УДК 78:374(045)

ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Трубицина Оксана Владимировна
Мордовский государственный педагогический институт
студентка 3 курса факультета педагогического и художественного образования

Аннотация
Данная статья посвящена обзору исторического развития системы дополнительного музыкального образования. Рассматриваемый период с 18 века по настоящее время разбит на этапы, объяснена их логическая взаимосвязь.

Ключевые слова: дополнительное музыкальное образование


THE GENESIS FOR THE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL MUSICAL EDUCATION IN RUSSIA

Trubitzina Oksana Vladimirovna
Mordovian State Pedagogical Institute
3rd year student of the faculty of pedagogy and art education

Abstract
This article reviews the historical development of music education. The period from the 18th century to the present time, divided into stages, explained by their logical relationship

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Трубицина О.В. Генезис развития системы дополнительного музыкального образования в России // Студенческие научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2015/09/2673 (дата обращения: 12.07.2023).

Исторический анализ становления дополнительного музыкального образования (ДМО) свидетельствует о его социокультурной обусловленности, об отражении в данном процессе динамики соотношения идей музыкального образования, воспитания и просвещения. Поступательное развитие ДМО не было равномерным и прямолинейным. Теоретический анализ проблемы свидетельствует, что в генезисе ДМО прослеживается четыре этапа связанные с конкретными социокультурными условиями развития российского общества и содержанием педагогической деятельности.

Первый этап (XVIII – до1861 г XIX века) характеризуется тесной связью ДМО (именуемого ранее внешкольным) с развитием музыкального образования в России в целом.

Начало этого процесса было заложено в эпоху Петра I, при котором музыка обрела официальные права гражданства в духовной жизни общества, утвердились новые формы светского музицирования, были заложены основы музыкального образования и исполнительского искусства. Особенностью музыкального образования России XVIII – начала XIX века, как подчеркивает Е.А. Бодина, являлась социально обусловленная четкая иерархическая структура, выражавшаяся в огромной дистанции между задачами музыкального образования высшей аристократии и простого народа [1,с.36].

Главной целью музыкального образования «верхов» было «воспитание эстетического сознания, душевной тонкости, чувственной рафинированности» [2, с.37]. При этом сам процесс музыкального обучения осуществлялся во взаимосвязанности певческой и инструментально-исполнительской деятельности. В привилегированных учебных заведениях (Кадетский, Морской, Пажеский корпуса, институты благородных девиц) обязательным было обучение вокалу, игре на музыкальном инструменте, участие в светском и духовном хоровом пении, в различных ансамблях.

Обучение музыке низших классов общества происходило в церковно-приходских школах, в которых музыкальное воспитание ограничивалось пением молитв. Музыка была средством упрочения в сознании религиозных истин, что свидетельствовало о господстве в народном образовании средневековых идеалов, отражало его жесткую социальную ограниченность [1, с.37]. Последнее нашло отражение в отсутствии государственной поддержки; недостаточности квалифицированных кадров, неразвитости материально-технической базы и, самое главное, «ключ к просвещению народа крепко-накрепко был замкнут в крепостническом праве».

Важно подчеркнуть, что в период с XVIII – до середины XIX века за пределами общеобразовательных учебных заведений не существовало специальных внешкольных образовательных институтов, так как в социуме отсутствовала сама потребность в дополнительном музыкальном образовании, что подтверждается исследованиями О.А. Апраксиной, Е.А. Бодиной, Ю.В. Келдыша. Для представителей высших сословий было достаточно возможностей получения музыкального образования в государственных учебных заведениях и путем домашнего обучения. Содержание музыкального образования низших сословий отличалось скудностью, направленностью на религиозно-нравственное воспитание и, соответственно не могло удовлетворить музыкальных запросов и интересов [1, с.91]. Потребность народа выразить себя в искусстве проходила стихийно, существуя в виде самодеятельного творчества.

Наше исследование позволило определить предпосылки становления ДМО, среди которых: развитие альтернативных школьным способов образования – частно, в кружках и клубах (предназначенных первоначально для лиц высших сословий); наличие в данных способах образовательной деятельности основных элементов будущей системы ДМО.

Второй этап развития ДМО (с 1861 года ХIХ века до 1917 г XX века)  определяется наличием объективных факторов, к числу которых относятся общественно-политические и экономические условия развития государства после отмены крепостного права 1861 года, его образовательная политика, направленная на удовлетворение потребностей сословий и формирование определенного типа «служивых» людей. Сказанное подтверждается исследованиями М.В  Богуславского, З.И. Равкина, Р.Б. Вендровской и др., подчеркивающих, что в переходные периоды развития общества значительно усиливается потребность в гуманизации, смене педагогического идеала, поиске путей воспитания инициативной личности, способной к продуктивной деятельности. К субъективным факторам следует отнести такие как: значительное увеличение контингента лиц, интересующихся музыкальным искусством, что связано, прежде всего, с активным развитием самого музыкального искусства; наличие общественной инициативы в развитии музыкального образования, выразившейся себя в осознании деятелями культуры духовно-ценностного смысла музыкального образования и поиске наиболее адекватных ему способов и средств обучения.

Исследование вопроса, вместе с тем показало, что данный период характеризуется отсутствием в целом по России государственной системы музыкального образования; социальной, с одной стороны, и содержательной – с другой, ограниченностью школьного компонента музыкального образования, препятствующей активному распространению музыкального искусства и удовлетворению музыкальных запросов общества;  невозможностью получить музыкальное образование всем без исключения желающим учиться музыке в функционирующих учебных заведениях (консерваториях, музыкальных училищах и т.д.), отсутствием широкой сети культурно-просветительских учреждений, в особенности, для народа. Поэтому разнообразная по формам и видам педагогическая и просветительская музыкальная деятельность передовых деятелей культуры и искусства нашла отражение именно во внешкольной образовательной сфере.

На втором этапе развития выделяются и специфические черты ДМО:

- внешкольное музыкальное образование характеризуется как просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц, направленная на удовлетворение образовательных запросов населения;

- формируются первые детские образовательные объединения и учреждения – кружки, курсы, студии, частные музыкальные школы;

- данные формы организации внешкольного музыкального образования предназначаются для приобщения к музыке многих тысяч людей различного возраста, являясь важным каналом распространения  музыкальных знаний и эстетической культуры среди широких социальных слоев общества.

Третий этап (20-е гг. ХХ века –1992 г.) развития дополнительного образования обусловливается социокультурными условиями России послереволюционного периода (1917 г.). М.О. Чеков пишет, что одно их основополагающих положений государственной политики в области развития дополнительного образования заключалось, во-первых, в обеспечении массовости внешкольных учреждений; во-вторых, вся их работа рассматривалась через призму деятельности пионерской организации; в-третьих, система внешкольного образования была подчинена учебно-воспитательным задачам школы, совместно с которой внешкольные учреждения «формировали» новый тип личности (5, с. 17).

Значительное расширение сети внешкольных учреждений, наблюдаемое в 20-30-е гг, сопровождалось повсеместным открытием детских клубов, оздоровительных колоний и лагерей, различных спортивных объединений, студий художественной самодеятельности, деятельность которых была направлена на удовлетворение познавательных интересов учащихся в какой-либо из отраслей знаний, воспитание навыков участия в общественной работе,  оказание помощи в выборе профессии.  Тем самым было положено начало реализации образовательной, социально-адаптационной, профориентационной функций внешкольного образования.

В этот период сложилась разветвленная сеть внешкольных музыкально- образовательных учреждений: музыкальные школы, школы-студии при общеобразовательных школах, музыкальные кружки, хоровые студии, кружки общего эстетического воспитания и так далее.

М.О.Чеков к числу концептуальных основ дополнительного образования, заложенных в довоенное время относит такие как учет индивидуальных склонностей и возрастных особенностей воспитанников;  добровольность, свобода выбора нужного учреждения и направления деятельности; открытость и общедоступность занятий, отсутствие ограничений при приеме [5, с.16].

А.В. Лагутин отмечает, что на протяжении развития дополнительного музыкального образования после 30-х гг. соотношение в нем между общим музыкальным образованием и специальной подготовкой наиболее одаренных детей к дальнейшей профессионализации не оставалось неизменным. Если возникновение детских музыкальных школ было вызвано стремлением приобщить детей к искусству, дать им разностороннее музыкальное воспитание (общеобразовательная школа тогда еще не была готова к решению такой задачи), то с 30-х годов ХХ века усилилась тенденция в сторону профессионализации образования. Главной целью детских музыкальных школ становится обучение игре на том или ином музыкальном инструменте, а преобладающим  принципом – освоение специфических особенностей конкретно взятого вида искусства. Все это однозначно не приводило к развитию общей культуры, делало музыкальное образование поверхностным [4, с. 65].

С начала 50-х гг., по мнению А.А. Иванова, музыкальные школы принимают на себя просветительскую, культуртрегерскую функцию, определив основной своей функцией образование учащихся как «культурных слушателей» музыки, а вторичной – подготовку наиболее одаренных детей к поступлению в профессиональные учебные заведения. Данные функции он  связывает с несостоятельностью общеобразовательных школ, кружков и студий в плане глобального решения проблемы массового музыкально-эстетического воспитания [3, с.112].

Вместе с тем, А.А. Иванов отмечает, что вплоть до конца ХХ века двойственность целевых установок детских музыкальных школ, а также жесткие рамки учебных планов и программ, ставящих на одну ступень учащихся с различными данными, являлись причиной падения интереса детей к серьёзным занятиям музыкой, порождали массовые отсевы. Учреждения внешкольного музыкального образования не могли полностью реализовывать свои возможности и как очаг общего музыкального воспитания и как наиболее организованная форма предпрофессиональной подготовки [3, с.113].

В итоге, противоречивый характер развития ДМО обусловил пересмотр роли и места внешкольных учреждений в системе образования, их педагогическую эффективность.

Четвертый этап развития системы дополнительного музыкального образования (1992 г. – по настоящее время) нами связывается с демократическими преобразованиями в жизни общества, с усилением внимания к личности, как субъекту образования и воспитания. Это находит отражение в современных законодательных актах, нормативно-правовых документах, научно-педагогической литературе. Законы «Об образовании» (1992), «О дополнительном образовании» (2001) относят дополнительное образование к значимой социально-педагогической тенденции, определяющей формирование новой образовательной среды, центром которой является личность, самостоятельно выбирающая образовательный курс. Содержание образования в учреждениях системы ДМО должно носить деятельностный, практико-ориентированный характер. Иными словами, в процессе практической музыкальной деятельности (инструментальной, вокальной, хоровой, слушательской и т.д.) ученик, непосредственно соприкасаясь с музыкой, должен чувствовать, переживать ее. Момент такого индивидуального творчества наиболее ценен, так как позволяет обрести личностно значимую направленность общений с музыкой.

В соответствии со сказанным можно выделить такие особенности современного дополнительного музыкального образования как свобода выбора учащимся области музыкальной деятельности; богатство организационных форм; разнообразие способов взаимоотношений педагога-музыканта и детей внутри творческого коллектива; обеспечение школьнику «ситуации успеха»; выравнивание стартовых возможностей для получения базового образования и ранней профессиональной ориентации.

Таким образом, под современным дополнительным музыкальным образованием можно понимать культурно-развивающее образовательное пространство, расширяющее вариативную составляющую общего музыкального образования, ставящее целью формирование музыкальных ценностных ориентаций личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с музыкальным искусством.


Библиографический список
  1. Бодина, Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников: Учебное пособие к спецкурсу для студ-ов 3-4 к. муз.-пед.ф-та. / Куйбышевск. гос. пед. ин-т им. В.В.Куйбышева. МГЗПИ. М., 1989. 82 с.
  2. Горский, В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образование.  2003. №2. С. 29-34.
  3. Иванов, А.А. ДМШ – учреждение дополнительного или начального профессионального (специализированного) образования? // Рос.научно-практ. конф. «Музыкальное образование на пороге 21 века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства». 17-18 дек.1998 г.: Материалы. Оренбург: Изд-во ОГПУ.1998. 136 с. Т.1. С.112-113.
  4. Лагутин, А.В. Основы педагогики музыкальной школы / А.В. Лагутин. М.: Музыка, 1985. 132 с.
  5. Чеков, М.О. Теория и практика дополнительного образования в России: автореф. дис. докт. пед. наук : 13.00.01 / Чеков Максим Олегович. Самара: РИС СДДЮТ, 2003. 36 с.


Все статьи автора «Трубицина Оксана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: