление, как аутсорсинг, которое в настоящие дни приобрело значительное распространение.

Аутсорсинг находится на начальном этапе своего развития, поэтому изучение аутсорсинга как фактора повышения конкурентоспособности современного бизнеса очень актуально на сегодняшний день. Исследованием аутсорсинга занимаются Б.А. Аникин, И.Л. Рудая, А.Х. Курбанов, В.А. Плотников и др. Я в свою очередь тоже попытаюсь провести анализ аутсорсинга и понять, как он влияет на конкурентоспособность современного бизнеса.

Аутсорсинг (от англ. outsourcing: out – внешний, sourcе - ресурс) — передача организацией на основании договора определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области [1, с. 464]. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года), что является отличительной чертой аутсорсинга от других форм оказания услуг.

Хотя практика аутсорсинга появилась ещё в начале ХХ века, сам термин «outsourcing» был введён только в 1989 году, когда компания Eastman Kodak передала функции по приобретению, запуску и сопровождению своих систем обработки информации другим организациям.

К аутсорсингу относят не только привлечение сторонних организаций не только для решения каких-либо научно технических проблем, но и присваивание их новых идей, знаний, новых продуктовых линий, операции по продаже отдельных непрофильных подразделений и т.д. Стоит отметить, что аутсорсинг распространен как форма взаимодействия компаний не только внутри страны, но и в глобальном масштабе.

Широкое развитие аутсорсинга вызвано децентрализацией управления в крупных компаниях, изменением направления их внутренних денежных потоков, изменением стратегии фирмы. Задачами новой стратегии фирмы, предполагающей аутсорсинг, является концентрация ресурсов на ключевых направлениях деятельности компании, оптимизация производства, сжатие сроков работы, снижение уровня рисков.

История появления и развития аутсорсинга

Свои истоки аутсорсинг берёт ещё в XVIII веке у ремесленного производства. В своей деятельности ремесленник зависел от поставщиков сырья, других ремесленников, заказчиков, т.е. от множества кооперированных связей. С развитием общества и его экономической структуры на смену ремесленникам пришли мануфактуры, фабрики, заводы и, наконец, фирмы и корпорации. Но, несмотря на изменение формы, масштабов и технологий производства, аутсорсинг (хотя и на самом примитивном уровне) был всегда.

Аутсорсинг в более широком варианте начал развиваться в США в 1970-е гг. Изначальное его развитие было в сфере информационных технологий, но со временем распространился и на другие виды бизнеса. Аутсорсинг сразу начал бурно развиваться и уже к 90-ым гг. ХХ века аутсорсинг стал характерной чертой деятельности большого числа компаний по всему миру.

Выделяют 4 этапа развития аутсорсинга:

  1. 1880-1920-е гг.

Первый этап развития аутсорсинга характеризуется вынужденным сотрудничеством и кооперацией. Особенно активно это сотрудничество было распространено в сфере юридических услуг.

  1. 1930-1980-е гг.

Этот этап характеризуется широким использованием аутсорсинга как метода кооперации в промышленности, появлением нового сектора услуг – аутсорсинг в области IT-технологий, банковских и логистических услуг.

  1. 1990-2010-е гг.

На этом этапе происходит формирование глобальных информационных сетей, что способствует развитию рынка оффшорного программирования и развитию логистического сервиса, происходит внедрение аутсорсинга в бизнес процессы, ряд крупных производителей проводит реструктуризацию своих предприятий и переходят к полному производственному аутсорсингу.

  1. 2010-настоящее время.

В условиях современной глобализации происходит развитие глобального аутсорсинга, сетевых производственных структур, распространение практики аутсорсинга в сельском хозяйстве [2, с. 256].

Развитие аутсорсинга в отечественной экономике

Зарождение предпринимательства в России проходило в весьма специфических условиях, когда методы конкурентной борьбы угрожали не только рентабельности предприятия, но здоровью и даже жизни его собственников. Поэтому первейшей задачей российского бизнеса стала задача экономического «выживания».

Организациями, которые первыми активно начали использовать аутсорсинг в России, стали частные охранные предприятия (ЧОП), предоставляющие услуги по защите бизнеса в условиях такой жестокой конкуренции на более качественном и более профессиональном уровне, чем несколько штатных охранников. Первые ЧОПы появились в начале 90-х годов (причём некоторые из них успешно функционируют до сих пор) и имели большой спрос в связи со специфическими условиями конкуренции в переломный момент российской экономики. Со временем эти небольшие предприятия превратились в достаточно крупные многопрофильные компании, специализирующиеся на обеспечении физической охраны личности и объектов, коммерческой безопасности.

Постепенно бизнес стал более цивилизованным, и на смену физическому превосходству, как фактору обеспечения конкурентоспособности, пришла реклама. Специалистов по рекламе катастрофически не хватало, т.к. этот вид деятельности был ещё не освоен и нов для России того времени. Развитие этой отрасли привело к образованию специализированных рекламных агентств, способных выполнять сложные проекты. Издержки на аутсорсинг этого вида бизнес-процессов были не меньше, а во многих случаях даже и больше, чем выполнение работ силами собственного отдела [4]. Тем не менее, услуги рекламных агентств пользовались спросом, т.к. только этот путь был эффективным и действительно результативным в отличие от работы штатных сотрудников, не имеющих опыта и навыков работы подобного рода.

К началу третьего тысячелетия российский бизнес «оправился» от дефолта 1998 года, в России появились предприниматели с дипломами МВА. Начался новый этап развития отечественных предприятий. Одним из новых направлений развития российского бизнеса стал отказ предприятий от непрофильной деятельности и концентрация усилий на ключевых процессах, т.е. аутсорсинг.

Виды аутсорсинга

Для уточнения понятия аутсорсинга, необходимо привести его классификацию. Можно классифицировать аутсорсинг по двум характеристикам: формы организации совместной деятельности и области деятельности аутсосера (т.е. внешнего исполнителя неключевых функций организации).

  1. По форме организации совместной деятельности

По форме организации совместной деятельности аутсорсинг делится на внутренний и внешний. Внутренний аутсорсинг состоит в перераспределении функций внутри бизнес-системы. Это позволяет сохранить контроль над качеством выполнения этих функций. Внешний аутсорсинг выражен в передаче отдельных или взаимосвязанных функций внешнему исполнителю – аутсосеру.

  1. По области деятельности аутсосера

По области деятельности аутсосера выделяют IT-аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов (ВРО – business process outsourcing).

  • IT-аутсорсинг

IT-аутсорсинг состоит в передаче специализированной компании функций, связанных с информационными технологиями. IT-аутсорсинг представлен 8 направлениями: офшорное программирование, обслуживание сетевой инфраструктуры, проектирование автоматизированных бизнес-систем, приобретение в лизинг компьютерного оборудования, системная интеграция, размещение корпоративных баз данных, создание web-сервисов и управление информационными системами. В современных условиях быстрого развития информационных технологий и усложнения работы с ними это направление имеет высокий спрос. Компания-аутсосер, имея штаб высококвалифицированных специалистов, привлекает большое количество клиентов, что позволяет ей экономить на масштабах производства, что в свою очередь снижает цены на предоставляемые услуги. Как отмечают руководители крупнейших зарубежных компаний, IT-аутсорсинг значительно снижает расходы на обслуживание корпоративной IT-структуры.

  • Аутсорсинг бизнес-процессов

Аутсорсинг бизнес-процессов заключается в передаче неключевых бизнес-процессов сторонней организации. Аутсорсинг бизнес-процессов в свою очередь подразделяется на управление персоналом, ведение бухгалтерского учёта, логистику, производственный аутсорсинг, рекламу, маркетинг.


Библиографический список
  1. Аксенов Евгений, Альтшулер Игорь. Аутсорсинг: 10 заповедей и 21 инструмент. М.: Питер, 2009. 464 c.
  2. Михайлов Д.М. Аутсорсинг: Новая система организации бизнеса: Учеб. пособие / Михайлов Д.М. М.: КНОРУС, 2012. 256 с.
  3. Аутсорсинг - это форма взаимоотношений с клиентом // ЗАО «СК Пресс». 2010. URL: http://www.pcweek.ru/business/article/detail.php?ID=82449 (дата обращения 20.10.2014)


Все статьи автора «Однокоз Валерия Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: