УДК 65.015

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ МОТИВАЦИИ В СЕТИ РЕСТОРАНОВ БЫСТРОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Михайлова Дарья Петровна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Мотивация является одной из важных функций в менеджменте, от нее зависит сотрудничество персонала и его качественная работа в целом. Мотивация движет сотрудником, направляя его в нужное русло с целью повысить его качество работы, а, следовательно, повысить производительность труда компании. В настоящее время рассматриваемая сеть ресторанов является крупнейшей сетью ресторанов быстрого питания. Для достижения высоких целей компания заинтересована в том, чтобы сотрудники были мотивированы на работу с полной отдачей.

Ключевые слова: мотивационные теории, мотивация, мотивирующие факторы, производительность труда, человеческий ресурс, эффективность работы


ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE FUNCTION OF MOTIVATION IN FAST FOOD RESTAURANTS

Mikhaylova Darya Petrovna
National Research University ''Higher School of Economics''

Abstract
The motivation is one of important functions in management, cooperation of the personnel and its high-quality work depends on it as a whole. The motivation moves the employee, sending him to the necessary course with the purpose to increase its quality of work, and, therefore, to increase labor productivity of the company. Now the corporation is the largest network of restaurants of a fast food. For achievement of the high purposes the company is interested in that employees were motivated for work wholeheartedly.

Keywords: efficiency, human resource, motivating factors, motivation, motivational theory, productivity


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Михайлова Д.П. Анализ реализации функции мотивации в сети ресторанов быстрого обслуживания // Студенческие научные исследования. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2014/03/2184 (дата обращения: 29.04.2017).

В условиях рыночной экономики организации испытывают необходимость в совершенствовании работы, ориентируясь на законы рынка, постепенно приспосабливаясь к меняющейся рыночной ситуации. Поэтому основная задача организаций – эффективная организация труда,  с максимально полезным использованием человеческого фактора. Мотивация– решающий фактор результативности производительности работников. Мотив– то, что побуждает к деятельности, причина труда. Потребность – осознание индивидом нехватки чего-либо. Потребность является мотивом к деятельности. Мотивация, в первую очередь, определяет потребности, побуждающие человека к деятельности.

Одной из важнейших проблем для любой организации является повышение эффективности и продуктивности деятельности. Увеличение продуктивности и эффективности деятельности должно быть достигнуто не только с помощью применения современных технологий, но и путем создания положительной мотивационной среды в организации. Позитивная мотивации рабочего персонала с большей вероятностью будет способствовать процветанию компании. Данный фактор в менеджменте является важным и неизбежным, который зиждится на нескольких элементах, среди которых заработная плата и вознаграждения. Доказано, что без удовлетворения потребностей сотрудники не будут мотивированы на работу. Отсутствие мотивации скажется на снижении производительности труда и отсутствии у персонала желания работать. В ресторанах быстрого питания, как “Макдоналдс”, удовлетворение клиента является важным фактором, и как уже было сказано, мотивация здесь играет важную роль, так как высокий уровень обслуживания клиентов может быть достигнут только тогда, когда сотрудники мотивированы и удовлетворены своей работой. Фаст-фуд индустрия считается конкурентоспособным сектором: успешная мотивация сотрудников, может быть одним из факторов, которые обеспечивают “Макдоналдс” конкурентное преимущество. Для того чтобы оставаться конкурентоспособной, компания разработала программы и стратегии для мотивации сотрудников. В результате, на примере данной корпорации можно проследить успешное организационное поведение. Таким образом, мною будет проведено исследование реализации функции мотивации в данной организации.

Объект исследования моей работы – всемирно известная корпорация “Макдоналдс”. Предмет исследования – действующая система мотивации в организации.

Цели моего исследования:

·                   проанализировать реализацию функции  мотивации в корпорации “Макдоналдс”;

·                   найти возможные решения для совершенствования мотивации в компании;

·                   изучить теорию мотивации в компании, основываясь на теорию мотивации Ф. У. Тейлора;

·                   рассмотреть систему мотивации с точки зрения иерархии мотивов А. Маслоу.

Актуальность моего исследования обусловлена тем, что эффективная работа любой корпорации всегда напрямую зависит от заинтересованности ее работников в качественной работе. Чем больше они будут удовлетворять свои потребности, тем больше будет их отдача в работе.

Стиль руководства в Макдоналдс

В неофициальной обстановке подчеркивается дружелюбное отношение руководства с сотрудниками. Руководство своевременно решает возникающие проблемы, заботится о своих сотрудниках, существует равновесие между лидером и его подчиненными. Поведение лидера ориентировано на управление командой. Согласно теории “Путь-цель”, выполняя задачи, которые можно охарактеризовать как повторяющиеся, нетрудные и порой механические, сотрудники испытывают потребность в установлениях связи и коммуникации[9]. Следовательно, идеальный лидер – это  руководство, которое заботится о сотрудниках и делает их работу благоприятной. В целях обеспечения эффективности и качества работы, лидер должен приложить некоторые усилия для удовлетворения потребностей своих сотрудников. Это может проявляться в виде прямой помощи, слова ободрения, но ни в коем случае это не наказание за нежелательное поведение. Сотрудник, которого будет пытать страх за возможный штраф или выговор, не будет приносить прибыль организации.  Поведение руководства в “Макдоналдс” следующее: “Задача проста. Корпорация предоставляет сотруднику ресурсы для работы. Сотрудник должен выполнять свои обязанности должным образом. Руководитель всегда рядом, для того чтобы помочь в случае необходимости ”. Именно такое поведение оказывается благоприятным для работы сотрудника. “Макдоналдс” придерживается политики трех К[3]: координация, кооперация и контакт. Благодаря контакту все сотрудники находятся в курсе дел ресторана в данный момент. Они четко знают, что им необходимо выполнить в данный момент или в случае непредвиденных ситуаций. Кооперация заключается в присутствии командного духа. Координация – способ организации деятельности людей и четкий контроль за ними во время смены.

Мотивирующие факторы

Сплоченный коллектив

Успех “Макдоналдс” обусловлен, в первую очередь, талантливой командой сотрудников. Они достигли успеха благодаря простому фундаменту, но решающую роль сыграл все же коллектив. Люди – наиболее важный ресурс любой организации, они обеспечивают взаимодействие финансовых, технологических и других ресурсов.

Сама корпорация утверждает, что одной из ее задач является привлечение, удержание и развитие талантливых людей на всех уровнях[6]. Руководство “Макдоналдс” понимает, что финансовое вознаграждение не может являться единственным поощряющим фактором организации, поэтому существует много нефинансовых мотивов, которые направлены на удовлетворение потребностей сотрудников, таких как его признание, участие в принятии решений, самореализации, личностный рост и другие.

Как было сказано выше, компания процветает за счет логической интеграции человеческих ресурсов. Компания придерживается принципа: “Человек делает результат”. Сотрудничество играет большую роль, так как работа в “Макдоналдс” основана на группах и командах. Каждый сотрудник по цепочке полагается на своих коллег, в итоге, все сотрудники участвуют в достижение общего результата, каждый привносит свою долю в работу целой команды. Сотрудников нижнего порядка следует отнести к функциональной команде[7]. Деятельность членов этой команды сфокусирована в одной сфере, и если они покидают свой пост, деятельность вышестоящих звеньев будет неэффективной. В результате команда является последовательно взаимозависимой[7]. Все сотрудники – большой дружный коллектив, в котором каждый готов помочь друг другу, поскольку все они имеют общую цель – выполнить свою работу качественно и быстро. Без работы одного сотрудника вся команда теряет мотивацию и терпит крах в своей деятельности. “Макдоналдс” придерживается четырех простых принципов в управлении персоналом:

1. Компания разрабатывает разные системы мотивации для каждого своего подразделения;

2. Персонал должен иметь четкие и достижимые цели;

3. Цели должны меняться хотя бы раз в пол года. Например, вначале сотрудник изучает количество клиентов, затем он исследует количество постоянных клиентов, затем анализирует увеличение продаж бизнеса. Этот метод дает возможность раскрыть все способности сотрудника;

4. Увеличение заработной платы должно быть разумным. 

“Работник месяца”

В организации производительность работника измеряется  его эффективностью.  В ресторанах действует программа “Работник месяца”, этой чести удостаиваются работники, показавшие наилучший результат в течение месяца. Например, это может быть уборщик, который начинает чистить кухню раньше или же менеджер, придумавший новую концепцию развития или разработавший новый продукт или услугу. “Работник месяца” – типичный пример того, как компания мотивирует своих сотрудников, награждая их призами[5].

Благоприятная обстановка

По моим наблюдениям, целью корпорации является постоянное привлечение новых сотрудников. Для этого она старается стать лучшим работодателем в своей сфере. Основной мотивацией можно считать тот факт, что работа в “Макдоналдс” представляет собой спокойную среду и не является чересчур напряженной. Пребывая в “Макдоналдс” нельзя увидеть раздраженных сотрудников, напротив я наблюдается такая картина: каждый сотрудник выполняет свою работу, временами общаясь со своими коллегами. Очевидно, что у сотрудников не существует страха перед вышестоящими по должности менеджерами. Дафт объясняет это тем, что страх может ослабить доверие и связь и, как правило, будет создавать препятствия для повышения продуктивности и эффективности компании, в результате работник будет не мотивирован на качественную работу[7].

Социальные возможности

Другим возможным мотиватором можно считать социальные возможности. Как отмечалось выше, сотрудники работают в неформальной обстановке, где они могут общаться во время работы, предоставляется возможность для знакомства с новыми людьми и для развития дружеских отношений. Работники считают свой коллектив второй семьей, коллектив всегда радушно принимает новых сотрудников.

Гибкий график

Предельно ясно, что работа в сфере фаст-фуда неприятна, плохо оплачиваема, обычно временная. Основным персоналом “Макдональдс” являются студенты, для которых эта работа оказывается первой для обеспечения своей жизни. Они не заинтересованы в полном рабочем дне и в гарантированных трудовых отношениях. Одной из важных причин, объясняющей тот факт, что большинство студентов предпочитают работу именно здесь, то, что работодатель предоставляет работу по гибкому графику. Опыт работы в Макдональдс является основой для будущего  трудоустройства. Люди со всех сфер деятельности именно здесь начинают свою карьеру, а, получив опыт работы, смело переключаются на другой вид деятельности. Каждый сотрудник может выбрать для себя определенные часы работы, что помогает найти баланс между учебой и работой без возникновения конфликтных ситуаций. Это расширяет права и возможности сотрудников, потому что они имеют такое же право голоса в их графике: повышается моральный дух команды, сотрудник уважает своего работодателя[7]. Кроме этого, у сотрудника, успешно прошедшего испытательный срок, наряду с “белым значком” повышается почасовая ставка на 15 процентов. Работа в “Макдоналдс” помогает студентам не только обеспечивать себя в финансовом плане, но и удовлетворять потребность в приобретении новых навыков, которые могут помочь им реализовать себя в своей будущей профессии[8].

Бесплатные обеды и рабочая одежда

Стоит отметить тот привлекательный фактор, как бесплатные обеды , предоставляемые компанией своим сотрудникам. Кроме того, в некоторых случаях работники могут получить бесплатные билеты в кино и поездки.

Корпорация предоставляет своим сотрудникам рабочую униформу. Сотруднику не нужно ломать голову над тем, в чем пойти на работу, от него требуется лишь содержать эту форму в надлежащем виде.

Возможность выбора места работы

У сотрудника есть возможность выбрать для работы определенный ресторан “Макдоналдс”, как правило, ближе к дому. Способствует этому большое количество ресторанов “Макдоналдс”, однако это относится лишь к крупным городам.

Карьерный рост

Также дополнительным мотиватором являются возможности карьерного роста. Именно здесь любой сотрудник может достичь карьерного роста. Причиной тому является быстрая текучесть кадров и открытие новых ресторанов. Повышения добиваются те, кто успевает заниматься  одновременно несколькими задачами. Так, если сотрудник помогает своему коллеге, то велика вероятность его быстрого повышения, то есть необходимо обладать не только таким качеством как трудолюбие, но и быть коммуникативным. Если сотрудник остается в организации на протяжении длительного времени, у него есть много шансов получить повышение по службе. Ниже мною приведена иерархия должностей в корпорации “Макдоналдс”: 

Программа поддержки образовании. Стипендия для студентов

“Макдоналдс” ежегодно проводит программу поддержки образования. Все, что требуется от сотрудника, это быть студентом, иметь хорошие оценки в своем учебном заведении и работать в организации не меньше года. В 2013 году размер стипендии составила около 15-20 тысяч[1].

Бесплатное обучение

“Макдоналдс” гарантирует обучение сотрудников на всех уровнях. Новые работники проходят бесплатное обучение, что есть не во всех организациях. Обучение - хороший способ получить не только новые навыки, но и пообщаться с будущими коллегами.

Работа, доступная каждому

В то время как для большинства работа в “Макдоналдс” считается временной, для некоторых лиц это единственный способ заработка(для обедневших слоев населения, эмигрантов и для лиц без образования).

В компании ценятся все:  не существует препятствий при  устройстве на работу для людей с физическими недостатками или для людей различных культур и национальностей.

Работа в ночную смену

Как известно, “Макдоналдс” работает круглосуточно.  Почасовая ставка работников ночной смены на 40 процентов больше ставки их коллег, работающих днем. Работа ночью дает больший доход и расширяет временные возможности сотрудника, однако в большинстве случаев отрицательно сказывается на здоровье сотрудника.

Социальная защищенность

Следующий мотивирующий фактор – социальная защищенность.  Работник оформляется на работу в соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации и  имеет право обладать большой частью льгот[2].К тому же, компания не взыскивает никаких денежных штрафов за порчу имущества. Более того, компания оплачивает сотрудники прохождение медосмотра при устройстве на работу.

Система выплаты премий

Важный мотивирующий фактор – выплата премий. Так, ежеквартальная премия зависит от оценки сотрудника за его проделанную работу, во время проведения аттестации работников, менеджеры просматривают все достижения работников, дисциплинированность, наличие нарушений в ходе работы. В итоге работнику выставляется оценка и в соответствии с ней начисляется премия.

Мотивационные теории на примере “Макдоналдс”

Маслоу была выдвинута теория, что человек имеет 5 видов потребностей: потребности физиологические, в безопасности, в принадлежности, в признании и самовыражении. Потребности физиологические и в безопасности были отнесены к потребностям нижнего порядка, а остальные к высшему. Разница между двумя порядками в том, что первые удовлетворяются такими вещами как заработная плата, а вторые – достижения самого индивидуума. Для большинства работников основной целью является удовлетворение низших потребностей. Компания “Макдоналдс” применяет три составляющие для мотивации: поддержку финансовую, нефинансовую и социальную. Все три фактора описаны в теории мотивации Маслоу. Однако Маслоу утверждает, что все эти потребности должны быть удовлетворены один за другим последовательно. Хочу отметить, что в данной организации эффективность работника возрастет только в том случае, когда все потребности будут удовлетворяться одновременно. С точки зрения иерархии Маслоу, сотрудник обеспечивает основные потребности, такие как безопасная среда, в которой они имеют возможность заработать деньги и удовлетворить свои физиологические потребности[7]. С точки зрения теории Тейлора, менеджеры McDonald`s управляют по инструкции[10]. Они дают указания сотрудникам, указывая им на то, что следует сделать, тем самым, снижая мышление подчиненного и медлительность. Здесь действия сотрудников являются инструментами.

Стоит отметить такие ошибки в мотивации сотрудников “Макдоналдс”, как:

·                   Сотрудники не несут ответственность за эффективность использования технологических и материальных ресурсов;

·                   Управляют подразделениями в компании сотрудники, не имеющие достаточно высокой квалификации;

·                   Высокая текучесть кадров.

Несмотря на то, что “Макдоналдс” имеет хорошую репутацию благодаря своей качественной организации труда, все же в ней присутствуют недостатки. Поступивший на работу сотрудник будет иметь возможность для карьерного роста лишь через 3 года. Притом кандидат на повышение по должности должен пройти курс лекций, написать тестовую работу, и лишь тогда будет рассматриваться вопрос о его повышении. 3 года– большой срок, уместнее было бы обозначить его в рамках 1 года.  Также корпорации стоит увеличить свой престиж как работодателя.  Известно, что работа в “Макдоналдс” непрестижная, поэтому компании следует проводить различные акции для саморекламы. Решить проблему неквалифицированной рабочей силы следует путем выделения средств для проведения профессионального обучения сотрудников компании. Немаловажно разработать проект профессионального развития персонала и закрепить положение о премировании.

Качественная система мотивации способна улучшить или же ухудшить положение организации. Применяя современные методики в управлении, можно оказать эффективное воздействие на каждого сотрудника организации.

“Макдоналдс” является транснациональной организацией. Некоторые оценивают ее как источник быстрой и дешевой еды, другие как ресторан низкого качества, в котором работают неквалифицированные сотрудники. Тем не менее, компания имеет хороший имидж, который включает в себя качественное обслуживание и быстрый производственный процесс, который обеспечивают современные технологии. С точки зрения руководства, “Макдоналдс”   имеет сильную среду для развития лидерства. Для тех, кто готов работать много и качественно, существую реальные способы для карьерного роста. Компания имеет эффективную систему мотивации, которая повышает трудоспособность сотрудников а, следовательно, и производительность компании. Руководство применяет конкретные методы на основе теорий мотиваций. Так, применив процедуру сборочной линии в приготовлении пищи, “Макдоналдс” обеспечил стандартное качество продукции и высокую производительность. Управляется персонал с помощью экономических, административных и сoциально-психологических управленческих методов.

В ходе исследования было выяснено, что сотрудники знаменитой сети ресторанов быстрого питания работают эффективнее, когда на них не оказывается сильное давление и отсутствует жесткий  контроль со стороны руководства. Исследование показывает, что подавляющее большинство сотрудников не видят работу в McDonald`s как будущую профессию из-за плохих трудовых отношений, низкого уровня заработной платы.

 


Библиографический список
  1. Инвестиции в будущее: определены стипендиаты «Макдоналдс» 2013 года(электронный ресурс)URL:http://mcdonalds.ru/news/education (дата обращения 15.01.14);
  2. Компенсации и льготы (электронный ресурс) URL:http://rabotavmcdonalds.ru/vacancy/496/ (дата обращения:16.01.14);
  3. Краткая характеристика ОАО “Макдоналдс”(электронный ресурс) URL: http://www.managfine.ru/mfines-369-1.html (дата обращения: 20.01.14);
  4. Макдоналдс в России (Электронный ресурс) URL:http://rabotavmcdonalds.ru/about/516/  (дата обращения 12.01.14);
  5. Программы и мероприятия (Электронный ресурс) URL:http://www.rabotavmcdonalds.ru/why/514/ (дата обращения 14.01.14);
  6. ContinuingOurJourney (Электронный ресурс) URL:http://www.crmcdonalds.com/publish/csr/home/about/Employment_Experience.html (дата обращения:14.01.14)
  7. Daft R. L., Lane P. G. The Leadership Experience+ Infotrac. – CengageBrain. com, 2008
  8. Lucas R., Lammont N. Combining Work and Study: an empirical study of full‐time students in school, college and university∗ //Journal of education and work. – 1998. – Т. 11. – №. 1. – С. p.41-56
  9. Northouse, P. (2007). Leadership: Theory and Practice. Thousdand Oaks, CA: Sage Publications, Inc. p. 134
  10. Taylor F. W. Scientific management. – Routledge, 2013.


Все статьи автора «Михайлова Дарья Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: