Для рассмотрения данной темы, надо начать с определения, что же является алкогольной продукцией и каким законом регулируется. В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ (последние дополнения 2.11.2013 гг.) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» используется следующая формулировка- «алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды продукции, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристые вина (шампанские), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха».
До 2010 года алкогольный рынок Российской Федерации- показывал стабильный прирост и занимал одну из лидирующих позиций в сфере развития экономики за счет увеличения производственных объёмов и потребления продукции. Тем самым, вызывал интерес со стороны иностранных и отечественных производителей и инвесторов.
Прежде всего, стоит начать с производства этилового спирта, т.к. это является основным продуктом для производства крепкого алкоголя. Спиртовая промышленность в современных условиях обладает высокой степенью автоматизации технологии производства. Получаемый из бражки спирт производят в основном двумя способами: во-первых- ректификацией, во-вторых-перегонкой. В 2013 г. спиртовые предприятия произвели на 6,3% меньше по отношению к 2011 г. Из данных представленных в таблице 1, четко прослеживается тенденция сокращения производства этилового спирта в Российской Федерации. Значительно превысил объёмы выпускаемой продукции, только Приволжский федеральный округ, плюс 50% в 2013 г. по отношению к 2011 году. Данные показатели не случайны, т.к. в шестерку лидеров входят два холдинга из Приволжского округа: «Татспиртпром» и «Башспирт». «Татспиртпром» в 2013 году поднялся на третье место среди производителей этилового спирта, плюс 35,6% к показателям 2012 г. «Башспирт» остался на шестом месте и снизил показатели на 6,5% за год. И это неплохой результат, т.к. лидеры «Русский стандарт» и «Синергия» уменьшили объемы производства на 27,2 % и 10,4 % соответственно.
Таблица 1. Объёмы производства этилового спирта в России
Наименование субъекта |
Произведено, тыс.дкл. |
||
2011г. |
2012г. |
2013г. |
|
Центральный федеральный округ |
70445,3 |
58610,1 |
57388,9 |
Северо-Западный федеральный округ |
29482,9 |
29017,5 |
26951,8 |
Южный федеральный округ |
32798,5 |
29145,2 |
26061,1 |
Северо- Кавказский федеральный округ |
25537 |
26361,6 |
24753,3 |
Приволжский федеральный округ |
24808,3 |
32662,1 |
37345 |
Уральский федеральный округ |
3892,9 |
4138,9 |
3835 |
Сибирский федеральный округ |
19835,4 |
22209,6 |
17226,2 |
Дальневосточный федеральный округ |
2644,6 |
2629,2 |
2662,2 |
Российская Федерация |
209444,9 |
204774,2 |
196223,5 |
По данным статистического сборника «Основные показатели характеризующие рынок алкогольной продукции в 2010-2013 годах». Обращает на себя внимание, ежегодное сокращение продаж водки в итоге за 4 года минус 11,7% и 15694,8 тыс. дкл. и слабоалкогольные напитки минус 20,9% и 6654,4 тыс. дкл. Основные причины сокращения продаж водки- увеличение минимальной цены в розничных продажах, ограничение времени реализации и рынок контрафакта.
В 2010 году минимальная цена за бутылку водки 0,5л. составляла 89 рублей. В 2011 году уже 98 рублей. В 2012 г.- 125 рублей. С 1 января 2013 года минимальная цена возросла на 36% и реализовывалась в розничной продаже не ниже 170 рублей за 0,5 литра. В 2014 минимальная розничная цена на водку корректировалась два раза. С 01.01.2014- 199 рублей, плюс 15% и с 01.07.2014- 220 рублей, далее в 2015 году минимальная цена должна была возрасти до 250 рублей. Но вмешался, кризис и президент «дал добро» на снижение цен и запланированные 250 рублей с 01.02.2015 снизились до 185 рублей. Может быть этот шаг поможет, хотя бы частично потеснить с полок магазина контрафактный товар и увеличить объёмы продаж легальной продукции.
Запрет на продажу алкогольных напитков, включая пиво, в утреннее, ночное время. Полный запрет на продажу алкогольных напитков в утреннее и вечернее время (с 11.00 до 22.00 введен в Санкт- Петербурге с 08.11.13г.). Запрещает реализацию алкогольной продукции, только в легальных магазинах розничной торговли, в точках общепита кафе и ресторанах, тем более в магазинах без лицензии реализация ведется круглосуточно. И кто получает дивиденды от ограничения времени продаж?
Более 10% прибавил за исследуемый период коньяк – на 11,8 %, но за последний год показатели прибавили менее 1%, а это показывает, что темпы роста практически остановились. Виски за четыре года продажи увеличились на 42,2 %, отличный показатель. Но опять, если посчитать результаты за последний год, то прирост продаж менее 3% и здесь темпы роста замедлились. Потребление вина и игристых вин осталось на прежнем уровне.
Таблица 2. Объем и структура розничной продажи алкогольных напитков и пива населению по Российской Федерации в период 2010-2013 г. тыс. дкл.
Наименование продукции |
Российская Федерация в целом |
2013 к 2010гг. |
||||
2010г. |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
относител.,% | абсолютн. | |
водки |
134693,5 |
133852 |
130125,4 |
118998,7 |
88,3 |
-15694,8 |
ликероводочные изделия с содержанием спирта до 25% |
8249,5 |
8081,2 |
7724,4 |
8391,6 |
101,7 |
142,1 |
ликероводочные изделия с содержанием спирта свыше 25% |
9015 |
8532,2 |
8588,3 |
8359,1 |
92,7 |
-655,9 |
коньяки, коньячные напитки (включая бренди, кальвадосы) |
11107,1 |
11602,2 |
12393,5 |
12413,6 |
111,8 |
1306,5 |
виски |
3596,8 |
4119 |
4979,1 |
5114,4 |
142,2 |
1517,6 |
напитки слабоалкогольные (с содержанием этилового спирта не более 9%) |
31894,3 |
31418,5 |
26869,2 |
25239,9 |
79,1 |
-6654,4 |
вина игристые (включая шампанские, газированные) |
27269,5 |
28486 |
28298,8 |
28754,5 |
105,4 |
1485,0 |
Пиво |
1003951,2 |
1011494,7 |
1017518,9 |
1005613,1 |
100,2 |
1661,9 |
Продолжается количественное сокращение предприятий с лицензиями на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей продукции в 2013 году их осталось 94.
Основные выводы. Ужесточение законов в отношении изготовителей, продавцов и поставщиков спиртного, а также постоянный рост акцизов и минимальных цен на алкогольную продукцию не могли не повлечь за собой изменения в положении дел на алкогольном рынке Российской Федерации в 2013 году.
Таблица 3. Предприятия с лицензиями на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей продукции
Наименование |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
количество организаций |
количество организаций |
количество организаций |
количество организаций |
|
Российская Федерация |
197 |
116 |
98 |
94 |
Как показывает обзор рынка алкоголя в 2013 году, в ситуации, сложившейся внутри алкогольной отрасли, можно выделить несколько основных тенденций:
1. прежде всего, подорожание алкогольной продукции в целом,
2. сокращение числа производителей,
3. снижение уровня продаж легальной продукции и рост реализации контрафакта,
4. падение рынка за счет значительного сокращения точек и времени продаж.
Библиографический список
- Статистический сборник: Основные показатели, характеризующие рынок алкогольной продукции в 2011-2014 года //www.fsrar.ru
- Российский статистический ежегодник, 2014 г.// http://www.gks.ru