УДК 78. 511. 152 (045)

ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МОРДОВСКОЙ МУЗЫКИ

Ахмедханова Эльвира Магамедхановна
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева
студентка 2 курса факультета педагогического и художественного образования

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению вопроса о методах приобщения младших школьников к народной культуре в ходе освоения традиционной мордовской музыки.

Ключевые слова: младшие школьники, народная культура, развитие музыкальных способностей, традиционная мордовская музыка


THE INCLUSION OF YOUNGER STUDENTS TO FOLK CULTURE IN THE DEVELOPMENT OF TRADITIONAL MORDOVIAN MUSIC

Ahmadkhanova Elvira Muhamethanovna
The Mordovian state teacher training college of the name of M. E. Evseveva
2nd year student of the faculty of education and arts education

Abstract
This article is devoted to consideration of the question of methods of introducing younger students to the folk culture in the development of traditional mordovian music.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ахмедханова Э.М. Приобщение младших школьников к народной культуре в ходе освоения традиционной мордовской музыки // Студенческие научные исследования. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://student.snauka.ru/2015/04/2422 (дата обращения: 17.07.2023).

В настоящее время стало актуальным обращение к традиционной музыке как средству приобщения к музыкальной народной культуре. Между тем, на изучение традиционной музыки в общеобразовательных
учреждениях отводится недостаточно внимания как на уроке музыки, так и во внеклассной работе. Между тем, факультативные занятия могут не только дать начальные, необходимые представления о традиционной мордовской музыке, но и углубить знания о ее содержании, дать практический опыт ее осуществления.

Целью факультатива является приобщение младших школьников к народной культуре в ходе освоения традиционной мордовской музыки.

Задачи:

– пробудить любовь и интерес к музыке народов, проживающих на территории Республики Мордовия (русского, мордовского, татарского, украинского и др.);

– определить сходство и различие в музыке этих народов;

–  при помощи творческих заданий приобщить к традиционной мордовской музыкальной культуре младших школьников;

– познакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями.

Методы, применяемые педагогом в ходе работы на  факультативных занятиях:

– слушание народной музыки;

– беседы о музыке;

– игры;

– движения под музыку, танцы;

– исполнение песен.

Пример факультативного занятия

Тема: «Этот чарующий мир мордовской песни»

(приуроченные
песни)

Цель: Познакомить детей с мордовскими народными песнями.

Задачи:

образовательная: при первом обзорном знакомстве дать некоторые представления о системе  музыкальных жанров мордовской музыки; повторить изучаемый материал;

развивающая:
разучивание песни, развитие музыкальных способностей;

воспитательная:
пробуждение интереса и любви к мордовской народной культуре.

План занятия:

1. Разучивание песни «Коляда» и рассказ о таких песнях.

2. Изучение рождественского стиха.

3. Рассказ о песнях весеннего календаря,  слушание струнного наигрыша «Ай, сязьгата, ай, шакшата».

4. Слушание песни «Тиринь веле».

5. Творческое задание.

6. Итог работы.

Музыкальный материал:

1. Песня «Коляда» из сборника мордовских песен Г. И. Сураева-Королева.

2. Инструментальный наигрыш «Ай, сязьгата, ай, шакшата» в обработке В. С. Родионова.

3. Г. Г. Вдовин «Тирень веле».

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Учитель:

– Сейчас вы услышите мордовскую песню. Я думаю, что вы уже знакомы с подобного рода песнями, так как
исполняются они на нашей мордовской земле. Знаете ли вы, что это песни нашего родного народа, знать и изучать которые необходимо. Поэтому на наших уроках я познакомлю вас с некоторыми мордовскими песнями, которые исполнялись еще нашими предками. По ходу  своего рассказа я буду исполнять ту или иную песню несколько раз.  Сейчас вы услышите песню мокшанскую – «Колядку». У мордовского крестьянина-землевладельца каждому времени года соответствуют те или иные песни. Они так и называются календарными, так как были приурочены к какому-нибудь времени года. Песни зимнего календаря открываются циклом
величально-поздравительных песен «Коляда». Песня  «Коляда» поется  при обрядовом обходе домов, в последний вечер зимнего солнцестояния, в конце поворота зимы к лету на протяжении двух недель,
чередуясь с ритуальными песнями и плясками в «Роштувань куду» (в Рождественском
доме).

В праздник «зимних святок» обычно колядовали группой, не только взрослые, но и дети. Руководитель при входе в сени раскрывал все двери, бросая горсть зерен с закликательными словами: «Тини-пити, курочки, сколько зерен я бросил, пусть столько одоньев будет у вас на гумне». Колядующие пели, к примеру, так:

Каляда! Каляда! Чади сюро чачозо!

Каляда! Каляда! Масторонзо пазозо!

Каляда! Каляда! Ажимешка олгазо!

Каляда! Каляда! Локшо недьшка колозо!
И   т. д.

Учитель:

– А теперь давайте вместе разучим колядку.

(Разучивание колядки)

Учитель:

– А теперь я вам прочитаю перевод этих слов:

«Посеянный хлеб да вырос бы, расщепляя землю!

Да будет у него стебель с оглоблю, колос с кнутовище,

Зерно с яичный желток, мякина с ореховую шелуху!»

Учитель:

– В рождественский праздник  обязательно проходили пляски с подтянутыми вверх руками, согнутыми в локтях, то есть, символ обращения к солнцу. В рождественских молитвах просили божество защищать то, что они должны защищать, кормить того, кого они должны кормить. Поэтому люди обращались с молитвами к
Богу. Например, Молитва:

«Сколько крупинок в этом горшочке,
Дайте нам столько добра и богатства. Защищать нас на земле от всего злого! Пусть на одной стороне будет бог солнца, а с другой бог луны, а в середине над нами, сам бог Вярепаз, Покшпаз! Защищайте нас, когда мы спим, бодрствуем, когда встаем, и ложимся спать!»

Учитель:

– А теперь давайте познакомимся с песнями весеннего календаря. Они приурочены к празднику масленицы «Маслань морот». Они исполнялись во время обхода дворов детьми, за что хозяева их угощали блинами. Также дети  громко звали весну.

Учитель: А  теперь я  проиграю вам инструментальный наигрыш, который должен исполняться на скрипке. Этот наигрыш исполнялся на «масленицу». Вы  послушайте и скажите, к какому жанру в музыке можно отнести этот наигрыш?

Дети:

– Этот наигрыш можно отнести к танцу.

Учитель:

– Правильно. Это танец, и сейчас мы немного потанцуем под него, а как? Я вас научу. В нашем танце обязательно будут хороводы только подвижные, танцевальное хождение стена на стену и легкие дроби,
без которых мордовский танец не может быть мордовским.

(Дети с удовольствием учатся танцевать вместе с учителем).

Учитель:

– Вижу, что вам понравились мордовские танцы, но вы устали. Для того чтобы вы отдохнули, послушайте песню
«Тирень веле» Г. Г. Вдовина. Я думаю, что этот шедевр мордовской музыки не оставит вас равнодушным к мордовской музыкальной культуре и вы снова захотите ее слушать.

(Слушание песни «Тирень веле» Г. Г. Вдовина в исполнении фольклорного ансамбля «Келу»).

Итог работы:

Учитель: «Ребята, сегодня мы познакомились с двумя мордовскими циклами зимнего и весеннего календаря, а еще мы познакомились с праздниками – Рождеством и Масленицей. Пели, танцевали. А сейчас давайте порисуем. Творческим заданием для вас будет нарисовать праздник «Масленицу». Лучшие работы будут высоко оценены».

 

Внеклассные занятия, пример одного из которых мы привели в своем исследовании,  по нашему мнению являются наиболее эффективной формой приобщения детей младшего школьного возраста к
народной музыкальной культуре.



Все статьи автора «Ахмедханова Эльвира Магамедхановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: