УДК 316

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ: ФАКТОРЫ, ПРИЧИНЫ, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Халикова Гульназ Рамилевна
Бирский филиал Башкирского Государственного университета
студентка 3 курса 3 группы Социально-гуманитарного факультета, специальность "Социальная работа".

Аннотация
В статье указываются основные причины и факторы социальной дезадаптации современных подростков, указаны половозрастные, психические особенности подростков, причины стремления к самостоятельной, взрослой жизни, особенности молодежного досуга. Также в статье определены основные принципы работы с социально дезадаптированными детьми, которые необходимо учитывать социальному педагогу в работе с "трудным" ребенком.

Ключевые слова: воспитание, подросток, социальная дезадаптация


SOCIAL EXCLUSION ADOLESCENTS: FACTORS, CAUSES, PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL WORK

Khalikova Gulnaz Ramilevna
Birskiy filial of the Bashkir State University
3rd year student Socio-Faculty of Humanities, Specialty - "Social Work"

Abstract
The paper identifies the main causes and factors of social maladjustment modern teenagers are sex and age, mental characteristics of adolescents, the reasons for seeking to independent, adult life, especially youth leisure. Also in the article the basic principles of working with children socially maladjusted, you need to consider social educator in dealing with difficult child.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Халикова Г.Р. Социальная дезадаптация подростков: факторы, причины, принципы организации воспитательной работы // Студенческие научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2014/06/2228 (дата обращения: 29.09.2017).

В настоящее время проблема социальной дезадаптации подростков затрагивает все больше и больше российских семей. Современная  неблагоприятная культурная обстановка в мире отрицательным образом сказывается на подрастающем поколении – растет число преступлений, совершаемых несовершеннолетними,  с каждым годом «молодеет» алкоголизация населения, среди подростков стало популярным употребление различных психоактивных веществ.

Социальная дезадаптация подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации – нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентаций, утрата социальных связей с семьей и школой, ухудшение нервно-психического здоровья,  увеличение ранней детской алкоголизации, склонность с суициду [1].

Существуют несколько факторов, влияющих на дезадаптированность подростков:  ошибки семейного и школьного воспитания, наследственность, неблагоприятная  политическая и социальная обстановка в стране, личностные особенности ребенка, его ценностные ориентации.

Также дезадаптация связана с половозрастными особенностями подростков. Одновременно с изменениями в эндокринной и нервной системах, изменением пропорций тела у подростка возникает чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, представление себя взрослым. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием подросткового возраста. Чувство взрослости выражается через подражание внешним признаком взрослости – курение, игра в карты, употребление алкоголя, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений. Именно в этот период складывается специфическая установка весело проводить время с соответствующими низкой культуре жизненными ценностями [2].

Досуг подростка существенно отличается от досуга других возрастных групп такими специфическими чертами, как повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамичная смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость, предпочтение проводить свободное время не дома, а в компании сверстников, обостренное стремление к самостоятельности и индивидуальности в выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, формирование молодежных субкультур [3]. Именно в процессе досуговой деятельности подростки включаются в криминогенные молодежные объединения, приобщаются к табаку и алкоголю, перенимают  у новых друзей отрицательные социальные установки.

Организация воспитательной работы с учащимися должна опираться на три основных принципа – гуманизации, сотрудничества и опоры на положительное.  Принцип гуманного отношения несет моральный и этический аспект. Уважительное и гуманное отношение к дезадаптированным несовершеннолетним, исключающее унижение их человеческого достоинства, зачастую играет решающую роль в возникновении у несовершеннолетнего желания изменить свою жизнь и поведение. Очень важно создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. Работая с  подростками, нельзя быть прямолинейным. Необходимо учитывать состояние ребенка, поддерживать с ним доверительные отношения. В этой ситуации необходимо заслужить авторитет подростка, поскольку в этот период дети дружат лишь с теми и доверяют только тем, кого они считают авторитетом, кого они уважают. В случае, если доверительные отношения налажены, подросток будет перенимать поведение, привычки, лексикон, образ жизни своего «кумира». Поэтому социальный педагог должен быть высоконравственным – относиться ко всем с уважением, не допускать хамства и дискриминации, жить по совести, не мстить и не злорадствовать, быть интеллигентным и образованным, общаться с людьми на равных.

Если в социально дезадаптированном подростке найти хотя бы одно положительное качество и в процессе воспитания опираться на него, то таким образом  можно подобрать ключ к ребенку и достигнуть значительных результатов в его реадаптации. Социальный педагог должен выявлять положительное в ребенке(любовь к животным, щедрость, доброта, забота о близких) и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества (лень, лживость, злопамятность), доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.

Таким образом, в воспитательной работе очень важна личность педагога и его умение сотрудничать с дезадаптированными подростками. Воспитательная работа с социально дезадаптированными подростками в целом  должна включать в себя координацию совместных усилий школы, семьи, социальных служб, государственных, правоохранительных органов,  учреждений дополнительного образования. Также необходимо привлечение внимания общества к проблемам  воспитания детей и осознание того, что решить их можно только при условии переоценки ценностей и признании общей заинтересованности за судьбы будущего поколения.


Библиографический список
  1. Технологии социальной работы:[Текст] Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.:ИНФРА-М, 2004. – 400с.
  2. Профилактика девиантного поведения учащихся[Текст]/Под общ. ред.  доктора педагогических наук, профессора Ю.И.Юрички. – Бирск, 1997. – 197с.
  3. Социальная работа: [Текст] Учебное пособие/ Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. –М.: «Дашков и К», 2009. – 364с.
  4. Юричка, Ю.И. Девиантология: конфликты, агрессия, наркомания, лудомания, правонарушения/Ю.И.Юричка, А.Ю.Юричка. – М: «Истоки» , 2005.  -  215с.


Все статьи автора «khalikovagulnaz»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: