УДК 004.45

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОЛОКАЦИОННЫХ СЕРВИСОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Ясинская Юлия Павловна1, Макашова Вера Николаевна2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Студент
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В данной статье раскрывается понятие геолокационного сервиса, выделяются типы геолокационных сервисов, уровни и преимущества их использования. В статье представлен сравнительный анализ российских геолокационных сервисов.

Ключевые слова: геолокационные сервисы, геолокация, лояльность, малый бизнес, маркетинг, мониторинг, развитие, реклама


USE GEOLOCATION SERVICE FOR SMALL BUSINESS DEVELOPMENT

Yasinskaya Yuliya Pavlovna1, Makashova Vera Nikolaevna2
1Magnitogorsk State Technical University. GI Nosov, Student
2Magnitogorsk State Technical University. GI Nosov, Сandidate Pedagogical Sciences, Associate Professor

Abstract
This article explains the concept of geolocation service, geolocation services are allocated types, levels and the benefits of their use. The article presents a comparative analysis of Russian geo-location services.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ясинская Ю.П., Макашова В.Н. Использование геолокационных сервисов для развития малого бизнеса // Студенческие научные исследования. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2014/07/2260 (дата обращения: 12.07.2023).

Жизнь, с географической точки зрения, с каждым днем становится все сложнее – мегаполисы растут, потребности людей все разнообразнее, поэтому в бизнесе, компании, которые будут пользоваться пространством максимально эффективно, добьются успеха. В этом им поможет геолокация.

Последним инновационным трендом Интернет-сервисов являются геолокационные сервисы (Location-based services – LBS). Геолокационные сервисы – это тип информационных и развлекательных услуг, основанных на определении текущего местоположения мобильного телефона или планшета пользователя. Визуализационные возможности современных мобильных телефонов позволяют использовать LBS для решения различных бизнес-задач, навигации и развлечений. Для бизнеса это открывает многообразие новых способов применения геопространственных данных.

Геолокационные технологии находятся в непрерывном развитии. Сегодня можно назвать два основных взаимосвязанных процесса, происходящих в области геолокации: усовершенствование технологий для сбора и анализа геопространственных данных и расширение области применения этих данных в бизнесе. Сейчас большой популярностью пользуются различные программные продукты, нацеленные на определение координат устройства, на которое установлена такая программа. Например, все мобильные телефоны новейшего поколения снабжены функцией определения местонахождения своего владельца. Определяют местоположение пользователя и интернет-сервисы. Для бизнеса геолокационные сервисы открывают многообразие новых способов применения геопространственных данных. Широко используется геолокация в розничной торговле, сфере услуг, телекоммуникации, логистике, банкинге – всем этим отраслям необходима поддержка связи с клиентами и партнерами по географическому признаку. Иногда на основе геопространственных данных компании выбирают тактику развития – расположение банкоматов, отслеживание утерянных банковских карт.

В Россию, технологии геопозицирования пришли несколько позже, чем на развитые рынки Европы и Америки. Но с развитием возможностей сотовых телефонов, количество геолокационных сервисов начало расти, и многие приложения и сайты, связанные с геоинформацией такие, как «Google.Maps» или «ДубльГис» создали портативные версии для смартфонов. Это стало толчком для использования телефона практически как GPRS-навигатора, что в свою очередь положило начало стремительного появления и массового распространения приложений для смартфонов, основанных на геолокации. Для малого бизнеса, такие проекты как раз и представляют наибольший интерес.

С точки зрения маркетинга, геолокационные сервисы это современная ступень перехода бизнеса на новый, конкурентоспособный уровень. Ежедневно люди достают из своих почтовых ящиков рекламные листовки, каталоги супермаркетов и брошюры магазинов одежды. Но потребители, как правило, не обращают внимания на такого рода рекламу. Приложения для смартфонов и планшетов основанные на геолокации помогают сделать рекламу такой, чтобы покупатель сам просматривал ее с интересом, то есть полезной и нужной. Геолокационные сервисы действительно сильно изменили отношение потребителей к рекламе, они перевели ее из категории навязывания, в категорию поиска: когда покупатель сам ищет то, что ему нужно.

У малого бизнеса, зачастую,  не всегда есть возможность рекламироваться по радио и телевидению или арендовать дорогие баннеры – рациональнее фокусироваться на рядом живущих или просто находящихся поблизости людях. Но нужно учитывать, что геолокационные сервисы такого рода эффективны, в первую очередь для заведений, связанных с проведением свободного времени.

Основная роль LBS в бизнесе – привлечение новых клиентов с перспективой перевода их в категорию постоянных. Принцип работы LBS-услуг основывается на знании о том, где и когда находится конкретный пользователь. Обладая такой информацией, предприниматели могут увеличивать клиентские базы. Например, посетителей торгового центра магазины могут приглашать на акции и распродажи, а точки питания на обед, обещая бонусы, подарки и скидки.

Настоящий переворот в маркетинге совершают приложения, позволяющие пользователям «check-in» – отмечаться в местах, которые они посетили, оставлять им оценки и отзывы. Такие приложения предоставляют пользователям таргетированные услуги и рекламу. Сейчас можно говорить о том, что геопространственные данные стали геосоциальными, и сообщают теперь не только местонахождение человека, но и его предпочтениях в еде, развлечениях и шопинге. Пользователи, которые хотят что-то приобрести, могут найти любые интересующие заведения, адреса и часы их работы, посмотреть каталоги, узнать цену, проложить маршрут до места назначения, к тому же участвовать в обсуждении данного заведения с другими пользователями приложения. Получается, что люди скачивают себе такого рода приложения специально для просмотра рекламы, но для каждого конкретного человека она оказывается очень кстати. Медийная и контекстная реклама развиваются и благодаря геолокации в том числе. Сегодня большая часть пользователей смартфонов ежедневно пользуются теми или иными мобильными приложениями, основанными на просмотре и выборе товара или услуги. Для розничной торговли и сферы услуг подобная маркетинговая схема стала источником повышения лояльности клиентов и продвижения товаров и услуг.

Варианты использования геосервисов для продвижения очень разнообразны. Очень часто потенциальные клиенты просто не знают о салонах красоты, магазинах и кафе, которые находятся в ближайшей удаленности от их работы или дома. Данные сервисы позволяют воздействовать на узко таргетированную по географическому принципу аудиторию.

Эксперты J’son&PartnersConsulting уверены, что рынок мобильных геолокационных сервисов в России в период 2013-2014 годы войдет в активную фазу развития. Они отмечают положительные факторы для роста рынка приложений, такие как увеличение числа продаж смартфонов, снижение средней цены гаджетов, улучшение показателей использования мобильного интернета, экспансия смартфонов и широкое проникновение мобильных устройств, приход глобальных игроков на локальный рынок, рост количества планшетных компьютеров. Эксперты уверены, что подобные сервисы и приложения будут восприниматься маркетологами как мощный инструмент увеличения продаж. Было выявлено, что 45% пользователям нравится получать информацию о специальных акциях, проходящих в близлежащих магазинах. Владельцы мобильных телефонов во всем мире поняли, что поделившись информацией о своем местонахождении с ритейлерами,  можно извлечь для себя выгоду. Так, каждый восьмой пользователь в мире делает это в обмен на скидку или специальное предложение. Каждый пятый пользователь подтвердил, что считает рекламу в геолокационных сервисах полезной. Для маркетологов геолокационные сервисы – это возможность предложить потребителю воспользоваться скидкой или акцией в нужное время и в нужном месте, когда для него это будет особенно актуально и удобно [1].

Говоря об областях применения геолокационных сервисов можно выделить следующие уровни их использования [2]:

1)        Информационный – предоставление пользователю информации о ближайших к нему объектах определенной локации.

2)        Социальный – возможность узнать местонахождение других пользователей.

3)        Коммуникационный – возможность зарегистрировать место на кар-те, которое станет доступным всем пользователям, оставить отзыв о посещении места или прочитать отзывы других посетителей, привязать собственный контент к определенному месту на карте (например, фото или текстовое со-общение).

4)        Маркетинговый – возможность использования геолокации как инструмента таргетирования стимулирующих маркетинговых акций, повышения лояльности клиента, взаимодействия с потребителем.

У социальных геолокационных сервисов хороший потенциал для продвижения новых заведений и мероприятий, таких как выставки, ярмарки, концерты. С помощью сервиса можно быстро оповестить людей о прохождении того или иного действия в ближайшей удаленности от них. Некоторые геосервисы предоставляют информацию в виде интерактивной афиши и помогают пользователям определить, куда пойти и чем заняться в свободное время.

С каждым днем маркетинговые компании становятся все более индивидуальными, и наиболее перспективным оказывается использование инновационных сервисов. В какой-то мере, такие приложения стали инструментом таргетирования маркетинговых акций и основой для разработок новых способов взаимодействия с потребителями. Эти инновации действительно сильно повлияли на отношения потребителя к рекламе. Подобная реклама наиболее эффективна для локального бизнеса, диапазон действия которого невелик. Если человеку нужен шиномонтаж, он не поедет на другой конец города. Это же касается, например, химчисток. В них заходят, потому что они рядом. Чтобы узнать о подобных заведениях, посмотреть отзывы о качестве и сервисе обслуживания, потенциальные клиенты используют специальные приложения, где есть вся эта информация. Использование геолокационных сервисов бизнесом приведет к достижению невероятных результатов. При этом их настройка и дальнейшая поддержка не требует особых затрат. Предприниматель ничего не потеряет от их использования для продвижения своих услуг. Такие  приложения гораздо глубже и многограннее, в плане работы с потенциальными клиентами, чем кажется. Поэтому нужно использовать этот шанс в полной мере.

На данный момент рынок полон различными геолокационными приложениями. Все приложения можно поделить на следующие типы:

1)        Навигация (технология нахождения оптимального маршрута);

2)        Гео-метки (маркировки на электронных географических картах);

-     Семейные локаторы (сервисы, которые позволяют отслеживать перемещение детей и других членов семьи посредством их смартфонов);

-     Автотрекеры (сервисы мониторинга транспорта);

3)        Геокэшинг (поиск тайников по GPS-координатам);

4)        Геотеггинг (технология, позволяющая сохранять GPS-координаты места съемки в файле фотографии);

5)        Сheck-in-сервисы (мобильные приложения, поддерживающие воз-можность отметки присутствия в том или ином месте).

Слово «чекин» – это заимствованное английское существительное «check-in», которое, в свою очередь, произошло от глагола «check in» («отмечаться»). Существительное «чекин» преобразовалось в глагол «чекиниться».

Наибольший интерес для бизнеса представляют Сheck-in-сервисы и сервисы Гео-метки.

Сheck-in-сервисы направлены непосредственно на клиентов, их при-влечение, удержание, повышение лояльности, рекламы бизнеса, привлечения внимания клиентов к товарам и услугам кафе и как следствие получение при-были посредством бонусных программ, маркетинговых акций и тому подобное в рамках данного сервиса.

Самыми распространенными Сheck-in-сервисами в России являются Foursquare, AlterGeo, Gvidi, Lokata, Wizee Шопинг, Maptrix, Foodspotting, TripAdvisor.

В таблице 1 представлен сравнительный анализ Сheck-in-сервисов.

Сервисы типа Гео-метки направлены на мониторинг трудовой деятельности персонала и логистических операций (доставка сырья на склад кафе и доставка товара конечному потребителю), влечет за собой такие преимущества как: определение текущего местоположения сотрудников и транс-порта на подробной электронной карте, контроль данных о пробеге и расходе топлива служебных автомобилей, учет рабочего времени сотрудников, работающих вне предприятия.

Самыми популярными геолокационными сервисами данного типа являются МТС «Мобильные сотрудники», GPShome.ru, «Navixy Сотрудники», Philax «Система GPS мониторинга и контроля сотрудников и транспорта», Мегафон «Контроль кадров», Билайн-Координаты.

В таблице 2 представлен сравнительный анализ сервисов Гео-меток.

 

Таблица 1 – Сравнительный анализ Сheck-in-сервисов

Наименование

Область применения

Цена за пользование для

клиента

Цена за пользование

для

руководителя

Количество пользователей в России1

Доступ к сервису

Поддержка операционных систем мобильного приложения

Примечание

Foursquare

Любая сфера деятельности

Бесплатно

Условно бесплатно2

1 000 000

Вебсайт, мобильная версия сайта, мобильное приложение

iOS, Android,

BlackBerry, WebOS, Symbian,

Series 40 и Meego, Windows Phone

-

AlterGeo

Любая сфера деятельности

Условно бесплатно

1 200 000

Вебсайт, мобильная версия сайта, мобильное приложение

iOS, Android, Windows Phone

-

Gvidi

Общепит

Условно бесплатно

1 000 000

Мобильное приложение

iOS, Android,

-

Lokata

Шопинг

Платно3

3 000 000

Вебсайт, мобильная версия сайта, мобильное приложение

iOS, Android, Windows Phone

Сайт компании должен иметь в месяц минимум 20 000 посетителей.

 

Wizee Шопинг

Торговые центры,

Шопинг

Условно бесплатно

100 000

Мобильное приложение

iOS, Android, Windows Phone

Торговые центры многих городов не представлены в приложении

Maptrix

Любая сфера деятельности

Условно бесплатно

200 000

Мобильная версия сайта, мобильное приложение

iOS, Android, Windows Phone

Узкий функционал для бизнеса

Foodspotting

Общепит

Условно бесплатно

15 000

Вебсайт, мобильная версия сайта, мобильное приложение

iOS, Android,

BlackBerry,

Windows Phone

Приложение доступно на английском языке

TripAdvisor

Туризм

Бесплатно/

Платно

-

1 000 000

Вебсайт, мобильная версия сайта, мобильное приложение

iOS, Android,

Symbian,

Windows Phone

Также имеется платная версия приложения с большим функционалом

__________________________________

1По состоянию на 2013 год.

2Размещение баннеров, рекламных информационных материалов о сервисе за счет компании.

3Количество открытий каталога.

 

Таблица 2 – Сравнительный анализ сервисов Гео-меток

Наименование

Цена за пользование, руб/мес.

Необходимое оборудование

Поддержка операционных систем мобильного приложения

Примечание

МТС «Мобильные сотрудники»

195

Смартфон/Планшетный компьютер/GPS трекер

iOS, Android

Тариф «Классический».

Цена указана при подключении от 1 до 5 сотрудников. Широкий функционал.

GPShome.ru

Условно бесплатно

Смартфон, GPS трекер

Android, Windows Mobile, Java

Тариф «Бесплатный».

Подключение до 3 сотрудников, использование   SIM карты “БиЛайн”, приоритетно использование для контроля над транспортом

«Navixy Сотрудники»

Условно бесплатно

Смартфон/Планшетный компьютер/Персональный компьютер, GPS трекер

iOS, Android

Широкий функционал, приоритетно использование для контроля над транспортом

Philax

-

Смартфон

Windows Mobile, iOS

Осуществление тотального контроля, Возможность выбора карт, на основании которых будет происходить мониторинг Yandex maps, либо Google maps, приоритетно использование для компаний с большим штатом сотрудников

Мегафон «Контроль кадров»

350

Смартфон/Планшетный компьютер/Персональный компьютер

iOS, Android

Минимальный функционал

Билайн-Координаты

50

Смартфон/Планшетный компьютер

iOS, Android

Цена указана при подключении от 1 до 5 пользователей.

Не приоритетно использование для бизнеса. Ограниченный функционал.

 

Использование геолокационных сервисов даст малому бизнесу следующие выгоды:

1)        Мониторинг. Например, владелец ресторана или кафе, пронаблюдав за тем, как люди отмечаются в его заведении, то есть за «чекинами», может узнать много полезной информации о своих клиентах: какой контингент людей посещает конкретное место, кто приходит чаще всего, в каком составе его заведение посещают клиенты, в какое время больше всего посетителей и т.д. И, сделав выводы, руководитель может поменять что-то в собственной политике, организовать дополнительные услуги или даже пересмотреть стратегию.

2)        Лояльность клиентов. Поощрение бесплатным напитком, например, самых частых клиентов, либо поощрение за отметки в заведении в определенные дни приведут к увеличению постоянных клиентов, формированию преданности посетителей и развитию интереса у потенциальных клиентов. Некоторые геолокационные сервисы, позволяют взаимодействовать с заведениями на особенных условиях. Например, клиентам различных развлекательных заведений и ресторанов выдают карты постоянных покупателей. В рамках множества геосервисов развита программа по поощрению пользователей и рейтинговая система. Когда пользователь больше других отмечается в каком-то месте, ему присваивается наивысший статус. Это превращает использование сервиса с одной стороны в игру, а с другой поддерживает постоянный интерес пользователей. Бизнес использует эту качественную особенность в своих интересах, поощряя клиентов со статусом подарками. Еще един вариант повышения лояльности клиентов – участие в благотворительности. Компании перечисляют определенное количество средств в благотворительные фонды за каждый «check in» своих клиентов.

3)        Социальный эффект. Люди отмечаются в каких-либо местах, тем самым сообщая другим пользователям о своем местоположении, что, во-первых, станет рекомендацией для посещения, а во-вторых – предложением присоединиться. С помощью «чекинов» уже сейчас у активных пользователей геосервисов формируются «актуальные места сезона» и прочие «надо сходить».

4)        Реклама бизнеса. Отметившись в том или ином месте, пользователь видит на своем экране рекламу и специальные предложения расположенных по соседству мест. Ориентированная на находящихся поблизости пользователей, такая реклама похожа на наклейки на столбах и стенах домов – только, в отличие от макулатуры по стенам, еще не надоедает и не раздражает.

Российский бизнес еще только осваивает возможности геолокационных сервисов. Лишь немногие компании, представленные в геосервисах, проводят регулярную работу с ними, и как любое «непаханое поле» для бизнеса – это реальная возможность обогнать конкурентов. Приложения основанные на использовании геопространственных данных и мобильных технологий дают мощный толчок для развития бизнеса.


Библиографический список
  1. Отчет компании J’son&PartnersConsulting по результатам анализа использования геолокационных сервисов. – Май 2013. – [Электронный ресурс]. URL:http://www.json.ru/poleznye_materialy/free_market_watches/analytics/rynok_dopolnennod_realnosti__geolokacionnyh_servisov_v_rossii_i_mire/
  2. Пирогов В.А. Геолокационные сервисы как маркетинговый инструмент. – Июнь 2012. –[Электронный ресурс]. URL: http://ibusiness.ru/blogs/20740.


Все статьи автора «Юлия Ясинская»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: