УДК 008.001.14

ДОРОГА КАК МОСТ МЕЖДУ РЕАЛЬНЫМ И ВИРТУАЛЬНЫМ МИРОМ В СЕРИИ КНИГ ДЖ. РОУЛИНГ «ГАРРИ ПОТТЕР»

Лобова Ольга Леонидовна
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
студентка историко-филологического факультета, 3 курс

Аннотация
В данной статье речь идет о виртуальном мире, который открывает английская писательница Дж. Роулинг в своей серии книг о Гарри Поттере. Волшебный мир связывается с реальным посредством моста – железной дороги. Роулинг отказывается от метафоры «дорога-жизненный путь» в пользу другой трактовки. Образ пути связывается с переходом в загробный мир, и ученики школы Хогвартс периодично совершают эти переходы.

Ключевые слова: виртуальный мир, Гарри Поттер, метафорика дороги, путь, реальный мир


THE ROAD IS AS A BRIDGE BETWEEN THE REAL AND THE VIRTUAL WORLD IN A BOOK SERIES BY J. ROWLING «HARRY POTTER»

Lobova Olga Leonidovna
Nizhny Novgorod State University named after Nikolay Lobachevsky (Arzamas Branch)
student of historical and philological faculty, 3 courses

Abstract
In this article we are talking about the virtual world, which opens the English novelist J. Rowling in her book series about Harry Potter. The magic world is associated with real through the bridge of the railway. Rowling refuses the metaphor of «a road of life» in favor of other interpretation. Image path associated with the transition to the afterlife, and students of Hogwarts periodically make these transitions.

Рубрика: 10.00.00 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лобова О.Л. Дорога как мост между реальным и виртуальным миром в серии книг Дж. Роулинг «Гарри Поттер» // Студенческие научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2014/04/2205 (дата обращения: 29.04.2017).

Дорога – это один из древнейших образов-символов, значение которого имеет большое количество толкований и трактовок. В литературных произведениях жизненный путь героя, народа или целого государства очень часто аллегорически изображается именно с помощью образа дороги. Мотив дороги символизирует и такие процессы, как движение, поиск, обновление. В значении этого образа есть еще один аспект: путь рассматривается как связующее звено между двумя мирами. В серии книг Дж. Роулинг дорога, понимаемая как мост между двумя мирами,  становится универсальной метафорой. «Универсальные метафоры, которые «рождает « культура и литература, то есть метафоры на все случаи жизни, такие, как, например, «весь мир – театр» (У. Шекспир) или «жизнь есть сон» (П. Кальдерон), позволяют, во-первых, вычленить интересующий читателя фрагмент реальности; во-вторых, расставить акценты, позволяющие определить ценностные ориентиры читателя; в-третьих, создать определенное художественное впечатление». [7, с. 83]

Образ дороги является культурной метафорой. О.М. Фрейденберг определяет природу культурной метафоры как «форму образа в функции понятия» [1, с. 240]. Метафоры этого рода всегда имеют много уровней, «поскольку уже в самом их строении заложено движение от одного смыслового слоя к другому, более глубинному». [7, с. 83] Ряд материальных объектов в процессе культурного переосмысления подвергается метафоризации. В стержневой универсальный концепт культуры перевоплотился и символ дороги.

Такая метафоризация дороги – свидетельство ее духовного «оживания», ее антропологизации. Дорога становится своеобразным показателем взаимоотношений человека с миром, транслятором психологических состояний.

Дорога и человек неотделимы друг от друга, то есть как только пропадает субъект движения, исчезает ее семантическая, эстетическая, функциональная и образно-символическая ценности. «Понятие пути…предполагает существование субъекта движения…отсутствие движения по однажды проложенному пути однозначно аннулированию пространства как такового» [2, с. 60]

Таким образом, дорога превращается в некую культурную «мерку». Она измеряет жизнь и смерть, сопоставляется с разными видами человеческой деятельности (например, познание, творчество), с физическими и эмоционально-психологическими состояниями (старость, любовь, ненависть).

«Дорога явилась в культуре тем пространственно-временным образом, обладающим неистощимыми семантическими потенциями, которые, соединяясь с отвлеченными понятиями, рождал совершенно новые, бесконечно глубокие в смысловом плане, выразительные образования» [3, с. 96]. С помощью образа дороги человеческое сознание способно интерпретировать окружающий мир и свое место в нем. Человек моделирует свое мироздание, разделяя его на две части: реальный мир, тот, в котором он живет, и параллельный мир, иной. Существование человека в этом мироздании определяется его жизненным путем.

С помощью образа дороги человек может познать себя. «В сформировавшихся метафорах Путь спасения, Путь познания, Путь творчества, Путь карьеры, Путь чувства выражаются представления о высшем, сакральном начале, духовном идеале, моральных императивах, гносеологических устремлений, соотношении и значимости духовных и материальных ценностей в бытии человека. Они отражают главную сущностную черту, представляющуюся культурным идеалом – стремлением к созиданию» [3, с.97].

Метафорика дороги имеет дуальную природу. С одной стороны, этот образ помогает человеческому сознанию познать и описать окружающий мир. С другой стороны, образ дороги описывает феномен человека, отражая его внутренний мир.

О двух мирах – реальном и волшебном (виртуальном) – говорит Джоан Роулинг. В своих книгах она создала две плоскости: одна открывается всем, а к другой имеют доступ немногие. Каждый год английским детям, достигшим 11-летнего возраста не позднее 31 августа, присылаются приглашения в школу Хогвартс. Гарри Поттер, равно как и другие герои, до 11 лет жил в реальном мире. Интересно, что Роулинг выбрала именно этот возраст. В 11 лет человек находится в состоянии перехода от детства к отрочеству. Здесь следует обратиться к теории развития личности Н.А.Носова, который утверждал, что личность эволюционирует, переходя от одного уровня или слоя виртуальной реальности к другому. Эволюция проходит в пять этапов, но мы сосредоточим внимание на третьем уровне. Носов помещает на этот этап детей 9-13 лет. В этом возрасте подросток ощущает себя частью молодежной субкультуры и отдает предпочтение именно этой, а не родительской субкультуре. Ребенок начинает выделять и строить личную позицию. Роулинг подчеркивает постепенное обособление, отделение ребенка тем, что Хогвартс – это своего рода интернат, потому что дети видятся с родителями только во время каникул или праздников. Вот почему, находясь ровно в середине третьего уровня,  герои Роулинг получают возможность выбирать между двумя мирами, выбирать путь своего взросления, во-первых, и своего пути, во-вторых.

Следует заметить, что ученики добираются до Хогвартса в два этапа: сначала они проходят барьер между платформами 9 и 10, а потом уже пускаются в путешествие по железной дороге на «Хогвартс-Экспрессе». Исследователь Л.Г. Невская рассматривает дорогу как «разновидность границы между «своим» и «чужим» пространством, мифологически «нечистое» место». [4, с. 228-230] Таковым местом, с религиозной точки зрения, является школа чародейства и волшебства.  Следовательно, все ученики совершают переходный ритуал из мира обычных людей, магглов, в мир волшебников.

Часто дорога сравнивается с путем души в загробный мир, особенно значимый в переходных ритуалах. Она приводит в определенное место, где находит свое проявление высшая сила: судьба, доля, удача человека при его встречах с людьми, животными и демонами. Примечательно, что большая часть всех испытаний и поворотных моментов в жизни Гарри Поттера связана с приближением к платформе-барьеру (начало пути) и замку школы (конечная точка пути).  Так, например, во второй книге «Гарри Поттер и Тайная комната» домовый эльф Добби закрывает для Гарри дорогу в Хогвартс, потому что знает, что в школе находится зло в лице двойника Волан-де-Морта. Добби пытается помешать своеобразному переходу Гарри в другой мир, где того ждет опасность. В шестой книге «Гарри Поттер и Принц-полукровка» Малфой обездвиживает Гарри с помощью заклинания, желая, чтобы он вернулся обратно и не мешал ему. Переход из реального мира в виртуальный не получился бы, если бы не вовремя подоспевшая помощь в лице Полумны Лавгуд. В седьмой книге «Гарри Поттер и Дары Смерти» Гарри погибает от заклятия Волан-де-Морта, и его душа попадает в зал ожидания на вокзале Кингс-Кросс. Роулинг опять помещает своего героя в условия двоемирия и выбора, в каком мире остаться. Символично, что Гарри оказывается там, где началась его жизнь в волшебном мире – на платформе 9 и ¾.

Таким образом, символ дороги активно используется Джоан Роулинг в серии книг о Гарри Поттере. Она отходит от привычного понимания этого знака как жизненного пути героя, акцентируя внимание на другом аспекте. В книгах Роулинг дорога выступает как символ путешествия из одного мира в другой, сопряженный с определенными магическими манипуляциями. Автор представляет дорогу в качестве моста между реальным и виртуальным миром.

По характеру потребления каждого покупателя можно отнести к какому-либо социальному классу, что неизменно учитывается рекламой. Социальный класс – положение в обществе, занимаемое человеком в зависимости от его образования, благосостояния, должности, престижа и тому подобных факторов. Большинство людей стремится улучшить свое положение в обществе, а реклама наделяет товар всеми необходимыми свойствами для того, чтобы человек достиг желаемого эффекта. Стоит купить дорогой костюм, и вы станете выглядетьсолиднее, шикарная машина создаст впечатление богатства – все это не более чем иллюзия, однако, люди продолжают в это верить. Таким образом, реклама транслирует идеологию массовой культуры: «выделяйся, но при этом следуй общим правилам». Современный человек утрачивает свою индивидуальность, ориентируясь на стереотипы.

 

Можно  особо выделить некоторые гендерные стереотипы, широко использующиеся в рекламе. «Гендерные стереотипы – это упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей» [9, с.323].

Самыми  актуальными женскими  стереотипными образами являются:

1.«Домохозяйка» - тип, часто представленный в рекламе бытовой техники, товаров для дома.

  1. «Красавица» - просто красивая, опрятная девушка.
  2. «Мать» - женщина, главная цель которой забота о детях. Этот тип часто представлен в рекламе товара, служащего для облегчения труда женщины  (например, реклама посудомоечной машины со слоганом: «Я – мать, а не посудомойка»).
  3. «Модель» - одета в дорогой костюм и украшения, находится в центре внимания мужчин.
  4. «Деловая женщина» - успешная женщина, добившаяся всего самостоятельно.
  5. «Сексуальный объект» («секси»)  - женщина с минимальным количеством одежды, может рекламировать практически любой товар [10, с. 404].

К числу мужских стереотипных образов следует отнести:

1.«Деловой мужчина» (бизнесмен) – в дорогом костюме, за рулем дорогого автомобиля, в шикарном офисе.

2.«Спортсмен» - мужчина в хорошей физической форме, в рекламе демонстрирует силу или свое тело.

3.«Соблазнитель» - красивый мужчина, непременно в обществе одной или нескольких женщин.

4.«Идеальный муж» - может выполнять в рекламе роль заботливого спутника жены или неряшливого субъекта, создающего трудности для жены.

5.«Потребитель» - мужчина, который в рекламе использует товар, например, брызгает на себя одеколоном. Присутствует во многих рекламных роликах с участием мужчин.

  1. «Любитель выпить» - мужчина, пьющий в рекламе какой-либо алкогольный напиток [10, с. 405].

«Одномерность» человека выражается и в том, что часто в рекламе он поглощен «борьбой» с четко обозначенными рекламистами проблемами: чистящий порошок «уничтожит все известные микробы»; от кариеса поможет новая зубная паста; лекарство избавит от любой болезни и т.д.  Сведенная к минимуму, такая картина действительности особенно четко проявляется в тех рекламных роликах, где главными героями являются члены семьи. В такой рекламе используется так называемый прием драматизации, при котором главный герой поучает неопытную хозяйку, каким порошком лучше стирать, а каким моющим средством эффективнее мыть посуду и т. п. Реклама апеллирует упрощенными стереотипами для  быстроты интерпретации, редко обращаясь к художественным образам, заимствованным, например, из литературной классики.  Между тем, «в образной энергии концентрируется сгусток человеческого переживания, облагороженный художественным видением происходящего» [11, с.17], потому что подлинно «гуманитарная коммуникация порождена духовной активностью человека, потребностью соединения людей. Условиями современной практической деятельности, существованием для других, то есть культурно-нравственными причинами» [11, с. 17].

На подростков реклама оказывает более сильное влияние, чем на взрослых людей, поскольку, чем критичнее человек относится к информации, которую несет рекламный ролик, тем меньше верит ей. Из этого следует, что главным оружием человека в борьбе с вредным воздействием рекламы является критика. Стоит чаще вдумываться в смысл рекламных текстов. Нетрудно будет заметить абсурдность некоторых из них. Также имеет смысл поменьше смотреть телевизор.

Именно телевизионная реклама признана самой распространённым и эффективным способом транслирования рекламы. Еще одна эффективная рекомендация – относится к рекламным роликам с определенной долей юмора и иронии. Следует отметить, что эта мера сейчас все более популярна среди людей: вряд ли сегодня найдется человек, который отнесется со всей серьезностью к многочисленным рекламным обещаниям «непревзойденной чистоты», «естественной белизны» и т.п. Перед тем, как приобрести какой-либо товар, стоит подумать, так ли он вам необходим, или же вы просто находитесь под впечатлением от «сказочно низкой» цены, «эксклюзивности» и «качества» данного товара. Соблюдая эти простые рекомендации можно успешно оградить себя от большого количества ненужных покупок.


Библиографический список
  1. Фрейденберг О.М. Метафора//Миф и литература древности. – М., 1998.
  2. Топорова Т.В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. – М., 1994.
  3. Гусева, Е.В. Культурная единица «дорога»: атрибутивно-семантические свойства / Е.В. Гусева // Автореферат диссертации на соис. уч. ст. к. филос. н. – Нижний Новгород. 2001. Гусева, Е.В. Символико-метафорическая и художественная интерпретация концепта «дорога» / Е.В. Гусева // Эстезис. – Н. Новгорд 2001.
  4. Невская Л.Г. Семантика дороги и смежных представлений в погребальном обряде// Семантика текста. М., 1980.
  5. Статья «Н.А. Носов. Виртуальная реальность»: http://asu105.narod.ru/study/philosophy/theme_13.html
  6. Фандо Р.А., Беганцова И.С., Матвеева Е.В. Человек: биология, психология, культурология. М.: Academia, 2007. 288 с.
  7. Валеева Е.В. Универсализация метафоры в современном социокультурном пространстве // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4 [29]


Все статьи автора «Валеева Елена Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: