УДК 008 (1-6)

ТОК-ШОУ В ПРОСТРАНСТВЕ МЕДИАКУЛЬТУРЫ

Перцева Полина Сергеевна
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
студентка 2 курса историко-филологического факультета

Аннотация
Современные ток-шоу адаптируются к социокультурной ситуации. Потребитель информации сегодня все активнее начинает участвовать в ее создании и интерпретации. В статье дается характеристика отечественных ток-шоу, представлен обзор обсуждаемых проблем, дается анализ аудитории.

Ключевые слова: медиакультура, социокультурные процессы, ток-шоу


TALK SHOW IN AREA OF MEDIA CULTURE

Pertseva Polina Sergeevna
Nizhny Novgorod State University named after Nikolay Lobachevsky (Arzamas Branch)
student 2 courses of historical and philological faculty

Abstract
Modern talk shows are adapted to socioculture situation. Consumer of information today are increasingly beginning to participate in its creation and interpretation. The article makes a characteristic of national talk shows, provides an overview of the discussed problems, the analysis of the audience.

Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Перцева П.С. Ток-шоу в пространстве медиакультуры // Студенческие научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2014/04/2200 (дата обращения: 12.07.2023).

Анализируя телевизионные программы в контексте нынешних культурных процессов, мы обращаем внимание на то, как их форма и содержание приспосабливаются к переменам. «Инновации в медиа объясняются тем, что средства коммуникации вышли на глобальный уровень и образуют сплошное пространство, в которое погружен человек» [3, с. 83]. Его повседневная жизнь на сегодняшний день модифицируется под влиянием Интернета и телевидения. Давний пoтребитель инфoрмации сейчас принимается и за ее создание. Возрастание популярности телепрограмм напрямую зависит от того, каким образом они отзываются на происходящие культурные процессы.

Телевизионный продукт вызывает значительный интерес как исследователей, так и самих зрителей, т.к. становится бесспорным значение средств массовой коммуникации для приобретения взглядов, навыков, умений и опыта. Исходя из этого возникает вопрос о том, как именно функционируют те или иные программы. Желание постигнуть актуальные социокультурные процессы вынуждает заострить внимание на повседневную практику медиа.

Проанализируем подробнее один из видов телепрограмм, ток-шоу. В последнее время их численность на российских телевизионных каналах значительно расширилась. Этот вид программ ориентирован не только на коммуникацию, обсуждение того или иного вопроса, но и на терапию. Здесь обязательно существует проблема, достойная внимания – социокультурных групп, заинтересованных в том или ином вопросе и зрителей, которые с удовольствием готовы воспринять внезапный, увлекательный материал. Ведущие, специалисты и слушатели, находящиеся в студии, обсуждают эти истории, высказывая свои мнения, давая оценки, а зачастую и проговаривают всевозможные сценарии поведения в схожих ситуациях. Как и другие телевизионные передачи, ток-шоу в первую очередь призваны развлекать аудиторию, удерживая ее у экранов.

На сегодняшний день Интернет, в какой-то степени, подавляет телевидение и смещает его от средства массовой информации к средству коммуникации. Набор целей, которые оно перед собой ставит, значительно расширяется. Усложнeние cтроения мира, «многочисленная тождественность» теперешнего человека, многообразие ролей и новый стиль жизни вынуждают творцов медиа текстов пытаться уловить своего зрителя. Необходимость поиска адекватного языка для разговора с аудиторией, все менее склонную потреблять однотипную продукцию, можно рассматривать как вызов телевидению.

Ток-шоу различны, они могут касаться как политики, социальных вопросов, так и личной жизни, интересов. На российских государственных телеканалах, в последнее время, мы замечаем ограниченный репертуар. Заметно снижается количество проблем, о которых может идти речь. В частности, это передачи, работающие с политической проблематикой, сокращаются способы передачи информации, такие как прямой эфир, аналитика. Упор переносится на развлекательные программы, концерты, сериалы, конкурсы, шоу. На эту сферу, направлены основные силы создателей телевизионной продукции. Выбор не случаен, так как в последнее время идет речь о перспективности этого течения, об утомления зрителей от политики и их жажде видеть на экране передачи, которые отражают невзгоды и радости повседневной жизни. Под жизнью понимается все то, что относится к устройству семьи, касается детей, родственников, друзей, вопросов быта. «Неудивительно, что на телеэкране исчезают ток-шоу, посвященные политическим сюжетам (можно вспомнить программу «Свобода слова»). Достаточно ограничен круг шоу, касающихся вопросов интеллектуальной культуры, искусств, социокультурной проблематики («Культурная революция», «Школа злословия», «Умники и умницы»). Такие программы требуют отдельного изучения» [2, с. 85-86]. Кроме этого, следует заметить, что ток-шоу направлены на различную аудиторию. На телеэкраны страны выходили такие программы, которые благополучно создавали имидж среднего класса (нaпример, «Они и мы») или нарoда («Жди меня»), предначертанные подросткам («Дeвичьи слезы») или зритeлям стaршего вoзраста («Сегодня вечером», «В наше время»), ориентированные на значительны эпатаж («Пусть говорят»), продержавшийся в эфире сразу несколько сезонов подряд («Дом-2»). Обсуждаемые здесь вопросы – это различного рода трудности, спорные эпизоды, ситуации, которые требуют немедленного вмешательства и последующего решения. Ток-шоу в данном случае представляет человека социального. Потенциально проблемные зоны представлены личной жизнью, семьёй, работой. В первую очередь заинтересованность проявляется к сфере взаимоотношений между людьми. Характерные тезисы, как в прочем и персонажи, обязаны быть в принципе знакомы каждому. Неплохо, чтобы на их счет у большего количества зрителей, имелись суждения, которые были сформированы на основе телепередач, фильмов, журнальных статей, романов и т. д. Всевозможные положения и мнения на этот счет замкнуты и отсылают к медийной реальности. Чаще всего это ситуации, увиденные глазами женщины: Как наладить отношения с будущей свекровью? Как вести себя, чтобы понравится мужчине? Как правильно делать сюрпризы? Как стать хорошей хозяйкой, оставаясь при этом обаятельной и привлекательной? Существует ли совместимость между знаками зодиака? Как выйти замуж? Узнать ответы на эти и другие вопросы, а главное найти жениха вам поможет ток-шоу «Давай поженимся» и его ведущая Лариса Гузеева.

Все проблемы из жизни героя выносятся на открытое обсуждение, с последующим детальным проговариванием. Советы и решение назначенного вопроса должны выноситься сообща, посоветовавшись с группой поддержки, одобряющей, поддерживающей или осуждающей участника истории. В подобных передачах складывается образ, в котором режимы старых добрых времен (к которым телевидение на данный момент относится с ностальгией) безусловно, сочетаются с новоиспеченными контрактами медиакультуры. «Желание соединиться с другими людьми на разных уровнях приводит к возникновению сложного мифологизированного электронного пространства, в котором нет столь незначительной детали, чтобы она не заслуживала описания, нет такой личной истории, чтобы она не могла быть рассказана для всех» [1, с. 74]. Презумпция «всех» увеличивается тем, что в студии обязательно находятся представители разных поколений.

Ток-шоу направлено на рассмотрение проблемы с разных взглядов, позиций, т. е. непредвзято. Качество объективности, в данном случаи, достигается путем озвучивания разносторонних, предпочтительно противоположных точек зрения, а затем уравновешивания ведущего всех вытекающих из этого последствий. Как правило единственного правильного ответа мы не наблюдаем, и аудитория длительное время перебирает всевозможные варианты. «При этом обсуждению вопроса в таких программах свойствен отказ от анализа проблемы. Знание о проблеме вытесняется мнением, построенном на эмоциях, набором готовых суждений. Участники программы, обмениваясь репликами, воспроизводят не слишком широкий репертуар клише, который складывается из оценок («Вы молодец» или «Она поступила дурно»), речевых штампов («если у вас ушла жена к другу – неизвестно, кому повезло»), пословиц, выражающих народную мудрость («стерпится – слюбится», «не рой другому яму» и т. п.)»  [3, с. 93].

В то же время в программах сравниваются разнообразные источники знания так что и соображения звезд-экспертов, и шаблонные представления, и многочисленные высказывания специалистов, располагают одинаковым весом, непротиворечиво совмещаются друг с другом и формируют корпус инструкций к действию, из которого всякий волен извлекать то, что ему по нраву. (Например, в одном из выпусков ток-шоу «Давай поженимся» среди экспертов присутствует астролог. Её оценки, безусловно, соответствуют заявленным специализациям, но варьировались они лишь в рамках повседневного, обыденного, житейского разговора: «Мы никогда не сможем постигнуть женскую психологию до конца». – «Это потому что Вы -Овен. …Если Вам встретится Козерог, то …» и т. д.).

Ток-шоу, посвященные обыденности и повседневному быту, заставляют «помочь человеку раскрыться, взглянуть на жизнь и свои проблемы под другим углом, найти выход из сложившейся ситуации» [4]. При этом большое внимание уделяется рассказчику. «Здесь предпринимается попытка снять устойчивую оппозицию между разумом и чувствами, предложить человеку руководствоваться и головой (рациональными доводами и здравым смыслом – «нужно немножко включать и разум»), и сердцем (переживаниями, эмоциями, страстями). Зачастую, сами создатели шоу относят это к женским взглядам и мотивируют это тем, что женщины составляют большинство аудитории на ток-шоу.

Участники программ герои и героини могут отрицать продолжительную аргументацию, отдавая предпочтение объяснять свои поступки такими соображениями как «мне это не нравится», «я так чувствую» «так хочется», они не пытаются быть чрезмерно логичными в суждениях. Исходя из этого смысла послание ток-шоу заключается в том, что у чувств и ощущений есть свой когнитивный статус и что они дозволяют человеку действовать и познавать. В числе некоторых программ, данная мысль прослеживается благодаря преувеличенному количество бурных чувств, эмоций, которые выходят за рамки принятых норм. Неконтролируемые слова, жесты, которые мы можем видеть на экранах, прямое свидетельство о подлинности душевных переживаний, что и определяет сущность самого человека.

Именно в российских ток-шоу примечательно, что культура проговаривания собственного животрепещущего опыта малоразвита. Определенные штампы облечения событий, дают медийные тексты, в частности сериалы. Но они, как известно, употребляют условный язык латиноамериканских «мыльных опер», или же страдают свойственным большому количеству отечественных сериалов безъязычием. Вследствие этого, когда настаёт внезапный момент выражения своих чувств героям, ведущим, и многим экспертам зачастую случается непросто отыскать ту самую меру для обозначения переживания и подобрать для него приличные слова. В результате чего, изысканным приемом становится так называемое «выжимание» ярких эмоций у героев программы и их «потребление» находящейся аудиторией в студии и конечно же зрителями.

Свойственная черта ток-шоу заключается в том, что именно здесь, проблемы не взирая на объем и сложность анализируются и рассматриваются как решаемые. Немаловажен подтекст подобных программ – все ситуации, в которых оказывается человек, безусловно, имеют тот или иной выход. Порой это тесно связано с преуменьшением серьезности вопроса, однако так происходит не всегда. Текстовый пласт массовой культуры отличается назидательностью, ток-шоу довольно-таки склонны к дидактике. Они так или иначе учат человека вести себя подобающим образом, так, чтобы это было терпимо для социума. Вследствие этого в них намечены нравственные ориентиры, представления «добра» и «зла» прописаны довольно ясно, и не приходится ни на чуть сомневаться, что в конечном итоге справедливость восторжествует, а исчадье порока будет наказано.

Таким образом, ток-шоу объединяет элементы привычных связей человека и медиа (авторитет и власть СМИ) с новейшими принципами обращения с виртуальной средой (интерактивностью, воздушностью вступления в медиа, беспрерывностью коммуникации). В них фиксируются традиционные способы установления нормы, но при этом происходи апробация более свободных стилей жизни либеральной культуры и определяются всё новые и новые проблемы, одна из которых – стирание рубежей между частным и вынесенным на всеобщее обозрение.

В отечественных ток-шоу ведется поиск своеобразных подходов и форм представления сюжетов. Тем не менее, в них пока не обнаружены новейшие способы изъясняться со зрителями 2000-х годов, употребляя ресурс множественности имеющихся в окружении цивилизованных, развитых языков.

Нынешнее общество в России, оказывается совсем неизвестным самому себе. «Из каких микро групп оно складывается, какие способы выстраивать повседневную жизнь есть у их представителей? Как культурные значения, ценности, проблемы для них актуальны? Какие факторы влияют на самоидентификацию человека? Иными словами, кто такие «мы»?» [3, с. 100] Возможности телевидения для разговора на эти темы очень велики, но используются в недостаточной мере. Думается, что ток-шоу способны предложить зрителям ответы на поставленные вопросы. Их формулирование позволило бы уйти от шаблонных «женщин» и «мужчин», «подростков» и «пенсионеров» и дало бы возможность более непосредственно обратиться к зрителю. Окликнуть его так, чтобы он различил голос медиа, адресованный ему самому

Телевидение как институт идет навстречу исходя из желаний зрителей со своими правилами и властью, но делает это нехотя, со значительными обмолвками. В наши дни задача обращения к всевозможным социокультурным группам с их вопросами и на их языке, по-прежнему откладывается до следующего раза. «Выявление смыслового потенциала в аудиовизуальном эфире позврляет рассматривать окружающий мир как особый гуманитарный текст, требующий навыков своего постижения и определенных усилий для коррекции в направлении, выработанном человечеством» [5, с. 101].


Библиографический список
  1. Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля // Массовая культура: Современные западные исследования. [Текст] / Л. Гриндстафф. -  М., 2003
  2. Зверева В.В Дискурсы «знания» на российском телевидении. [Текст] / В. Зверева // Режим доступа: http://magazines.russ.ru
  3. Зверева В.В. «Настоящая жизнь» в телевизоре. Исследования современной медиакультуры [Текст] / В. Зверева. – М., 2012.
  4. «Информационное агентство «Студия-41» // Режим доступа: http://www.studio-41.com
  5. Фортунатова В.А., Валеева Е.В. Гуманитарная синергетика в системе образовательных технологий // Международный научно-исследовательский журнал. Часть 5. № 7(14) 2013. – С. 100-102.


Все статьи автора «Валеева Елена Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: